1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

"60 часов в месяц тратим на пробки". Как алматинцы предлагают разгрузить трафик

Интересная и полезная статья ✅ "60 часов в месяц тратим на пробки". Как алматинцы предлагают разгрузить трафик ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Фото: Алихан Сариев

Алматы у многих ассоциируется с горами, яблоками, а еще со смогом и километровыми пробками. В часы пик водители между собой успевают обмениваться шутками, а кто-то даже умудряется во время простоя забежать в ближайший магазин за бутылкой воды.

Корреспонденты Tengrinews.kz вышли на улицы мегаполиса и спросили у тех, кто проживает в городе, как они добираются от дома до работы, сколько времени тратят на это и что, на их взгляд, делать с проблемой, ставшей уже обыденностью.

Некоторые наши собеседники в будни вечером проводят от полутора часов в дороге. То есть в месяц как минимум 1800 минут или 30 часов они тратят на то, чтобы добраться с работы до дома. А с утренними часами у кого-то эта цифра удваивается.

На карте ниже мы видим загруженность улиц в вечернее время. Цифра в правом верхнем углу, очевидно, не сулит ничего хорошего: 9 баллов из максимальных 10.

Фото: скриншот в приложении 2ГИС

Фактически стоят проспекты и улицы: Аль-Фараби, Абая, Толе би, Розыбакиева, Сатпаева, Жандосова, Жарокова, а также район "Алтын Орды" и т. д. 

Наш первый собеседник живет в районе Сайрана, работает в центре, по городу передвигается на машине. 

"Я еду от Толе би - Варламова до Сейфуллина - Богенбай батыра.

Автобусы у нас - максимально неудобный вид транспорта, там всегда переполненные салоны, поэтому предпочитаю личный транспорт или метро.

Больше всего пробок собирают Толе би и Абая, и я стараюсь проезжать по небольшим улочкам, через частный сектор.

Но и здесь свои минусы: дорожное покрытие в плохом состоянии, узкие улочки, где приходится проезжать в миллиметрах от припаркованных авто, и отсутствие светофоров, из-за чего часто происходят аварии".

Рауан видит несколько причин заторов на дороге:

"Это огромное количество автотранспорта в городе, отсутствие подземных и наземных многоуровневых паркингов. Неуважение водителей друг к другу. Узкие дороги". 

В качестве примера собеседник приводит парковку в квадрате улиц: Масанчи - Толе би - Желтоксан - Кабанбай батыра.

"Это центр города, тут и университет, и многочисленные бизнес-центры, а найти свободное парковочное место всегда проблематично.

Думаю, что прежде чем "душить" город, сужая улицы за счет тех же велодорожек, нужно создать условия: строить многоуровневые паркинги, выводить на рейсы больше автобусов, бороться с монополией и завышенными ценами на такси", - говорит Рауан.

По словам алматинца, он бы отказался от машины в пользу метро, если бы веток было больше. 

Фото: Tengrinews.kz 

Рецепт борьбы с пробками у спикера выглядит так:

"Считаю, что нужно увеличить количество автобусов и улучшить качество сервиса: чтобы зимой включали печку, а летом - кондиционер. Чем комфортнее будет поездка в общественном транспорте, тем быстрее люди на него пересядут.

Снизить налоги и сборы на малолитражные автомобили, чтобы стимулировать граждан на них пересаживаться.

Также расширять дороги, строить новые объездные пути. Остановить точечную застройку в центре и начать развивать окраины, строить города-спутники.

Запретить строить ЖК без паркингов. Продолжать строить метро и уменьшить время ожидания вагонов в часы пик".

В качестве положительного примера Рауан называет Нью-Йорк, Москву, Париж и Сеул, где развита сеть метро, а малолитражки пользуются спросом. 

Юлия добирается до работы на автобусе. Ее маршрут: Жандосова - Яссауи до автостанции "Арман" на Аль-Фараби. 

"В утренние часы сесть на автобусы 22 и 128 практически невозможно. Они либо забиты, либо просто проходят мимо.

Поэтому я иду до Саина пешком и оттуда уезжаю на 38 автобусе (хотя он тоже переполнен) или еду на такси. На обратном пути - та же история!

Я неоднократно обращалась через соцсети, чтобы маршрут 212 продлили с Жандосова на Аль-Фараби и дальше на Восточную объездную дорогу, однако пока меня не услышали". 

На дорогу у Юлии может уходить полтора часа утром и столько же вечером. 

По ее наблюдениям, пробки возникают на всех узких улицах перед крупными дорогами.

"В районах, где скопление жилых комплексов, выручит только метро. Необходимо строительство новых веток, - считает спикер. - В Алматы проблема в том, что застройка ведется стихийно. Не учитывается, какая пропускная способность дорог с рядом стоящим ЖК.

Пора прекратить точечную застройку, нужно выводить стройки на окраины города, соблюдать стандарты, СНИПы и иные требования при выдаче разрешений на строительство ЖК". 

Следующая наша собеседница ездит на личном автотранспорте.  В час пик в дороге может провести полтора часа.

"В моем районе заторы обычно наблюдаются на спуске из Баганашила, Ремизовки и Казахфильма на проспект Аль-Фараби между 8-10 часами утра.

Но более проблемными выглядят въезды в город - это Аль-Фараби со стороны Каскелена. Кажется, что люди проводят в этой пробке от часа до двух.

Я не специалист в этом, но, может быть, причина пробок - в узости улиц, все-таки город был спланирован и застроен давно. Также у нас нет трамваев, недостаточно автобусов (из некоторых районов ходит только один), неразвитая сеть метро.

И выходом является собственное авто, особенно если в семье дети. К тому же у нас нет легкорельсового транспорта, который соединял бы город с такими населенными пригородами, как Талгар, ГРЭС, Каскелен, большинство жителей которых трудятся в Алматы.

На мой взгляд, в любом городе нужна комбинация разных видов транспорта, нужно учитывать не только покрытие ими районов, но и нюансы содержания, рентабельности и главное — нагрузки на окружающую среду, чтобы в сумме они не увеличивали смог".

В качестве положительного примера Ирина приводит Прагу. 

"Там работает метро, троллейбус, трамвай, автобус, речной транспорт, такси. Весь транспорт ходит с интервалом в несколько минут, при этом работает единый безлимитный проездной.

И самое важное - работает ночной транспорт. Это безопасность, так как горожане, туристы спокойно гуляют за полночь и знают, что они доберутся до дома.

А также плюсы в экономике — все-таки люди делают чеки сотням развлекательных заведений".

Роман предпочитает ездить на работу на общественном транспорте и велосипеде. 

"Мой маршрут - с Навои - Торайгырова в район Абая - Жарокова либо Гоголя - Назарбаева.

Часто бывает так, что автобус 86 большую часть времени теряет в пробке на Аль-Фараби. Особенно раздражает, что водители частных авто не пропускают выезжающий общественный транспорт с автостанции "Арман".

Считаю, там нужен светофор, чтобы автобусы могли свободно выехать с автостанции, а на самом проспекте Аль-Фараби необходима выделенная полоса от Навои до Сейфуллина.

Причина пробок в том, что изначально годами был перекос в финансировании, деньги в основном вкладывались в инфраструктуру вроде развязок и расширения дорог.

Ситуация с общественным транспортом в лучшую сторону меняется последние 5-6 лет. Но по-прежнему ухудшается ситуация с дефицитом водителей, также не хватает полноценных коридоров БРТ и скоростного трамвая для более быстрого передвижения по городу.

Еще нужно больше выделенных полос. Лично для меня более удобен коридор БРТ, так как, в отличие от метро, здесь не нужно тратить время на спуск и подъем, а также прохождение осмотра безопасности.

Даже если маршрут не идет до двери вашего дома, то велика вероятность, что на том же коридоре БРТ вы сэкономите достаточно времени, чтобы оставшийся путь между остановкой и пунктом назначения пройти пешком.

Параллельно необходимо повышать стоимость парковки: чем больше спрос в том или ином районе, тем выше должна быть стоимость парковки.

В качестве предложений спикер также предложил формировать взаимосвязанную сеть велодорожек и велополос. А для сокращения количества ДТП снижать скорость авто до 30-50 километров в час, в зависимости от типа улицы. Так как чем меньше ДТП, тем меньше заторов.

Жанара и утром, и вечером может тратить на дорогу по полтора часа. 

"Я каждый день утром еду на работу на автобусе из микрорайона Айгерим-2 по Шарипова, выезжаю на Райымбека, а на остановке Калкаман пересаживаюсь на такси и еду в село Коксай. 

Утром приходится долго ждать 102 автобус. Вечером, с 17 до 22 часов, по проспекту Райымбека и утром, с 5 до 10 часов утра, возникают страшные заторы, особенно в районе рынка "Алтын Орда". Если суммировать, то в месяц я трачу на пробки 60 часов. Это как минимум и не считая выходные.

Причина пробок - много транспорта, мало основных дорог. Для города более удобно метро.

Например, в Стамбуле мало транспорта, так как бензин очень дорогой и машины дорогие, люди в основном ездят на трамвае или метро.

Считаю, что нам нужно побольше развязок, станций метро и дорог". 

Шакир передвигается по городу на автомобиле и общественном транспорте. 

"Проспекты и улицы, по которым я чаще всего передвигаюсь, - это Абая, Сейфуллина, Аль-Фараби, Достык, Назарбаева, Жарокова. Они довольно загружены. Мне кажется, что в часы пик весь город стоит и ситуация с каждым годом становится только хуже.

Нужно работать над развитием общественного транспорта. Он у нас оставляет желать лучшего. Часто был свидетелем ситуации, когда двери автобуса не могли закрыться из-за того, что в него набилось огромное количество людей и они буквально задыхались внутри.

После девяти часов вечера редко удается сесть на нужный автобус, потому что их попросту нет на линии. А иногда и днем не дождешься.

Ну и порой это просто небезопасно. Всем известно, как любят лихачить алматинские водители автобусов.

Пробки зависят также от уровня культуры вождения. Включил аварийку - и как будто все можно теперь: останавливаться, где хочешь, бросать машину на общественной полосе, и это словно норма уже.

А что говорить о тех водителях, которые не успевают проехать на зеленый и закупоривают перекресток?

В Алматы для борьбы с заторами необходимо развивать маршрутную сеть, увеличивать автобусные полосы, станции метро".

Ануар большинство поездок совершает из района "Атакент" в центральную часть города. Пользуется микромобильным транспортом. 

"Часть поездок я совершаю на разных видах транспорта. Например, чтобы доехать до линии БРТ, могу использовать электросамокат. Дальше уже пользуюсь автобусом, поскольку по автобусной линии доезжаешь без пробок. Это экономит как минимум минут 30. 

Пробки возникают везде и это нормально. Сколько бы ни было так называемых горлышек, сколько бы ни строилось развязок, как бы ни оптимизировались маршруты, какие бы умные светофоры ни ставили, вы все равно столкнетесь с тем, что количество автомобилей будет расти.

Ненормально - это не развивать общественный транспорт. Поскольку в Алматы порядка 75-80 процентов жителей им пользуется. Это до двух миллионов поездок в день.

Такие цифры значительно превышают цифры, связанные с сервисом такси, где около 200 тысяч, и тем более связанные с поездками на личном транспорте. 

Надо решать проблему не вообще пробки как таковой, а чтобы в заторах не стоял общественный транспорт. Потому что если мы рассмотрим Аль-Фараби в час пик, то обнаружим интересную тенденцию.

В одном квартале 90 процентов пассажиров будут находиться в паре автобусов и 10 процентов будут сидеть в личных авто, которых несколько сотен.

Вопрос: почему из-за этих нескольких сотен должны стоять в пробках тысячи, которые сейчас в автобусах? 

Сделайте автобусную полосу на Аль-Фараби, у вас пассажиропоток увеличится значительно. Большая часть населения не будет стоять в пробках, а будет проезжать максимально быстро по полосе". 

Мы отправили запрос в Управление городской мобильности, в котором поинтересовались, как местные власти планируют разгружать трафик на дорогах. Публикуем официальный ответ. 

"Ведется строительство двух развязок: Бухтарминская - Кульджинский тракт и Саина - Монке би.

После завершения ожидается увеличение пропускной способности:

  • по Монке би - на 10 процентов,
  • Саина и Бухтарминская - на 15 процентов,
  • по Кульджинскому тракту - на 20 процентов.

Работы планируется завершить до конца текущего  года.

Также ведутся работы по пробивке наиболее загруженных магистральных улиц. Всего предусматривается строительство 6 радиальных дорог к БАКАД, из которых: 

В настоящее время реализуются:

  • Абая: от Момышулы до границы города,
  • Саина: от Рыскулова до Монке би.

Проектируются:

  • Рыскулова: от Онгарсыновой до границы города,
  • Тлендиева: от Рыскулова до границы города,
  • Северное полукольцо до границы города.

Пробивка четырех внутренних магистральных улиц (начаты работы по разработке проектно-сметной документации):

  • Жубанова: от Момышулы до границы города,
  • Райымбека: от Жетысуской до ВОАД,
  • Хмельницкого: от микрорайона Кайрат до Талгарского тракта,
  • Муканова: от Макатаева до Райымбека.

В настоящее время ведутся строительно-монтажные работы по пробивке Толе би.

Срок завершения – 2024 год.

Работы по всем пробивкам планируется завершить в 2025 году.  

Иллюстративное фото: Tengrinews.kz

  • В этом году акиматом Алматы запланировано приобретение 300 новых автобусов,
  • обновление 100 единиц троллейбусов,
  • частными парками закупаются 150 единиц газовых автобусов,
  • ведется строительство станции метро "Калкаман" (планируется ввести в эксплуатацию в 2025 году),
  • ведется разработка технико-экономического обоснования станций метро в западном направлении до рынка Барлык". 

В ответе также отмечается, что с вводом двух новых станций метро в мае 2022 года пассажиропоток увеличился в два раза и составляет порядка 90 тысяч пассажиров в день.

Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев

Реклама
Реклама