Tengri FM Жұлдыз FM МИКС Победители Законы Казахстана Мultispace Самрук-Казына 25 лет Независимости
KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 334.31
EUR / KZT - 355.17
CNY / KZT - 48.44
RUB / KZT - 5.31
X
98 0 0 0 0

Казахстанцы проконтролируют качество государственных услуг и смогут на них пожаловаться

30 ноября 2012, 12:36
0
Фото ©Ярослав Радловский
Фото ©Ярослав Радловский

Кто не задавался вопросом, почему то, что гарантировано нам Конституцией, зачастую приходится "выбивать" у чиновников? Допустим, все владельцы машин платят дорожный налог, который должен направляться на строительство и ремонт дорог. Однако все водители "костерят" наши дороги, на чем свет стоит. Впрочем, дальше "кухонного" недовольства дело не идет.

 
Между тем, обеспечить хорошие дороги - с качественным асфальтом, освещением и так далее - это прямая обязанность государства. Равно как и образование, здравоохранение и многое другое, что гарантирует гражданам Конституция. Но чего греха таить, далеко не всегда эти конституционные обязательства выполняются в полном объеме. Людей предпочитают гонять по инстанциям, заставляя собирать массу всевозможных бумаг (зачастую и вовсе ненужных). Оформить документы о рождении ребенка, получить свидетельство о смерти - еще недавно даже выдача таких бумаг вызывала массу сложностей. А ведь еще немалую роль играл и человеческий фактор. И среди огромного количества мелких клерков обязательно находится один, с садистским удовольствием гоняющий почерневших от горя родных за всякими "уточняющими" и "подтверждающими" справками лишь для того, чтобы люди могли получить свидетельство о смерти своего родственника и, наконец, выполнить перед ним свой последний долг.
 
Понятно, что так продолжаться до бесконечности не может. Что интересно - такое понимание появилось не среди недовольных обывателей, а в правительстве. И, раз уж некоторым чиновникам "на низах" одной конституционной обязанности недостаточно, решили четко регламентировать всю работу по взаимодействию государства и общества, прописав, что конкретно обязано делать государство для своих граждан. 
 
Скептики могут спросить: "А что изменится? Как хамили, так и будут хамить, как гоняли - так же и будет". На самом деле изменения грядут действительно кардинальные. Процесс получения различных справок постепенно переходит в электронный формат. А это значит, что "столкновений" с теми самыми мелкими клерками практически не будет. Достаточно лишь зайти на портал "Электронного правительства", зарегистрировать на нем свою индивидуальную электронную цифровую подпись (ее можно получить в Центрах обслуживания населения) и получать необходимые справки, не выходя из дома. Уже сейчас на "Электронном правительстве" можно получить более 200 видов услуг в интерактивном и трансакционном режиме. Можно оплатить государственную пошлину, налоговые платежи, штраф за нарушение правил дорожного движения и даже коммунальные услуги. Если же "похода по инстанциям" не избежать, например, для получения удостоверения личности, на портале "Электронного правительства" можно посмотреть полный список документов, необходимый для выдачи удостоверения, а заодно и узнать телефон, по которому - если с вас требуют очередную "лишнюю бумагу", можно подать жалобу. И на нее обязательно отреагируют.
 
Изменения грядут не только для "бумажно-документальной отрасли". Правительство законодательно закрепляет массу государственных услуг, о которых мы сегодня даже не задумываемся. Это те же самые образование, здравоохранение, безопасность и правопорядок. Так что вскоре освещенная улица или вычищенная урна будут прописаны в законе именно как ответственность государства. 
 
Как отмечал заведующий Центром стратегических разработок и анализа Администрации Президента Эльдар Сыздыков, в действующем законодательстве государственная услуга является всего лишь одной из форм реализации государственных функций и может оказываться только по обращению. В разработанном правительством законопроекте ситуация коренным образом меняется, и государственная услуга становится первопричиной существования госорганов. 
 
В чем разница? Например, все сегодня пользуются водой из-под крана, которая вообще-то должна быть питьевой. "Санитарные нормы и правила устанавливает госорган, соответственно, это его функция. Контроль за соблюдением этих норм и правил осуществляет госорган - это тоже функция. Где в данном случае госуслуга? Госуслуга - это охрана здоровья, которое государство по своему определению должно осуществлять, - разъяснял г-н Сыздыков. - Сегодня охрану здоровья в контексте именно предупреждения через повышение качества экологии, повышения качества питьевой воды, к сожалению, мы не рассматриваем. Но законодательство, к сожалению, не позволяет это рассматривать в контексте единого процесса, сегодня у нас этими вопросами занимаются разные госорганы: Минсельхоз занимается питьевыми водами, Министерство здравоохранения устанавливает стандарты по питьевой воде, Министерство охраны окружающей среды занимается вопросами экологии. Я думаю, что само переосмысление понятия государственных услуг позволит все эти процессы оптимизировать и повысить качество. То есть, человеку не надо будет жаловаться или обращаться в госорганы для того, чтобы получить качественную питьевую воду, только по определению, что он гражданин Республики Казахстан, он будет получать питьевую воду из крана".     
 
Главное, что качество оказания этих услуг правительство предлагает оценивать самим казахстанцам - получателям этих услуг. Для объективного контроля планируется ввести общественный мониторинг качества оказания государственных услуг. Это позволит  общественным организациям, да и рядовым гражданам вносить свои предложения по совершенствованию этой сферы государственной работы и отслеживать нарушения. В случае недовольства или выявления каких-либо нарушений граждане смогут жаловаться в специальный "контролирующий" орган - Агентство по делам государственной службы, определенное в качестве уполномоченного органа в сфере госуслуг. Можно будет и в суд обратиться, и заставить государство уже в судебном порядке выполнить свои обязательства по предоставлению той или иной качественной услуги гражданам страны.
 
В правительстве рассчитывают, что эти новшества будут законодательно оформлены уже в 2013 году. А это значит, что уже в скором времени сами казахстанцы смогут не просто возмущаться недочетами в работе правительства дома на кухне, но и лично контролировать, как государственные органы, являющиеся исполнительной властью, выполняют свои обязательства перед народом.
 
Айдар Мукушев

Нравится
Добавить комментарий
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц