ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
16 января 2014 | 19:13

Миграция в Казахстане требует взвешенного подхода

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото Марат Абилов© Фото Марат Абилов©

Внутренняя миграция в Казахстане в последнее время стала темой для дискуссии, в которой принимают участие как чиновники акиматов, так и депутаты Парламента. К этой дискуссии Tengrinews.kz решил подключить и ученых. В интервью нашему информационному порталу доцент кафедры "Финансы и учет" Казахского гуманитарно-юридического университета Серик Джумабаев делится мнением на счет предложений по введению ограничительных мер для избежания негативных последствий, которые может вызвать внутренняя миграция. "Вообще никакого обоснования нет. Получается, что это мнение какого-то человека. Насколько обоснованы эти утверждения, где эффективность, где расчеты? Эти решения, касающиеся миллиона людей, молодых активных, и получается, что они не обоснованы", - сказал Джумабаев, комментируя предложение депутата Мажилиса Парламента Николая Логутова ограничить прописку в городах Казахстана. Напомним, что депутат апеллировал к опыту Алматы, где решением маслихата в 2010-м был утвержден порядок регулирования миграционных процессов на территории города с учетом норм предоставления жилища в размере не менее 15 квадратных метров полезной площади на одного человека. Как отмечает ученый из КазГЮУ, он не против введения запретительных мер, однако, считает, что в таком случае должно быть сделано тщательное обоснование. "Может быть запретительными мерами пусть и решается, но неясно вообще, они решаются эти вопросы или нет - вот в чем проблема. Вот если бы была доказана эффективность этих запретительных мер, но фактически интеллектуальной поддержки нет. То есть один чиновник говорит, ссылается на другого чиновника, ну, а где анализ, какие критерии?", - задается вопросом он. Того же мнения он придерживается и на счет инициативы акимата Астаны ввести в столице ценз оседлости. Может, ценз и необходим, но механизм этот, утверждает он, должен быть всесторонне обдуманным. В то же время, комментируя депутатский запрос Логутова, он напоминает, что в Казахстане уже больше десяти лет действует статья 378 КоАП, где по его словам, содержатся очень серьезные механизмы, регулирующие прописку граждан. В частности, эта статья предусматривает штрафы за регистрацию в жилище, здании или помещении лиц, которые фактически в них не проживают. "Существует ли статистика количества применения статьи 378. Может дело не в законе, а в практике его применения?", - задается вопросом собеседник. Также он указывает на то, что отсутствует анализ опыта Алматы, неизвестно, на сколько он положительный, как изменилась миграция. В целом он считает, что для разработки госполитики в сфере, к которой относится внутренняя миграция, необходимо мобилизовать все интеллектуальные ресурсы страны, создать площадки для выработки обоснованных решений, анализа, мониторинга и прогнозирования ситуации. Например, говорит он, для увеличения объемов жилья, можно использовать опыт французской программы по ревизии пустующих зданий. Там государство имеет право реквизировать длительно пустующие помещения и здания. Для отдельных помещений и квартир срок простоя - 8 месяцев, для объектов недвижимости, принадлежащих юрлицам -18 месяцев. Реквизиция проводится на срок от 1 года до 12 лет, и владельцам полагается денежная компенсация. Правда, собственник недвижимости может этого избежать, если представит проект использования пустующего здания. Основной причиной такого явления, как внутренняя миграция, по его мнению, является недостаточное развитие инфраструктуры, отсутствие перспективы и рабочих мест в селах и малонаселенных городах Казахстана. "В Архангельской области России существует вдохновляющий опыт использования гуманитарных технологий позволяющий сделать так, чтобы, не приказывая и навязывая готовых решений, сделать так, чтобы внутри маленьких полуразрушенных деревушек люди стали шевелиться, думать, стремиться, рождать здравые идеи, создавать проекты и новые виды бизнеса, ранее неизвестные или давно позабытые. Глебом Тюриным и его Институтом общественных и гуманитарных инициатив возрождено более пятидесяти деревень российского севера. Технологии такого социального консалтинга можно и нужно внедрять и в нашей республике", - предполагает ученый.


Иконка комментария блок соц сети
Внутренняя миграция в Казахстане в последнее время стала темой для дискуссии, в которой принимают участие как чиновники акиматов, так и депутаты Парламента. К этой дискуссии Tengrinews.kz решил подключить и ученых. В интервью нашему информационному порталу доцент кафедры "Финансы и учет" Казахского гуманитарно-юридического университета Серик Джумабаев делится мнением на счет предложений по введению ограничительных мер для избежания негативных последствий, которые может вызвать внутренняя миграция. "Вообще никакого обоснования нет. Получается, что это мнение какого-то человека. Насколько обоснованы эти утверждения, где эффективность, где расчеты? Эти решения, касающиеся миллиона людей, молодых активных, и получается, что они не обоснованы", - сказал Джумабаев, комментируя предложение депутата Мажилиса Парламента Николая Логутова ограничить прописку в городах Казахстана. Напомним, что депутат апеллировал к опыту Алматы, где решением маслихата в 2010-м был утвержден порядок регулирования миграционных процессов на территории города с учетом норм предоставления жилища в размере не менее 15 квадратных метров полезной площади на одного человека. Как отмечает ученый из КазГЮУ, он не против введения запретительных мер, однако, считает, что в таком случае должно быть сделано тщательное обоснование. "Может быть запретительными мерами пусть и решается, но неясно вообще, они решаются эти вопросы или нет - вот в чем проблема. Вот если бы была доказана эффективность этих запретительных мер, но фактически интеллектуальной поддержки нет. То есть один чиновник говорит, ссылается на другого чиновника, ну, а где анализ, какие критерии?", - задается вопросом он. Того же мнения он придерживается и на счет инициативы акимата Астаны ввести в столице ценз оседлости. Может, ценз и необходим, но механизм этот, утверждает он, должен быть всесторонне обдуманным. В то же время, комментируя депутатский запрос Логутова, он напоминает, что в Казахстане уже больше десяти лет действует статья 378 КоАП, где по его словам, содержатся очень серьезные механизмы, регулирующие прописку граждан. В частности, эта статья предусматривает штрафы за регистрацию в жилище, здании или помещении лиц, которые фактически в них не проживают. "Существует ли статистика количества применения статьи 378. Может дело не в законе, а в практике его применения?", - задается вопросом собеседник. Также он указывает на то, что отсутствует анализ опыта Алматы, неизвестно, на сколько он положительный, как изменилась миграция. В целом он считает, что для разработки госполитики в сфере, к которой относится внутренняя миграция, необходимо мобилизовать все интеллектуальные ресурсы страны, создать площадки для выработки обоснованных решений, анализа, мониторинга и прогнозирования ситуации. Например, говорит он, для увеличения объемов жилья, можно использовать опыт французской программы по ревизии пустующих зданий. Там государство имеет право реквизировать длительно пустующие помещения и здания. Для отдельных помещений и квартир срок простоя - 8 месяцев, для объектов недвижимости, принадлежащих юрлицам -18 месяцев. Реквизиция проводится на срок от 1 года до 12 лет, и владельцам полагается денежная компенсация. Правда, собственник недвижимости может этого избежать, если представит проект использования пустующего здания. Основной причиной такого явления, как внутренняя миграция, по его мнению, является недостаточное развитие инфраструктуры, отсутствие перспективы и рабочих мест в селах и малонаселенных городах Казахстана. "В Архангельской области России существует вдохновляющий опыт использования гуманитарных технологий позволяющий сделать так, чтобы, не приказывая и навязывая готовых решений, сделать так, чтобы внутри маленьких полуразрушенных деревушек люди стали шевелиться, думать, стремиться, рождать здравые идеи, создавать проекты и новые виды бизнеса, ранее неизвестные или давно позабытые. Глебом Тюриным и его Институтом общественных и гуманитарных инициатив возрождено более пятидесяти деревень российского севера. Технологии такого социального консалтинга можно и нужно внедрять и в нашей республике", - предполагает ученый.
Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети