Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
20 апреля 2017 13:56

Как спасали "Ханский архив"

ПОДЕЛИТЬСЯ

Из фондов Центрального государственного архива Республики Казахстан. Перепечатка и копирование фото запрещены Из фондов Центрального государственного архива Республики Казахстан. Перепечатка и копирование фото запрещены

Слово "архив" у людей непосвященных, далеких от архивного дела, обычно ассоциируется с чем-то старым, заброшенным, преданным забвению или же кучкой документов, складированной где-нибудь в подвале, а архивист, или же, как в старину называли эту должность, архивариус, наверняка представляется в образе человека, сидящего среди груды запыленных документов.


Слово "архив" у людей непосвященных, далеких от архивного дела, обычно ассоциируется с чем-то старым, заброшенным, преданным забвению или же кучкой документов, складированной где-нибудь в подвале, а архивист, или же, как в старину называли эту должность, архивариус, наверняка представляется в образе человека, сидящего среди груды запыленных документов.

За свой тридцатилетний стаж работы в Центральном государственном архиве Республики Казахстан я наблюдала немало таких случаев, но особо запомнился один, когда несколько лет тому назад в обычный рабочий день в архив пришел посетитель с самой "прозаичной" просьбой - "помочь восстановить трудовые записи в связи с утерей трудовой книжки".

Осмотревшись по сторонам, посетитель, мужчина средних лет, признался, что до посещения нашего учреждения он представлял архив совсем по-другому (наверняка в вышеупомянутом "классическом варианте"), удивившись, что мы сидим не в подвале, а в светлом, просторном кабинете, да еще на четвертом этаже. Увидев на столе доставленные для работы из архивохранилища документы XIX века (фонд Букеевского ханства), он спросил, можно ли посмотреть или хотя бы потрогать эти раритеты, так как первый раз в жизни видит такие старые документы. Приятно удивившись, в свою очередь, проявленному со стороны посетителя неподдельному интересу к архивным делам, я, конечно же, разрешила ему "прикоснуться к краешку истории".


Из фондов Центрального государственного архива Республики Казахстан. Перепечатка и копирование фото запрещены

После ухода посетителя, взяв архивное дело, пролистывая его, я задумалась, а ведь эти самые документы несколько десятков лет тому назад действительно находились в каком-то складском помещении в Букеевской губернии, в неразобранном, хаотичном состоянии, и если бы не архивисты, наши коллеги, работавшие на поприще архивного дела в начале прошлого столетия, стоявшие у истоков создания Краевого архива, эти бесценные фолианты могли бы и не дойти до наших дней.

Да, к сожалению, должны признать, что и в наши дни профессия архивистов не считается престижной, наверное потому, что нашей задачей является хранение, а в иных случаях "хранение" через "спасение" (прошу прощения за тавтологию) духовных ценностей, а не материальных, и результат труда архивных работников не проявляется в одночасье. Каждодневный кропотливый труд архивистов будут оценивать через десятилетия представители грядущих поколений.

И в этой связи целью данной публикации является попытка еще раз обратить внимание на значимость архивного дела для исторической науки и не только на примере истории создания архивного фонда Букеевского ханства, или, как называли его первоначально, "Ханского архива".

После гражданской войны и в первые годы становления молодой Казахской Советской Республики положение архивного дела было катастрофическим, масса архивов была уничтожена, особенно военных. Так, в самом Оренбурге из 20 военных архивов сохранились лишь только жалкие остатки документов нескольких учреждений. Разрушение их производилось большей частью солдатами, так как в брошенные учреждения прежде всего на постой ставили солдат, которые и громили архивы, пуская их на цигарки, письма, оберточные материалы, топливо. "Добивали" архивы уже местные жители, когда за недостатком топлива таскали целые ворохи бумаги для топки печей.

Члены комиссии по восстановлению архивов бывших военных учреждений Л. Курашкевич и С. Петров в своих докладных записках по проверке здания бывшего военного архива, в частности, констатируют: "...Начиная от порога архива, вплоть до последнего закоулка весь пол покрыт массой хранившихся архивных дел в самом истерзанном виде, большею частью отдельных подорванных листов, измятых и грязных. Большая часть полок отсутствует...".


Из фондов Центрального государственного архива Республики Казахстан

Под руководством и при активном участии уполномоченного Главархива РСФСР Александра Петровича Михайлова, с именем которого неразрывно связана история создания архивного дела в Казахстане, осуществлялась работа по спасению от окончательной гибели существующих остатков архивов прежних учреждений и образованию Центрального краевого архива для хранения всех наиболее важных архивных материалов старых учреждений и вновь созданных при советской власти организаций.

В дело организации Краевого архива также внесли свой вклад Ахмет Байтурсынов, Жусупбек Аймаутов и Аспандияр Кенжин. В частности, сохранился протокол заседания коллегии Наркомпроса КАССР от 6 мая 1921 года, на котором рассматривались организационные вопросы, такие как разработка Положения об архивном деле, подыскание помещения для создаваемого Краевого архива республики и другое.

