Tengri FM МИКС Победители Законы Казахстана UIB & Tengri Open EXPO 2017 Путешествия
KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 341.61
EUR / KZT - 410.27
CNY / KZT - 51.98
RUB / KZT - 5.90
Пчелиный бизнес






Владимир Прокопенко

Эта история о молодом алматинце, который любил творчество и настольные игры, но мечтал стать бизнесменом. Ему удалось связать это воедино и создать свою настольную игру под названием "Beesiness: Пчелиное дело", которая с успехом начала продаваться в России, Казахстане и Беларуси.
Знакомьтесь - 28-летний Алан Утегулов. Он окончил Московский государственный технический университет имени Баумана по специальности "Лазеры и оптика", позже получил юридическое образование. Как видим, никакого творчества, лишь цифры и буквы. Всего в Москве он прожил десять лет, но, кроме учебы, за это время он пробовал заниматься предпринимательством в разных сферах.
Наверное, мне повезло в том, что я попал в такое окружение людей с университета, которые горели что-то делать. На одной волне мы сошлись и начали вместе двигаться. Я тогда жил с родителями, они переехали в Москву. Конечно, это мне помогало. Также у меня была стипендия. В то время мы, как и все молодые ребята наверное, были помешаны на технике Apple и возили ее из США. Закупали оптом и продавали на "Горбушке" (рынок аудио- и видеопродукции в парке возле Дворца культуры имени Горбунова в Москве. - Прим. ред.). Дела шли неплохо, но хотелось как-то больше.
За вдохновением Алан обращался к различной мотивационной литературе, смотрел бизнес-коучеров на YouTube и прислушивался к себе.
Читал и слушал бизнес-аудиокниги Ричарда Брэнсона (британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Group.- Прим. ред.), смотрел блогера Андрея Шаркова. От дома до университета слушал и думал, что нужно разворачиваться и открывать свой бизнес. Изменили меня также и книга "Вас ожидает жизнь" Линн Грэбхорн, и фильм "Секрет". Со временем я понял и начал верить в то, что когда ты очень чего-то хочешь, нужно не только думать об этом, но и ощущать
Вскоре вместе с друзьями Алан открыл в Москве небольшое рекламное агентство по indoor-рекламе. Оно приносило около восьми тысяч рублей (48 тысяч тенге) за заказ, который они делали в течение недели
Мне нравилась реклама тем, что это бизнес для начинающих. А мы такими и были и общались с такими же. То есть попали в эту тусовку. Я познакомился со многими молодыми российскими предпринимателями, дизайнерами и иллюстраторами. Моя девушка, ныне жена, закончила экономический факультет МГУ. Она казашка, но родилась в Москве. Оралманка - так я ее ласково называю. Так вот, она тоже познакомила меня с многими людьми, которые в дальнейшем помогли в воплощении моего проекта. Но самое главное, что рекламный бизнес меня сподвиг к тому, чтобы что-то создавать. Ведь для меня как для инженера создать продукт, который можно тактильно ощущать, - это высший кайф
К старшим курсам университета творческая натура Алана и его поиски в том, что же можно эдакого создать, привели его к рынку настольных игр. Он начал тщательно его изучать и выяснил, что это развивающаяся ниша, которая в 2013 году в России имела объем порядка 120 миллионов долларов. Также, согласно статистике, в СНГ в среднем на семью приходится четыре настольные игры, в то время как в США - 20 игр на семью.

В Казахстане этого рынка попросту еще нет. Но тенденция к его развитию есть. И тут - не было бы счастья, да несчастье помогло - кризис. Люди стараются экономить и откладывают поездки за рубеж или другие развлечения на потом. Но с семьей проводить время как-то нужно. Здесь настольные игры стали отличной альтернативой.

Я всегда любил старую добрую "Монополию". Но со временем мне она начала казаться немного оторванной от реальности. Зачастую в экономических играх западный подход. В них нет таких элементов, как подстава, государство и так далее. А это именно те элементы, с которыми, к сожалению, рано или поздно бизнес в наших странах сталкивается. Тогда-то я и подумал, а не сделать ли мне свою экономическую игру.
Beesiness:Пчелиное дело!
Лучше взять и начать, а там уже смотреть, как и что получается. Потому что, когда человек начинает смотреть на свои риски, как правило на этом вся его инициатива и заканчивается. На начальном этапе гадать о том, как будет дальше, - тяжело. Нужно влезть в этот бизнес, а потом уже начинать копаться. Поэтому, как бы это банально ни звучало, но главное - начать. А там все приходит - люди нужные, площадки, идеи. Все это начинает складываться в нужный пазл. Но, конечно, не стоит забывать, что любой бизнес - это труд".
После окончания университета, в 2013 году, Алан вернулся в Казахстан и начал работать в Назарбаев Университете, затем устроился в Samruk-Green Energy. Параллельно с этим он работал над концепцией своей игры и перебирал несколько вариантов ее внешнего вида: в виде пирамиды - это выигрышно бы смотрелось на полке магазина, но у пирамиды и финансов - не самые лучше ассоциации; в виде сферы - это тоже смотрелось бы необычно, но в производстве в типографии сделать это оказалось крайне тяжело.

В итоге было принято решение сделать игру стандартной формы, но с оригинальным дизайном. И в этом ему помогли художники и дизайнеры из типографии, с которой он работал в Москве.

Мы решили сделать пчелиную тематику дизайна игры. Ведь в бизнесе нужно пахать как пчелка, а тут еще и названия созвучны (bee - пчела на английском). Решили так и назвать - "Beesiness: Пчелиное дело"
Работа в нацкомпании и участие в различных проектах дали мне хороший опыт. Я узнал, насколько государство и законы могут поднять отрасль или сжать ее и как взаимодействуют между собой бизнес, инновации, госструктуры и так далее. Все это нашло отражение в игре. Но к тому моменту у меня не было свободных средств на ее доработку и производство. В 2015 году у меня родился второй сын и так случилось, что он стал спонсором первого тиража моей игры. Нам выплатили пособие за второго ребенка, и я эти деньги отправил ребятам в Москву, которые заканчивали дизайн и оформление
В 2016 году Алан заказал первый тираж в две тысячи экземпляров. В общем к этому моменту он вложил в эту игру порядка двух миллионов рублей (11,8 миллиона тенге). Алан решил работать с московской типографией, которая имеет хороший опыт и каналы дистрибуции в разные магазины.
Одному заводить игры, конечно, тяжело. Я понимал, что Москва с ее огромным населением - это большой потенциал. Поэтому я, конечно, основной упор сделал на этот рынок. Хотя я понимаю, что мог бы производить эту игру в Алматы или в Китае. Но для этого нужна массовость. Это следующий этап, когда я выйду на тираж в 50-100 тысяч экземпляров и буду переводить игру на казахский, английский, испанский и другие языки. То есть world wide business у меня в планах
Сейчас около 1 300 пчелиных игр реализуются в России. Через Москву игры ушли в другие города и даже в Беларусь. Около 700 единиц "бизнес-пчелок" Алан привез в Казахстан и сейчас ведет переговоры с различными магазинами.
Алан признается, что на первый взгляд Beesiness может показаться сложной стратегией, но уже ко второй и третьей игре все правила и нюансы проясняются. В нее могут играть от двух до шести человек. В начале игры каждый участник получает карточку своего персонажа-предпринимателя. У каждого из них есть свои навыки, стартовый капитал и бизнес-репутация. Игрок руководствуется указаниями на сотах, из которых состоит все игровое поле. Также имеются дополнительные карточки: "Закон"; "Банк"; "Государство", "Подстава"; "Суд". Цель игры заключается в том, чтобы построить и развить свой бизнес.
"Особенность игры в том, что люди будут каждый раз открывать для себя что-то новое. Ведь поле из сот каждый раз собирается по-разному, а также разные персонажи, которые имеют свои свойства и условия входа. Мне, как инженеру, хотелось сделать так, чтобы люди не просто прошли игру за один раз, а с интересом бы осваивали ее в течение каждого раза"
Алан уверен, что Beesiness не просто поможет людям скоротать время, но и раскроет людей, как с профессиональной, так и личностной стороны.
Как показывает практика, некоторым вещам в школе никогда не научат. А в играх можно увидеть то, как ребенок, да или просто ваш знакомый, партнер, ведут себя в кризисной ситуации. Пускай это только игра, но ты узнаешь человека с другой стороны. Либо ты год занимался с ним бизнесом, либо ты за игру узнаешь этого человека
На данный момент на рынке СНГ Алану удалось продать уже более 200 игр. Ориентировочная цена на игру - 2 000 рублей (12 тысяч тенге). Первый тираж планирует реализовать осенью, чтобы за зиму успеть изготовить следующую партию в пять-десять тысяч и с нового года начать продавать. Подробнее с правилами игры можно ознакомиться здесь.
TENGRINEWS