11 мая 2012 09:01

Древнейший календарь майя развеял миф о конце света

Археологи были поражены сохранностью фресок в доме писца в Гватемале. Фото bbc.co.uk Археологи были поражены сохранностью фресок в доме писца в Гватемале. Фото bbc.co.uk

В северной части Гватемалы археологи обнаружили самые ранние из известных на сегодня астрономических таблиц племени майя. "Это не совсем календарь как таковой, а таблицы, задающие интервалы лунных месяцев и содержащие в себе целый ряд сложных математических расчетов, связанных с астрономией. До этого подобные расчеты были известны только по Дрезденскому кодексу - рукописи майя, датируемой XIV-XV веками", - сообщил РИА Новости заместитель директора Мезоамериканского центра имени Кнорозова Российского государственного гуманитарного университета Дмитрий Беляев. В местности, где археологи проводят раскопки, находится Шультун - один из крупнейших "мертвых городов" майя (открыт около века назад одним из гватемальских чернорабочих). Изображение календаря, о котором идет речь, обнаружено учеными на стенах частично разрушенного дома писца, построенного в городе майя в начале 9 века нашей эры. Одна из стен дома представляла собой астрономический календарь, в котором расписано время затмений и "встреч" Луны, Марса и Венеры на ближайшие 1-7 тысяч лет. На другой стене был начертан солнечный календарь и особый религиозный календарь, в котором продолжительность года составляла 260 дней. Ученые подчеркивают, что последние дни ни в одном из календарей майя не стоит рассматривать как время "конца света". Что касается последнего найденного календаря, то по словам исследователей, "эти таблицы никакого отношения к 2012 году не имеют, в них и даты такой не встречается". "Вполне показательно, что на тот момент эта дата была не важной, если ей не уделили внимания. Главное, что это открытие показало, что традиция расчета календарей присутствовала гораздо раньше, чем считалось ранее. Теперь надо думать, когда такие таблицы начали составляться", - заключил Беляев. Напомним, вероятность "конца света" бурно обсуждается с начала 2000 годов, когда обнаружилось, что один из календарей майя внезапно обрывается на дате 23 декабря 2012 года.