Сакена Сейфуллина большинство знают как видного казахского поэта, и лишь немногим известно, наверное, что он с октября 1922 года по сентябрь 1924 года занимал должность председателя Совнаркома КАССР (премьер-министр по современной аналогии). Он также оставил свой след в истории сохранения духовного наследия, о чем свидетельствуют циркулярные документы, направленные в 1922 году в адрес наркоматов и краевых учреждений за его подписью о запрещении продажи и уничтожении архивных дел без санкции Центрального краевого архива.


Из фондов Центрального государственного архива Республики Казахстан

Первоочередной задачей работников Краевого архива, который начал свою деятельность 1 сентября 1921 года, было спасение от окончательной гибели архивов прежних учреждений по всей территории республики. Первое время Центральный архив республики располагался в здании бывшего архива Духовной Консистории (угол Троицкой улицы и Торгового переулка № 70 Оренбурга). Здание не было приспособлено к отоплению, и сотрудникам приходилось работать в тяжелых условиях и таком холоде, что зимой даже замерзали чернила.


Из фондов Центрального государственного архива Республики Казахстан

Начинать работу приходилось в очень трудных условиях послевоенного времени и при его последствиях - всеобщем хаосе, голоде и эпидемиях. Многие архивы дореволюционных учреждений были выброшены из прежде занимаемых помещений, и их приходилось спасать прямо из подвалов, чуланов, погребов, дворов и улиц. Не имея зачастую транспорта или элементарно подвозки с лошадью, что в то время считалось "непозволительной роскошью", работники архива вынуждены были, образно говоря, "на собственном горбу" перетаскивать это бесчисленное количество безхозных документов в здание архива.

Документы доставляли в архив без разбору, целыми кипами. И вскоре все кабинеты переполнились делами. Даже проходы между стеллажами были завалены грудами "спасенных" безхозных документов.

Но, несмотря на нехватку помещений и квалифицированных кадров или же попросту более-менее грамотных людей, архивные работники начинают активную работу по сбору всех архивных материалов дореволюционного периода, разбросанных уже по архивам губернских учреждений, и концентрации их в Краевом архиве.

Александр Лаврентьевич Мелков, возглавлявший архив с 1923 по 1927 год, будучи историком по образованию, понимая всю важность исторических документов дореволюционного периода, в 1924 году поднимает вопрос о передаче наряду с другими материалами "Ханского архива" в Центральный краевой архив: "...Должны быть перевезены в Оренбург киргизские (казахские) дела Астраханского архива, весь Ханский архив и Закаспийский архив в количестве 300 пудов из Форта-Урицкого Адаевской губернии...".

"Ханский архив" в это время находился в ведении Букеевского губернского архивного бюро, в отчете которого за 1924 год значилось следующее: "имеется на хранении богатейший дореволюционный материал, в количестве 2 000 пудов большого исторического значения, который до последнего времени не имеет достаточного собственного помещения...".

Дальнейшая судьба "Букеевского ханства" волновала не только архивистов. Представители научного общества, поддерживая инициативу архивных работников, тоже проявляли беспокойство, направляя следующее письмо в Госплан Казахской АССР: "...В Астрахани архивы в большей сохранности, чем в Урде, потому Центральный краевой архив полагает в данный момент совершенно недопустимым передачу Астраханского архива в Урду, хотя бы эти дела и имели значение для Букеевской губернии. Необходимо для Урдинского "Ханского архива" создать условия, при которых он бы не таял, не расхищался, а стал центром для научной работы. Необходим нажим на Урдинский исполком, допускающий расхищение архива".

Документы Букеевского ханства поступили в Краевой архив лишь в 1925 году. Передача фонда совпала с переносом столицы республики в город Кызыл-Орду. Наряду с другими государственными учреждениями Краевой архив переезжает в новый центр.

В связи с передислокацией столицы в начале 1929 года архив был переведен в город Алма-Ату. Переброска фонда "Ханского архива" производится по особому распоряжению Совнаркома республики, о чем мы узнаем из письма заведующего Центрархивом Мелкова в Главное архивное управление РСФСР: "Личным распоряжением председателя Совнаркома Казахстана (Нурмаков Нигмет - Г. К.) архивные материалы Букеевского ханства и находящиеся в Оренбурге перебрасываются непосредственно в город Алма-Ату. Букеевский материал находится в пути (возможно, из Оренбурга в Кызыл-Орду)". Далее он просит: "В связи с этой переброской прошу тов. Гусева Дмитрия Васильевича, находящегося на архивных курсах в городе Москве, освободить не позднее 15 апреля сего года. Переброска в Алма-Ату (240 верст лошадьми!) очень тяжела, и Центрархиву Казахстана приходится мобилизовать все свои силы...".

