Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
31 мая 2013 15:12

Эксперт: Снижения цен на излишки бензина не ожидается

Ажар Аширова корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нефтеперерабатывающий завод. Фото ©munaigaz.kz Нефтеперерабатывающий завод. Фото ©munaigaz.kz

По словам эксперта Института политических решений (ИПР) Сергея Смирнова, ожидать снижения цен на излишки бензина не следует, передает корреспондент Tengrinews.kz. Как отметил эксперт, в рыночной экономике превышение предложения над спросом ведет к снижению цен на товары и услуги. "Однако по факту наша экономика является царством монополий, а не рынка, и этот закон не работает", - сказал он. Ранее в СМИ сообщалось, что работа казахстанских нефтеперерабатывающих заводов может быть приостановлена из-за нехватки емкостей для нефтепродуктов. Также отмечалось, что на хранилищах НПЗ в 2013 году были накоплены излишки бензина. Так, запасы бензина марки АИ-92 составили 220 тысяч тонн, АИ-80 - 65 тысяч тонн. Кроме того, известно, что вывоз светлых нефтепродуктов из Казахстана запрещен, но руководство всех НПЗ обратилось к правительству с просьбой разрешить экспортировать им излишки бензина. "Заводы вынуждены будут приостановить переработку нефти до тех пор, пока не освободятся емкости для хранения нефтепродуктов. Сколько на это потребуется времени, сказать сложно", - отметил Смирнов. По его мнению, чтобы разгрузить рынок и НПЗ, необходимо разрешить экспорт нефтепродуктов. Аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Камилла Манакова считает, что в первые четыре месяца 2013 года казахстанские НПЗ оказались затоварены собственной продукцией по причине ввоза российского бензина по демпинговым ценам. "Так, по информации генерального директора Павлодарского НХЗ Шухрата Данбая, предприятие несколько раз было на грани остановки. Чтобы избежать этого, завод отгрузил на нефтебазы в Усть-Каменогорск, Семей, Костанай, Караганду и Петропавловск около 97 тысяч тонн бензина марок АИ-80 и АИ-92. За январь-апрель Казахстан импортировал 610 тысяч тонн российского бензина класса Евро-2, что больше половины годовой нормы", - отметила аналитик. По ее словам, для решения проблемы перенасыщенности отечественного рынка ГСМ правительство Казахстана ограничило ввоз ряда нефтепродуктов из России. Как отметила Манакова, в то же время возможно послабление действующего в стране запрета на вывоз ряда нефтепродуктов. "По словам министра нефти и газа Сауата Мынбаева, ведомство в ближайшее время намерено внести в правительство предложение об отмене запрета на экспорт бензина АИ-80. Не исключен экспорт этого топлива в Афганистан, так, например, в 2011 году Казахстан, во избежание перенасыщенности рынка дизельным топливом принял решение о поставке 145 тысяч тонн в эту страну. Кроме того, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе третьей конференции министров иностранных дел стран Стамбульского процесса по Афганистану в конце апреля упоминал, что Казахстан может увеличить поставки ГСМ в Афганистан", - сказала она. Как отметила Манакова, снижение стоимости топлива вряд ли будет рассматриваться до получения результатов от уже принятых мер (ограничение импорта нефтепродуктов) и мер потенциальных (возможное исключение из запрета на вывоз ГСМ бензина АИ-80). "Кроме того, если производители будут пересматривать цены, то, скорее всего, это произойдет уже после того, как Министерство нефти и газа примет решение о регулировании оптового рынка нефтепродуктов в республике", - добавила она. Напомним, по данным Агентства Казахстана по статистике, в январе-апреле производство бензина (включая авиационный) снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 19,3 процента, до 834,1 тысячи тонн. "При такой динамике крайне нежелательна приостановка перерабатывающих мощностей, тем более всех трех заводов одновременно. Однако в качестве альтернативного решения возможен перенос сроков планового ежегодного капитального ремонта на каждом из НПЗ поочередно - подобные случаи уже были", - отметила аналитик АИРИ. В свою очередь, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов также считает, что не стоит ожидать, что цены на бензин пойдут вниз. "Так как между НПЗ и конечным покупателем нефтепродуктов стоят еще несколько организаций: оптовые нефтебазы, АЗС и транспортники. И каждый из них не может работать в убыток", - пояснил российский эксперт. Кроме того, по его словам, учитывая, что, скорее всего, будет разрешен экспорт бензина из республики, на внутренний рынок излишки не поступят, а значит, не будут оказывать действий на понижение внутренних цен на бензин.


