KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 335.46
EUR / KZT - 374.81
CNY / KZT - 50.30
RUB / KZT - 5.29

В Казахстане будет введена система общественного контроля госуслуг

30 ноября 2012, 13:24
2

Редко кто может похвастаться отсутствием опыта общения с отечественными чиновниками. Особенно в части получения нужных справок. В лучшем случае это общение означает многочасовые очереди, в худшем - многодневные походы по кабинетам и постоянные отсылы "приходите завтра" с томным намеком в глазах с бегущей строкой суммы "благодарности". Последние годы, дабы снизить коррупциогенность и облегчить жизнь обывателей, власти начали постепенной переход к электронным формам общения населения и бюрократа. Стартовавшая как система Центров одного окна процедура исключения личностного общения в самом ближайшем будущем грозит перерасти в исключительно виртуальный формат.

 
Как бы самостоятельно себя не чувствовал человек, без общения с государством он существовать не может. Государственные услуги охватывают все сферы и весь период жизнедеятельности человека: с момента рождения в течение всей своей жизни человек вынужден взаимодействовать с государством через так называемые государственные услуги. 
 
Начинается это все с получения свидетельства о рождении, паспорта и других документов, получения образования и медобслуживания. С возрастом у многих возникает потребность в документах, связанных с предпринимательской деятельностью. В общем, нет даже года, когда бы гражданин не был бы вынужден  обращаться за услугами к государству. А следовательно, государство должно максимально облегчить своим гражданам подобную зависимость. По крайней мере, максимально упростить процесс доступа к собственным услугам. 
 
Несколько лет назад в Казахстане появилось "загадочное" е-правительство. Тогда только ленивый не шутил насчет "е-". И мало верилось обещанию, что скоро, при помощи этого портала, можно будет получить буквально любую справку, какая только потребуется. Но… Прошла пара лет. И теперь молодые мамочки уже не несутся сразу после родов в собес оформлять свидетельство о рождении ребенка, а автомобилисты не должны простаивать часовые очереди в ГАИ с целью оплатить штраф, а пенсионеры могут записаться через Интернет на прием к врачу в районную поликлинику. 
 
Сегодня более 200 видов услуг уже можно получить черезИинтернет в интерактивном и трансакционном режиме. Начиная от, как уже было сказано, свидетельства о рождении ребенка до вызова врача на дом. Большая часть из них - через портал е-правительства (в них входят 77 государственных услуг, оплата 21 вида государственных сборов, 16 видов государственных пошлин, 4 вида налоговых платежей, а также оплата штрафов за нарушения ПДД).
 
Единственным условием для получения таких услуг служит наличие электронной подписи, получить которую можно за несколько минут в ближайшем ЦОНе. Правда, она может быть выдана лишь владельцам "новых" удостоверений личности (с электронным чипом). 
 
Впрочем, 219 электронных услуг - это даже не половина из имеющегося реестра государственных услуг. Он сегодня включает в себя  572 наименования в различных сферах жизнедеятельности человека:  здравоохранение, образование, социальная защита и обеспечение, культура, туризм, спорт и другие. В  большинстве своем это так называемые административные госуслуги (связанные с выдачей и получением различных справок, разрешений, документов, лицензий). 
Однако в самое ближайшее время, как обещают в правительстве, список онлай-услуг будет значительно расширен. 
 
Вместе с тем государство населению оказывает еще массу услуг, стоять за которыми в очереди не приходится. Большинство из них мы воспринимаем как само собой разумеющееся. Более того, эти услуги нигде не зафиксированы как "государственные". Хотя, если честно, при их отсутствии мы (обыватели) всегда ругаем именно его - государство. Взять, например, качество дорог или освещение улиц, в общем, все то, что создает нам благоприятные условия для жизни.
Совсем недавно правительство (а точнее, Министерство экономического развития и торговли) решило таки внести в определение "государственные услуги" те самые, нигде не учитываемые. "Мы все нуждаемся в том, чтобы в наших городах, населенных пунктах было всегда чисто, улицы освещались, чтобы дороги были хорошие, мы ощущали себя в безопасном населенном пункте. Эти все услуги мы относим к общественно-значимым, потому что условия нормальной жизнедеятельности тоже должно обеспечивать государство", - заявила ответственный секретарь МЭРТ Дина Шаженова в парламенте.  
 
Но самое важное не то, что свет фонаря или уборка мусора юридически станут зафиксированы в качестве "ответственности государства". А то, что теперь любой казахстанец будет иметь право официально оценивать качество их оказания. 
 
Как обещают в правительстве, будет введен общественный мониторинг качества оказания государственных услуг. Это позволит разного рода общественным организациям (благо таковых сегодня в стране на любой вкус и любую тему очень много), а также рядовым гражданам вносить свои предложения по совершенствованию этой сферы государственной работы и отслеживать нарушения. А заодно, в случае недовольства качеством оказываемой услуги, граждане могут жаловаться в специальный "контролирующий" орган -  Агентство по делам государственной службы (агентство уполномочено мониторить ситуацию на рынке качества). Аналог такой службы мониторинга есть, например, в Канаде - так называемая Служба по оценке удовлетворенности клиентов. Там все жалобы аккумулируются, мониторятся, обрабатываются. Данная служба является важной частью системы оказания государственных услуг Канады, направленной на повышение доверия населения правительству Канады.
 
Наши граждане, недовольные качеством работы государства, в скором времени (как только парламент примет соответствующий закон "О государственных услугах", а Президент его подпишет) смогут жаловаться на "недооказание услуги" в суд. 
 
Впрочем, как заявляют в правительстве, "наличие законодательно закрепленных прав получателей государственных услуг позволит гражданам обоснованно требовать определенный уровень качества государственных услуг". А это значит, что к каждой из услуг (напомню, речь идет не только о выдаче справок, но и о так называемых социально-значимых услугах) будет прилагаться перечень их необходимого качества. То есть жаловаться на "недостаточно ровную дорогу" будет неверно, а вот если число ям на ней будет превышать установленную норму - всегда можно будет обратиться в суд. Равно как и за степень освещенности улиц, качество уборки тротуаров… 
 
В общем, еще немного и казахстанцы смогут, не выходя из дома, вести тотальный контроль за деятельностью тех, кого они уполномочили собой руководить, то бишь за государственными органами. И, вместе с тем, так же онлайн получать полный спектр услуг от государства без всякой бумажной волокиты и бюрократических проволочек. 
 
Айдар Мукушев

Нравится
Показать комментарии (2)