С 1925 года, в течение семи лет с момента переезда правительства из города Оренбурга в Кызыл-Орду, а затем в Алма-Ату, большинство фондов, в том числе фонд Букеевского ханства, находились в "затюкованном" виде.


Из фондов Центрального государственного архива Республики Казахстан

При переезде в новую столицу Центральный архив долго решает проблему с помещением. Следующую информацию о документах "Ханского архива" находим лишь в 1935 году. Руководство архива в своем письме директору Института национальной культуры пишет: "В настоящее время Институт национальной культуры для научно-исследовательской работы интересуют архивные материалы фонда Букеевской Орды. Архивными материалами можно успешно пользоваться только тогда, когда над ними проведена соответствующая архивно-техническая обработка (разборка фонда по годам и структуре учреждения, ремонт дел, нумерация, подшивка, научное описание и шифровка дел). Состояние фонда Букеевской Орды в настоящее время следующее: всего фонд имеет архивные материалы за 1818-1916 годы, 835 связок или 23 тысяч единиц хранения. Разобрано, отремонтировано и описано 8 115 единиц хранения. В остальном же фонд за время с 1855 года не разобран и не описан, что ставит невозможной работу исследователей над ним...".

Далее приводится расчет, который показывает объем фонда: "...в плановом порядке (в нормальное рабочее время) при работе над этими фондами двух человек эта работа будет закончена в течение примерно двух лет, что, безусловно, затормозит работу Института над этим фондом. Если же фонд Букеевской Орды начать обрабатывать в вечернее время, то при наличии чтырех описателей и 16 человек ремонтеров, принимая во внимание существующие нормы КазЦАУ, в течение трех месяцев можно обработать 11 400 единиц хранения. Это означает, вместе с плановой обработкой, почти полное приведение в доступное для исследователей состояние архивных материалов Букеевской Орды...". Научно-техническая обработка фонда шла до 1938 года. Многие дела создавались буквально из россыпи. Не это ли является примером спасенного архива?

В 2002 году архивистами Казахстана был подготовлен и издан сборник документов и материалов "История Букеевского ханства. 1801-1852 гг.", куда вошли также материалы из фонда Временного совета по управлению Внутренней казахской ордой (последнее название фонда бывшего Букеевского ханства).

Такова краткая история "Ханского архива", который является составной частью Национального архивного фонда Республики Казахстан. В настоящее время в Центральном государственном архиве Республики Казахстан на хранении имеются 2 253 фондов, в которых содержатся более миллиона единиц хранения.

Каждый фонд того или иного учреждения до попадания на архивные полки для "вечного хранения" в виде окончательно сформированных дел проходят долгий и нелегкий путь. Каждый из них имеет свою историю.

Документы, попавшие в архивы с отметкой "хранить постоянно", что на языке архивистов означает "хранить вечно", являются предметом особой заботы каждого заведующего архивохранилищем ("хозяина" хранилища, как в шутку мы называем), которые, каждодневно измеряя температуру и степень влажности в помещении, обеспечивают нужную среду, необходимую для "продления жизни" раритетов, составляющих наше культурное наследие.


Из фондов Центрального государственного архива Республики Казахстан

Архив и историческая наука, на мой взгляд, понятия неразделимые. Одно без другого не может существовать. Сегодня мы с благодарностью вспоминаем наших коллег, работавших на поприще архивного дела в те годы и сохранивших для нынешнего и будущего поколений бесценные документы.

В наше просвещенное время, в век высоких технологий "продвинутым людям", как сейчас модно говорить, архивы, наверно, представляются сплошными базами данных, где с целью получения необходимой информации достаточно нажать на кнопку. Может быть, в обозримом будущем наши архивы и придут к такому состоянию. Но на сегодняшний день документы продолжают создаваться на бумажной основе. Поэтому клич, поднятый архивистами в начале прошлого столетия: "Берегите архивы!", остается актуальным и по сей день. 

Центральный государственный архив Республики Казахстан ведет отсчет своей истории с сентября 1921 года - момента создания на базе Оренбургского губернского архива Центрального Краевого архива при Народном комиссариате просвещения республики, и является самым старейшим архивом страны. Центральный государственный архив располагает 20 архивохранилищами, имеет 2253 фонда, в которых содержатся более 1,3 миллиона единиц хранения. Из общего количества учтенных документов более 200 тысяч - документы досоветского периода, более 900 тысяч - документы советского периода, более 100 тысяч - документы личного происхождения. Информация, содержащиеся в документах, уникальна и незаменима как источник по истории государственного и социально-экономического устройства, культуры и быта казахского народа.

 

Гульнар Каратаева, начальник отдела научно-информационной р­аботы и научно-справочного аппарата Центрального государственного архи­ва Республики Казахстан

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 444.22   490.7   4.76 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети