17 января 2012 18:29

Сибирские ученые нашли "бациллу бессмертия"

Фото REUTERS/Ints Kalnins© Фото REUTERS/Ints Kalnins©

Сибирские ученые обнаружили в вечной мерзлоте в недрах Мамонтовой горы в Якутии бактерию, которая активизируется и делится при температуре всего в плюс пять градусов по Цельсию, сообщает "Интерфакс-Казахстана" со ссылкой на Центр общественных связей Сибирского отделения РАН. В настоящее время ведется определение и сравнение генома Bacillius F, чтобы более точно датировать микроорганизм, однако по характеристикам белков и некоторым другим факторам обнаруженная бактерия "отстала" от современных на три миллиона лет. Ученые предположили, что этим бактериям присущ особый механизм сохранения жизнеспособности, позволивший выжить в толще мертвых пород. "Вдобавок, их отличающиеся от современных типы бактериальной стенки и белков будут вызывать более сильный или более специфичный иммунный ответ, если ввести их в организм мыши. Все так и произошло", - цитируются в сообщении слова старшего научного сотрудника Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Надежды Мироновой. Животные, которые получили "прививку от старости", оказались во всех отношениях благополучнее, чем контрольные грызуны, - по предварительным данным, требующим дальнейших исследований (то есть требуется более значительная выборка), но все-таки продолжительность жизни мышей из первой группы была больше. "Уже подтверждено, что инъекции Bacillius F благоприятно повлияли на некоторые показатели качества бытия у престарелых животных. В первую очередь, это касается иммунитета и скорости его активации", - отмечается в пресс-релизе. Кроме того, ученые исследовали мышей, которые получали инъекции Bacillius F, с помощью магнитно-резонансной томографии и выяснили, что есть два типа медиаторов, достоверно повышенных: это глутамат и таурин, обладающие иммуннорегулирующими свойствами и влияющие на продолжительность жизни клетки. При этом первый в числе прочих своих задач "отвечает" за психостимуляцию, а второй - за энергетические процессы. Соответственно, метаболизм у привитых мышей тоже ускорен, и если его рассчитывать соответственно возрасту, то у животных, которым вводили бактерии, он выше на 20-30 процентов. "Это говорит о том, что качество жизни этих животных лучше", - говорится в сообщении. Мыши, которые получили прививку Bacillius F, намного реже страдают старческой слепотой, однако на возникновение спонтанных опухолей бактерии не влияют. "Что, впрочем, и не ожидалось - это же не таблетка от всего", - отмечает Миронова.