Алмагамбетов Нурулла Алмагамбетович

  • Фото ветерана: Алмагамбетов Нурулла Алмагамбетович
    Алмагамбетов Нурулла Алмагамбетович
  • Фото ветерана: Алмагамбетов Нурулла Алмагамбетович
    Фото ветерана: Алмагамбетов Нурулла АлмагамбетовичФото ветерана: Алмагамбетов Нурулла Алмагамбетович

СЕРДЦЕ, КОТОРОЕ БИЛОСЬ ДЛЯ НАРОДА

Генерал Нурулла Алмагамбетов родился в 1919 году в ауле № 14 "Аккум" Кызылординской области. Рано осиротев, он приехал в Кызылорду, где поступил, и, упорно овладевая русским языком и новыми знаниями, с отличием закончил медицинский техникум. На вступительных экзаменах в Алматинский Медицинский Институт грамотного юношу заметили. В годы острой нехватки квалифицированных кадров, вместо зачисления на учебу он услышал: "Успеешь учиться. Сейчас ты нужен здесь, хотя бы поставь работу!" Его назначили на должность заведующим районным отделом здравоохранения Кагановического района Алматы. Через 3 месяца 19-летнего Нуруллу призвали в армию.

Его служба в Советской Армии началась в горячих песках Туркменистана с походами в Иран, рядовым №150 горнострелкового полка №83 горнострелковой дивизии. Оттуда он был переведен на войну в Финляндию сначала в №42-й отдельный кавалерийский разведывательный эскадрон, задачей которого было обнаружение ДОТов, ДЗОТов, добыча "языка" и другая разведывательно-розыскная работа, а в дальнейшем на должность начальника состава - старшего военного фельдшера (старшего лейтенанта Медслужбы) 10-ого отдельного Бронепоезда.

Однажды на задании по поимке "языка" Нурулла Алмагамбетов шел, согласно разработанному маршруту, когда его обнаружила группа финских солдат. Он вскинул винтовку и финны тут же "открыли" по нему огонь, но их ружья в условиях небывалых морозов, замерзнув, не сработали. Не мешкая, Нурулла сам выстрелил, ведь, аккуратный и исполнительный, он, по приказу командира, носил оружие, располагая его боевую часть в подмышке, хотя это и было тяжело и неудобно, так как надо было управлять лыжными палками. Это не только спасло ему жизнь, но под прицелом своего ружья он привел сразу несколько "языков"!

Руководство представило его к награде, но он так и не получил ее. Впрочем он не сожалел, а лишь говорил, что не было героизма, а была удача, хорошая реакция и дисциплина выполнения приказов. Всего им было добыто 18 "языков".

После финской войны Нурулла Алмагамбетов был откомандирован во вновь формирующуюся №101 отдельную Казахскую стрелковую Бригаду в город Актюбинск. 19 ноября 1942 года №100 и №101 казахские бригады преградили путь фашистским войскам, осуществлявшим второй стратегический поход на Москву, на линии фронта, именуемого "Ржевский выступ". Константин Симонов назвал его "Долиной смерти", где бои шли "не на жизнь, а только на смерть". Известный поэт Александр Твардовский написал, вернувшись из поездки на Ржевский участок фронта, полный впечатлений "горьких, до физической боли в сердце":

Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, На левом,
При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,–
Точно в пропасть с обрыва–
И ни дна, ни покрышки…

Руководитель научно-поискового отряда "Орел" Оленинского района Тверской области Д. А. Жук в своем письме от 24 сентября 2007 года пишет: "…Потери были огромны. Бригады попали в начало крупной боевой операции наших войск в составе двух фронтов - Калининского и Западного…. по масштабам совместимой со Сталинградской операцией…"

Восхищаясь смелостью и мужеством своего земляка, заместитель командира №101 бригады майор Муса Садыбеков в своем письме от 24 декабря 1942 года на имя первого секретаря Кызылординского обкома партии писал: "… Мой земляк командир санроты №101 бригады Нурулла Алмагамбетов среди воинов пользуется большим авторитетом. Проявляя отвагу и мужество, он лично вынес с поля боя более 30 воинов и оказал необходимую медицинскую помощь, за что был награжден орденом "Красная Звезда". А сколько раз с автоматом в руках он вел в атаку свою санитарную роту и участвовал в кровопролитых сражениях…"

После битвы на "Ржевском выступе" №101 бригада с марта 1943 года с боями двигалась на Запад и вступила на территорию оккупированной Белоруссии, где влилась в состав 47-й Невельской стрелковой дивизии, где Нурулла Алмагамбетов участвовал в военно-стратегической операции "Багратион" по полному освобождению территории Белоруссии от захватчиков.

За Полоцкую операцию приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина от 4 июня 1944 года Нурулле Алмагамбетову была объявлена благодарность и вручена медаль "За отвагу". "Под обстрелом противника, в палатках, пробитых осколками мин и снарядов, военные медики не прекращали свою работу", - вспоминает однополчанин - полковник в отставке Какен Абенов.

"… Без сна и отдыха Нуреке оказывал медицинскую помощь, борясь за жизнь каждого бойца… А когда для выполнения задачи достать "языка" специально формировались команды, первым войти в состав группы захвата вызывался Нуреке. Для подобных операций зачастую командование выбирало его, зная о его богатом боевом опыте, вынесенном с полей Финской войны. Таков был Нуреке - смелый, храбрый и обаятельный человек" ("Ради жизни" №6, март, 1996 г.).

Для сбора ценнейшей информации о местах расположения живой силы и боевой техники на передовой и в тылу немецкое командование использовало бронированные и имевшие большой запас высоты, недоступной для советских истребителей, самолеты-разведчики, так называемые "рамы". При виде "рамы", кружившей над позициями советских войск, воины стреляли из любых видов оружия. За их уничтожение присваивалось звание героя Советского Союза. Опытный стрелок, многократный победитель соревнований Нурулла Алмагамбетов выстрелил по самолету из противотанкового ружья, обладавшего большой убойной мощностью в присутствии множества свидетелей. Самолет-разведчик загорелся и упал. Тут же командование подразделения составило рапорт и наградной лист для вышестоящего командования о данном случае. Однако, как это часто бывало на войне, награда так и не нашла его.

Однажды немцы сдали крупную узловую железнодорожную станцию практически без боя. На путях стояли цистерны со спиртом и вагоны с вино-водочными изделиями. Несмотря на запрет командирами военных подразделений на употребление алкогольных напитков пьянство разгоралось. К ночи для сохранения дисциплины и предупреждения несчастных случаев в своем подразделении Нурулла Алмагамбетов с другими офицерами, кого уговорами, кого под угрозой оружия, организовал и вывел своих солдат трезвыми за территорию железнодорожной станции. Когда оставшиеся - основная масса пьяных солдат и некоторых офицеров - не выставив боевого охранения легла спать, на станцию вошли немецкие войска, которые практически без единого выстрела захватили в плен многотысячную группу военнослужащих советской армии.

Подразделению Н.Алмагамбетова удалось отбить некоторое количество военнослужащих. Они вырвались из окружения и, достигнув леса, заняли оборону. Тогда при минометном обстреле одним из обрубков дерева была нанесена рана на спине. Три дня несли солдаты Н.Алмагамбетова на импровизированных носилках, благодарные ему за спасение их от страшного плена и смерти.

47-я стрелковая дивизия действовала в составе 4-й ударной Армии в Калининском, потом 1-м Прибалтийском фронтах, принимала участие в освобождении сотен населенных пунктов: деревень, сел, семи городов Калининской, Смоленской и других областей России, Витебской и других областей Белоруссии и многих территорий Прибалтийских Республик - Литвы, Латвии, Эстонии. В составе 47-й стрелковой победу в Великой Отечественной войне он праздновал на территории Румынии и Венгрии.

После окончания войны Нуруллу Алмагамбетова со всем начальствующим составом роты передали в распоряжение Советской военной администрации в Германии... и еще долгих 2 года он находился в составе оккупационных войск. Воины продолжали погибать и получать ранения в уличных сражениях, отличавшихся своей внезапностью и коварством. В этих условиях Нурулла Алмагамбетов решал одновременно и вопросы здравоохранения, боевые задачи и бытовые, по восстановлению мирной жизни немецкого народа.

Многочисленные ранения и контузии привели к инвалидности 2-й группы. После демобилизации в апреле 1947 года и возвращения в Кызылорду он вновь занимается любимой мирной медициной, затем становится инструктором обкома, а затем секретарем Кызылординского горкома КП Казахстана, освобожденным парторгом ЦК КПСС на строительстве плотины на реке Сырдарья.

Успешно выполнив задание (1956 год) по сдаче в эксплуатацию Плотины, Н. Алмагамбетов был назначен заместителем начальника управления Комитета госбезопасности при Восточно-Казахстанском облисполкоме и как член Усть-Каменогорского горкома КП Казахстана и депутат горсовета Н. Алмагамбетов активно использовал имеющийся опыт в освоении целинных и залежных земель в Восточно-Казахстанской области, за что получил медаль "За освоение целинных земель".

В августе 1962 года, когда возникает необходимость укрепления центрального аппарата МВД проверенными, грамотными кадрами, полковника Н. Алмагамбетова в возрасте 43 лет назначают заместителем министра внутренних дел Казахской ССР.
В течение 19 лет Н. Алмагамбетов курировал направления, которые были не только сложными, но и крупномасштабными - это и ГУИТУ, и Управление строительства, Следственное управление, БХСС и Служба пожарной охраны.

Самым сложным направлением деятельности МВД была работа по содержанию и обеспечению всех сторон жизнедеятельности исправительно-трудовых учреждений (ИТУ). Этот огромный участок работы - с колониями, хозяйственными базами, осужденными и работниками ИТР, состоящими как из сотрудников правоохранительных органов, так и из специалистов большинства отраслей народного хозяйства - называли "министерством в министерстве". Большой опыт организатора, экономико-политическое образование и личные черты характера помогли Н. Алмагамбетову создать цельную, четко функционирующую систему.

Н. Алмагамбетову удается вовлечь в производство с присвоением квалификаций преступников, создать производства во всех колониях Республики: по добыче материала, по производству различных товаров, начиная с выпуска мебели, до строительства поселков, домов, городов, созданию посевных площадей с дальнейшим сбором урожая пшеницы, бахчевых культур, экспортом и пр.

Как писал в воспоминаниях генерал-майор внутренней службы, бывший первый заместитель министра внутренних дел Жданов А.Е.: "Следует отметить, что А.Н. Алмагамбетов принял руководство не просто огромного и стратегически важного для безопасности и экономики страны "хозяйства", но и слабо функционирующего, послевоенного ведомства. Если говорить о личных качествах генерала Алмагамбетова, то я хотел бы отметить его трудолюбие, чувство высокой ответственности за порученное дело, исключительную скромность. Он никогда не выпячивал свое "Я", проявлял отеческую заботу о своих подчиненных".

За выполнение важнейших государственных заданий, проявленный при этом профессионализм, за безупречное отношение к возложенным обязанностям он дважды награжден орденом Трудового Красного Знамени. Нурулла Алмагамбетов имеет 21 правительственную награду, 4 благодарности Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза И.В. Сталина "За отличные боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны", 4 Почетные грамоты Верховного Совета КазССР, более 40 поощрений, а также был удостоен почетного знака "Заслуженный работник МВД СССР". Именем генерала Нуруллы Алмагамбетова названа улица в Кызылорде и улица в поселке Джалагаш.

Нравится