Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
13 октября 2016 19:11

Почему буксует программа льготного автокредитования

ПОДЕЛИТЬСЯ

©REUTERS ©REUTERS

Программа льготного автокредитования в Казахстане начала действовать в 2015 году.  В 2016 году на программу было выделено 11 миллиардов тенге. Между тем в редакцию Tengrinews.kz нередко поступают жалобы от казахстанцев, желающих приобрести автомобиль по этой программе, но столкнувшихся с рядом сложностей.


Программа льготного автокредитования в Казахстане начала действовать в 2015 году.  В 2016 году на программу было выделено 11 миллиардов тенге. Между тем в редакцию Tengrinews.kz нередко поступают жалобы от казахстанцев, желающих приобрести автомобиль по этой программе, но столкнувшихся с рядом сложностей.

По информации БРК, по состоянию на 6 октября 2016 года, Банк развития Казахстана согласовал 8 008 заявок на сумму 29 миллиардов 249,6 миллиона тенге, поступивших от физических лиц в шесть банков второго уровня, участвующих в программе. Этим банкам было выдано 7 766 кредита для приобретения автотранспорта отечественных автопроизводителей на общую сумму 28 миллиардов 455,9 миллиона тенге.

Условия кредитования физических лиц на покупку легкового автотранспорта отечественного производства, утвержденные правительством РК, следующие: номинальная ставка вознаграждения - не более четырех процентов годовых, при этом годовая эффективная ставка, включая затраты по страхованию и оформлению в залог автотранспорта, не должна превышать 7,5 процента годовых. Срок кредитования - не более пяти лет, валюта займа - тенге, стоимость одной единицы легкового автотранспорта - не более 9 миллионов тенге, первоначальный взнос, при наличии, - не более 20 процентов от стоимости приобретаемого авто. Финансирование Программы льготного автокредитования имеет револьверный характер. То есть платежи от погашения действующих кредитов вновь направляются на автокредитование.

Сейчас по программе льготного автокредитования казахстанцы могут приобрести следующие автомобили:

На деле же, по словам, так сказать, бывалых, получить кредит не так-то и легко, даже при выполнении всех условий. Так, казахстанец Даниил Козлов заинтересовался этой программой в мае текущего года. Выбрав автомобиль, он получил одобрение от банка второго уровня, однако средств на кредитование там, по словам собеседника, не оказалось. Сотрудники банка сослались на отсутствие средств у БРК, и этот вопрос повис на полтора месяца. 

"То, когда я подал заявку, - автомобиль стоил одну сумму, а когда мне это уже стало не интересным, и я отказался от ожидания, стоимость автомобиля упала из-за колебаний доллара. Ведь тут они основываются на банковский договор, а не на ту сумму, которую выставляет салон. То есть вот этот момент никак в договоре не отображается. Фактически - курс доллара стал плавающим, но к этому не были готовы ни автосалон, ни банки, с которыми они работают. В итоге мы сняли заявку, забрали предоплату и пошли в другой салон. Там все повторилось. Кончилось все тем, что я приобрел автомобиль сам, без участия в этой программе", - рассказал собеседник. 

Следующий потенциальный участник программы льготного кредитования столкнулся с аналогичной ситуацией. По телефону в кол-центре банка ему говорили, что лимиты имеются, однако, придя в банк, ему сказали, что средств свободных нет. В итоге ему пришлось идти в другой банк и обращаться в другой автосалон. Кроме этого, по словам собеседника, в одном из банков ему говорили, что предоплата составляет 10 процентов, однако уже во время подачи заявки выяснилось, что такая ставка - лишь для сотрудников банка, всем остальным - 20 процентов.

"Это достаточно странно, ведь это деньги, которые государство выделяет. Банки здесь выступают лишь в роли проводников госпрограммы. (...) Из этого складывается впечатление, что деньги есть, но они доступны не для всех желающих. В какой-то момент я понял, что это может затянуться надолго. Я и так четыре дня подряд по 4-5 часов занимался этим. Просто у меня сложилось впечатление, что необходимо дать взятку, чтобы быстрее все заработало. (...) По всей видимости, если не пытаться с ними договориться как-то, то это будет крайне долго. А у меня просто физически нет нервов и желания все это проходить из-за кредита", - рассказал собеседник. 

По его словам, с такими сложностями проще добавить недостающую сумму и приобрести аналогичный автомобиль на вторичном рынке. В итоге, после длительных разбирательств со всеми документами заявку мужчины так и не приняли, а другой банк с наличием лимита по данной программе он найти не смог. Сейчас он собирается обратиться с жалобой в прокуратуру, чтобы они обратили внимание на эту проблему.

Жительница Алматы Роза подала заявку на получение кредита по программе в апреле. Предоставила все документы, ей все одобрили. Однако средств в банке не оказалось, и ее попросили подождать. В итоге ожидание затянулось на пять месяцев. "В принципе, уже и автомобиль мой подорожал, пришлось марку менять. Сейчас получается, что даже если они одобрят этот кредит, мало того, что время свое потратила, но и автомобиль дороже придется покупать. В рекламе говорят одно - мол, пару дней, и кредит твой, а на деле - я жду уже полгода", - рассказала собеседница. 

Еще один алматинец решил приобрести отечественный автомобиль на выгодных условиях в начале лета. Однако уже прошло полгода, а сотрудники банка ему говорят о том, что перед ним все еще большая очередь. "Все справки, задаток - оперативно принес. А почему так долго все происходит - непонятно. Может, бюрократия или коррупция, кто-то без очереди проходит. Просто неприятно, гражданин Казахстана, деньги выделяет государство, машины здесь собираются, а получить их легко не получается", - пояснил он.

Председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана "КазАвтоПром" Олег Алферов, комментируя сложившуюся ситуацию, заявил, что реальная потребность казахстанцев в доступных займах многократно превышает ресурсы программы льготного автокредитования. По его данным, сегодня загрузка ресурсов, выделенных на реализацию программы, превышает 111 процентов.

"Нехватка кредитных ресурсов сегодня служит ключевым барьером восстановления отечественного автопроизводства. (...) Сегодня оба транша, выделенных на реализацию программы, исчерпаны. И тысячи заемщиков, выбравших казахстанские автомобили, к сожалению, получают отказ в предоставлении займа. Поэтому дополнительная капитализация этого успешного проекта, несомненно, оказала бы весомую помощь рядовым жителям республики", - заявил эксперт.

По его словам, на следующем этапе БРК необходимо учесть некоторые недочеты, которые затрудняли реализацию программы. "Сегодня очевидно, что участники программы должны иметь полную свободу выбора марки и модели автомобиля. Потребитель должен самостоятельно решать, какому из отечественных производителей и брендов отдать предпочтение. Сейчас в отношении каждого из автозаводов установлены жесткие лимиты. Практика показала, что такого рода "ручное", искусственное ограничение лишь замедляет освоение ресурсов программы. Проще говоря, часть средств, выделенных на программу, остаются замороженными, и заемщики не имеют к ним доступа. Но эти издержки легко исправить, отменив лимитирование в разрезе производителей и предоставив клиентам программы право свободного выбора", - резюмировал Алферов.

Как вам дизайн сайта Tengri News?
Пройти опрос
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 451.08   483   4.85 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети