Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
21 июня 2013 13:09

Поток иностранной рабочей силы в Казахстане не увеличится

Ажар Аширова корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Проверка документов у иностранных рабочих. Фото ©Пресс-служба ДВД СКО Проверка документов у иностранных рабочих. Фото ©Пресс-служба ДВД СКО

Поток иностранной рабочей силы в Казахстан в ближайшем времени не увеличится, передает корреспондент Tengrinews.kz. Так считает старший аналитик агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Талгат Мусабеков. По его словам, иностранцы едут в Казахстан на заработки только в случае значительного ухудшения экономической ситуации в странах Центральной Азии. "Однако, при стагнирующем состоянии рынка труда это приведет только к социальному обострению и росту безработицы в Казахстане", - сказал аналитик. Ранее сообщалось, что страны СНГ озабочены оттоком рабочих рук. Кроме того, теперь иностранные граждане, въезжающие в Россию по безвизовому режиму, обязаны приобретать миграционный вексель, который будет гарантией платежеспособности гражданина в случае его выдворения или депортации. Такую законодательную норму предлагают депутаты Госдумы России. Однако, в других странах СНГ считают, что это может привести к дополнительным рискам для рынка труда. Как отметил Мусабеков, подобная норма в Казахстане уже реализована. По его словам, согласно правилам и условиям выдачи разрешений иностранному работнику на трудоустройство, он в течение 20-ти дней обязан предоставить в уполномоченный орган документ, свидетельствующий о внесении на банковский счет работника гарантийного взноса, достаточного для приобретения билета в страну проживания. "Без сомнения, миграционный вексель необходим. В противном случае вся финансовая, процессуальная и техническая нагрузка ложится на государство. Другое дело - кто должен оплачивать этот вексель, сам гражданин или его работодатель и в какой срок необходимо провести оплату? Возможно, имеет смысл предоставлять иностранным гражданам определенный срок для внесения средств или же стоит возложить эту нагрузку на работодателей, получающих прямые экономические выгоды от дешевизны рабочей силы", - пояснил он. Как сообщил аналитик АИРИ, официальные данные свидетельствуют о том, что уровень безработицы в Казахстане уже с марта 2012 года зафиксировался на уровне 5,3 процента. "Однако, по всем ожиданиям, это процент должен вырасти в 2013 году", - сказал Мусабеков. По словам аналитика, в целом для казахстанского рынка труда свойственны сразу несколько тенденций. "Во-первых, по данным Агентства по статистике Казахстана миграционное сальдо в стране все еще положительное. Количество прибывших в Казахстан по состоянию на апрель 2013 года превышало количество выехавших из страны. Тем не менее, судя по зреющей динамике, сальдо уже в самое ближайшее время может стать отрицательным. Во-вторых, ситуация с миграцией в Казахстане значительно разнится от региона к региону. Например, на севере зафиксирован отток населения в Россию, угрожающий депопуляцией сельских территорий. На юге ситуация обратная. Объясняется это тем, что, несмотря на рецессию российской экономики, объем предложений рабочих мест на рынке России на порядок больше, чем в Казахстане", - сказал аналитик АИРИ. В свою очередь, российский аналитик компании "Финам Менеджмент" Максим Клягин считает, что подобная инициатива по внедрению миграционного векселя выглядит весьма неоднозначно. "Учитывая столь значительную сумму залога, внедрение подобного механизма может быть чревато снижением мобильности трудовых ресурсов в рамках ТС, а в худшем сценарии - существенным ростом рисков расширения нелегальной иммиграции и криминализации данного сектора", - заявил Клягин. По его словам, в итоге эффект для экономики и бюджета может в среднесрочной перспективе оказаться негативным. "Полагаю, необходимо рассмотреть альтернативные варианты компенсирующих механизмов, которые позволят снизить расходы государства на администрирование данного сектора", - сказал он. Как сообщил спикер, доля иностранных работников в общем объеме занятых трудовой деятельностью в России, по экспертным оценкам, варьируется в диапазоне 7-10 процентов. "То есть по верхней границе количество трудовых мигрантов составляет около семи миллионов человек. В таких условиях функционирование большого количества отраслей без притока дешевой рабочей силы из-за рубежа будет осложнено. В дальнейшем ситуация будет только усугубляться", -сказал он. Также Клягин считает, что для локальных экономик стран СНГ проблема дефицита трудовых ресурсов, безусловно, постепенно становится все более актуальной. "Ее решение возможно только по мере стабилизации внутренних рынков труда за счет развития экономики этих стран, создания большого количества новых рабочих мест и значительного повышения среднего уровня заработной платы. Полагаю, быстрее всего эти процессы будут идти в Казахстане, экономика которого остается наиболее сильной и демонстрирует существенный потенциал роста", - считает собеседник.


Поток иностранной рабочей силы в Казахстан в ближайшем времени не увеличится, передает корреспондент Tengrinews.kz. Так считает старший аналитик агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Талгат Мусабеков. По его словам, иностранцы едут в Казахстан на заработки только в случае значительного ухудшения экономической ситуации в странах Центральной Азии. "Однако, при стагнирующем состоянии рынка труда это приведет только к социальному обострению и росту безработицы в Казахстане", - сказал аналитик. Ранее сообщалось, что страны СНГ озабочены оттоком рабочих рук. Кроме того, теперь иностранные граждане, въезжающие в Россию по безвизовому режиму, обязаны приобретать миграционный вексель, который будет гарантией платежеспособности гражданина в случае его выдворения или депортации. Такую законодательную норму предлагают депутаты Госдумы России. Однако, в других странах СНГ считают, что это может привести к дополнительным рискам для рынка труда. Как отметил Мусабеков, подобная норма в Казахстане уже реализована. По его словам, согласно правилам и условиям выдачи разрешений иностранному работнику на трудоустройство, он в течение 20-ти дней обязан предоставить в уполномоченный орган документ, свидетельствующий о внесении на банковский счет работника гарантийного взноса, достаточного для приобретения билета в страну проживания. "Без сомнения, миграционный вексель необходим. В противном случае вся финансовая, процессуальная и техническая нагрузка ложится на государство. Другое дело - кто должен оплачивать этот вексель, сам гражданин или его работодатель и в какой срок необходимо провести оплату? Возможно, имеет смысл предоставлять иностранным гражданам определенный срок для внесения средств или же стоит возложить эту нагрузку на работодателей, получающих прямые экономические выгоды от дешевизны рабочей силы", - пояснил он. Как сообщил аналитик АИРИ, официальные данные свидетельствуют о том, что уровень безработицы в Казахстане уже с марта 2012 года зафиксировался на уровне 5,3 процента. "Однако, по всем ожиданиям, это процент должен вырасти в 2013 году", - сказал Мусабеков. По словам аналитика, в целом для казахстанского рынка труда свойственны сразу несколько тенденций. "Во-первых, по данным Агентства по статистике Казахстана миграционное сальдо в стране все еще положительное. Количество прибывших в Казахстан по состоянию на апрель 2013 года превышало количество выехавших из страны. Тем не менее, судя по зреющей динамике, сальдо уже в самое ближайшее время может стать отрицательным. Во-вторых, ситуация с миграцией в Казахстане значительно разнится от региона к региону. Например, на севере зафиксирован отток населения в Россию, угрожающий депопуляцией сельских территорий. На юге ситуация обратная. Объясняется это тем, что, несмотря на рецессию российской экономики, объем предложений рабочих мест на рынке России на порядок больше, чем в Казахстане", - сказал аналитик АИРИ. В свою очередь, российский аналитик компании "Финам Менеджмент" Максим Клягин считает, что подобная инициатива по внедрению миграционного векселя выглядит весьма неоднозначно. "Учитывая столь значительную сумму залога, внедрение подобного механизма может быть чревато снижением мобильности трудовых ресурсов в рамках ТС, а в худшем сценарии - существенным ростом рисков расширения нелегальной иммиграции и криминализации данного сектора", - заявил Клягин. По его словам, в итоге эффект для экономики и бюджета может в среднесрочной перспективе оказаться негативным. "Полагаю, необходимо рассмотреть альтернативные варианты компенсирующих механизмов, которые позволят снизить расходы государства на администрирование данного сектора", - сказал он. Как сообщил спикер, доля иностранных работников в общем объеме занятых трудовой деятельностью в России, по экспертным оценкам, варьируется в диапазоне 7-10 процентов. "То есть по верхней границе количество трудовых мигрантов составляет около семи миллионов человек. В таких условиях функционирование большого количества отраслей без притока дешевой рабочей силы из-за рубежа будет осложнено. В дальнейшем ситуация будет только усугубляться", -сказал он. Также Клягин считает, что для локальных экономик стран СНГ проблема дефицита трудовых ресурсов, безусловно, постепенно становится все более актуальной. "Ее решение возможно только по мере стабилизации внутренних рынков труда за счет развития экономики этих стран, создания большого количества новых рабочих мест и значительного повышения среднего уровня заработной платы. Полагаю, быстрее всего эти процессы будут идти в Казахстане, экономика которого остается наиболее сильной и демонстрирует существенный потенциал роста", - считает собеседник.
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 448.12   483   4.85 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети