17 августа 2014 07:30

Кишечные микробы манипулируют поведением человека

Кишечные бактерии. © Bowenworksinlondon Кишечные бактерии. © Bowenworksinlondon

Согласно исследованию американских ученых под руководством Джо Элкока (Joe Alcock) из Университета штата Нью-Мексико, бактерии в нашем кишечнике способны влиять на поведение человека через особые каналы связи, побуждая нас есть то, что нужно им, а затем наказывая нас за непослушание или поощряя за благоприятный для них выбор. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Bio Essays, сообщает портал Naked Science.

"Бактерии внутри нас являются манипуляторами. В целом в микрофлоре присутствуют самые различные пищевые интересы между разными видами бактерий. Некоторые из них соответствуют выбранной нами диете и потребляемой нами пище, а некоторые - нет", - говорит Карло Мейли (Carlo Maley) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско.

Точно объяснить, каким образом бактериям удается влиять на человека, ученые пока не могут. Но выдвигают интересную версию: вероятно, бактерии могут посылать сигнальные молекулы в окружающее пространство. Так как кишечник связан с иммунной, эндокринной и нервной системами человека, то эти сигналы могут влиять на наше поведение в нужную бактериям сторону.

Ключевым в этом процессе может являться блуждающий нерв, соединяющий 100 миллионов нервных клеток в желудочно-кишечном тракте с головным мозгом.

"Эти микробы обладают способностью управлять нашим поведением и настроением (влияя на выбор еды) через изменение нервных сигналов в блуждающем нерве, таким образом воздействуя на вкусовые рецепторы, выпуская токсины, которые негативно сказываются на нашем здоровье, или производя химическое "вознаграждение", которое улучшает самочувствие", - поясняет Афина Актипис (Athena Aktipis) из Университета штата Аризона.

Впрочем, по заверениям ученых, влияние носит двусторонний характер. Всего за сутки состав микрофлоры может полностью поменяться, если человек просто перейдет на другую диету. Одни бактерии умрут, другие распространятся.

Ученые отмечают, что с помощью пребиотиков, пробиотиков и антибиотиков можно создать микрофлору, наиболее "здоровую" и благоприятную для человека. Это особенно важно в том контексте, что некоторые действительно опасные бактерии в кишечнике могут вызвать развитие рака.