По словам эксперта Института политических решений (ИПР) Сергея Смирнова, ожидать снижения цен на излишки бензина не следует, передает корреспондент Tengrinews.kz. Как отметил эксперт, в рыночной экономике превышение предложения над спросом ведет к снижению цен на товары и услуги. "Однако по факту наша экономика является царством монополий, а не рынка, и этот закон не работает", - сказал он. Ранее в СМИ сообщалось, что работа казахстанских нефтеперерабатывающих заводов может быть приостановлена из-за нехватки емкостей для нефтепродуктов. Также отмечалось, что на хранилищах НПЗ в 2013 году были накоплены излишки бензина. Так, запасы бензина марки АИ-92 составили 220 тысяч тонн, АИ-80 - 65 тысяч тонн. Кроме того, известно, что вывоз светлых нефтепродуктов из Казахстана запрещен, но руководство всех НПЗ обратилось к правительству с просьбой разрешить экспортировать им излишки бензина. "Заводы вынуждены будут приостановить переработку нефти до тех пор, пока не освободятся емкости для хранения нефтепродуктов. Сколько на это потребуется времени, сказать сложно", - отметил Смирнов. По его мнению, чтобы разгрузить рынок и НПЗ, необходимо разрешить экспорт нефтепродуктов. Аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Камилла Манакова считает, что в первые четыре месяца 2013 года казахстанские НПЗ оказались затоварены собственной продукцией по причине ввоза российского бензина по демпинговым ценам. "Так, по информации генерального директора Павлодарского НХЗ Шухрата Данбая, предприятие несколько раз было на грани остановки. Чтобы избежать этого, завод отгрузил на нефтебазы в Усть-Каменогорск, Семей, Костанай, Караганду и Петропавловск около 97 тысяч тонн бензина марок АИ-80 и АИ-92. За январь-апрель Казахстан импортировал 610 тысяч тонн российского бензина класса Евро-2, что больше половины годовой нормы", - отметила аналитик. По ее словам, для решения проблемы перенасыщенности отечественного рынка ГСМ правительство Казахстана ограничило ввоз ряда нефтепродуктов из России. Как отметила Манакова, в то же время возможно послабление действующего в стране запрета на вывоз ряда нефтепродуктов. "По словам министра нефти и газа Сауата Мынбаева, ведомство в ближайшее время намерено внести в правительство предложение об отмене запрета на экспорт бензина АИ-80. Не исключен экспорт этого топлива в Афганистан, так, например, в 2011 году Казахстан, во избежание перенасыщенности рынка дизельным топливом принял решение о поставке 145 тысяч тонн в эту страну. Кроме того, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе третьей конференции министров иностранных дел стран Стамбульского процесса по Афганистану в конце апреля упоминал, что Казахстан может увеличить поставки ГСМ в Афганистан", - сказала она. Как отметила Манакова, снижение стоимости топлива вряд ли будет рассматриваться до получения результатов от уже принятых мер (ограничение импорта нефтепродуктов) и мер потенциальных (возможное исключение из запрета на вывоз ГСМ бензина АИ-80). "Кроме того, если производители будут пересматривать цены, то, скорее всего, это произойдет уже после того, как Министерство нефти и газа примет решение о регулировании оптового рынка нефтепродуктов в республике", - добавила она. Напомним, по данным Агентства Казахстана по статистике, в январе-апреле производство бензина (включая авиационный) снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 19,3 процента, до 834,1 тысячи тонн. "При такой динамике крайне нежелательна приостановка перерабатывающих мощностей, тем более всех трех заводов одновременно. Однако в качестве альтернативного решения возможен перенос сроков планового ежегодного капитального ремонта на каждом из НПЗ поочередно - подобные случаи уже были", - отметила аналитик АИРИ. В свою очередь, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов также считает, что не стоит ожидать, что цены на бензин пойдут вниз. "Так как между НПЗ и конечным покупателем нефтепродуктов стоят еще несколько организаций: оптовые нефтебазы, АЗС и транспортники. И каждый из них не может работать в убыток", - пояснил российский эксперт. Кроме того, по его словам, учитывая, что, скорее всего, будет разрешен экспорт бензина из республики, на внутренний рынок излишки не поступят, а значит, не будут оказывать действий на понижение внутренних цен на бензин.
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 443.77   490.7   4.81 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети