18 февраля 2011 15:20

Американские ученые изобрели антилазер

Ученые создали устройство, полностью поглощающее лазерное излучение и превращающее его энергию в тепло, пишет журнал Science. Создатели - группа ученых под руководством Дагласа Стоуна из Йельского университета - говорят, что им впервые на практике удалось продемонстрировать возможность полного обращения процесса генерации лазерного излучения. До этого дня это обсуждалась только в теории. Как рассказал профессор Стоун, подобные устройства могут использоваться как оптические переключатели, детекторы и другие компоненты в компьютерах следующих поколений, использующих наряду с электричеством еще и свет для вычислений. Кроме того, его можно применять в другой области. Например, в радиологии, где антилазер может использоваться для направления лазерного излучения в маленькую область ткани человеческого организма для терапевтических или диагностических целей. Ученые Йельского университета сумели доказать на практике, что схема обратного лазера, или антилазера, на самом деле может быть реализована. Для этого они использовали кремниевую пластину толщиной 110 микрон, обе стороны которой осветили инфракрасным лазером. При этом каждая из поверхностей пластины играла роль зеркала, тогда как ее объем функционировал в качестве инертного газа. Ученые показали, что лазерные лучи "запираются" между поверхностями пластины, где их энергия поглощается атомами ее объема с выделением тепла. Исследователям удалось достичь поглощения 99,4 процента света, в дальнейшем они надеются добиться эффективности на 99,9 процента.