Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
01 января 2018 17:45

"Первое время к каждому звуку прислушивались". Как изменилась жизнь Шахана после трагедии

ПОДЕЛИТЬСЯ

"Первое время к каждому звуку сразу прислушивались. К окну бегали без конца", - рассказывают жители Шахана. 1 января 2017 года в результате обрушения подъезда многоэтажного дома в поселке погибли девять человек, в числе которых трое детей. Корреспондент Айгерим Абилмажитова и фотограф Турар Казангапов - о новой тихой жизни шаханцев спустя год после трагедии.


"Первое время к каждому звуку сразу прислушивались. К окну бегали без конца", - рассказывают жители Шахана. 1 января 2017 года в результате обрушения подъезда многоэтажного дома в поселке погибли девять человек, в числе которых трое детей. Корреспондент Айгерим Абилмажитова и фотограф Турар Казангапов - о новой тихой жизни шаханцев спустя год после трагедии.

"Дороги появились. Вот и все изменения у нас", - говорит местный житель. Действительно, на первый взгляд глобальных перемен в поселке не наблюдается. Обрушившийся подъезд отремонтировали, заселили новых соседей. Прежние жильцы, точнее те, кто выжил в тот злополучный вечер, уехали из Шахана. 

А в квартиры в этом подъезде было решено заселить очередников, матерей-одиночек, бывших воспитанников детского дома. 


Обрушившийся подъезд дома № 4. 5 января 2017 года

Мы приехали в Шахан в декабре 2017 года. Около дома № 4 встретили женщину с детьми. Как оказалось, нашей собеседницей была вдова кочегара, которого разыскивали в течение нескольких месяцев после обрушения подъезда. Его тело обнаружили в 700 метрах от поселка, в районе заброшенных дач. 

Сейчас вдова проживает в доме, который в свое время обслуживал ее супруг. Фатиме Бухарбаевой и ее детям выделили из госфонда квартиру и пособие. Женщина до сих пор не верит, что ее супруг мог сбежать, оставив дома документы, деньги и свою семью. На вопрос об изменениях в жизни поселка вдова кочегара отвечает коротко: "Не знаем. Мы дома все время сидим".

После январьского ЧП в Шахане установили модульные котельные. Теперь на улицах города можно увидеть синие будки, огороженные кучами угля.  

Внутри будки поделена на два помещения. В первой хранится уголь, во второй находится все оборудование. "Все теперь почти на автомате", - говорит кочегар Павел.

"Я вас помню, вы были тогда здесь (в дни после трагедии - прим. автора)", - говорит кочегар нам с фотографом. В прошлом году Павел работал кочегаром в соседнем доме и предпочел не отвечать на наши вопросы. "Не до этого было", - объясняет он.

"Комиссий всяких много, все время проверяют. Ну и теперь два дома топим. Вот и все изменения".


Двор дома № 4 

"Самая большая котельная теперь у нас", - делится домком Лидия Христиановна.

"Из старых жильцов никого не осталось.  Им купили квартиры в Шахтинске, кому-то в Караганде. Люди такие молодцы, так помогали. А эти квартиры дали очередникам, мамам-одиночкам, воспитанникам детского дома. Одну из квартир выдали родителям погибшего Андропова. Но они не могут переломить себя и переехать. А так все отремонтировали в подъезде, хорошо стало", - рассказала домком.

"Какая моя первая мысль? Выскочила сразу. Света-то не было с 8 часов вечера, сидела дома, ждала, когда дадут свет. Мы с кочегаром все затушили как положено. Ну и как бомбануло. Сначала такой взрыв был, как из-под земли. Я на балкон, думала, труба моя упала, ветер же был. Смотрю из окошка - люди стали собираться на улице. Женщина какая-то с детьми бежит в наш подъезд, опять не пойму, что происходит. У меня в голове даже не было мысли, что что-то такое могло случиться. А это, оказывается, была моя племянница. Но я со страху даже не поняла этого. Она в том подъезде жила. Зашла сама не своя, говорит "У нас кочегарка взорвалась". Я оделась быстро и побежала в подвал. Думаю, сейчас кочегар-то со страху убежит. Я забежала в подъезд, думала, там первый этаж только вырвало из-за кочегарки. Но увидела другую, более страшную картину. Крыши нет, все рухнуло", - вспоминает женщина о вечере 1 января 2017 года .

По словам Лидии Христиановны, в поселке все же есть изменения. Просто сразу их не видно. 

"Я вам не скажу, что все так же. У нас сейчас новый аким. Дороги делали, вот этот дом отремонтировали, крышу поставили. Этот год шевеления прям. Мне вот снова в 16.00 часов нужно идти на собрание общее. Котельную будут ставить в будущем. Сейчас пойдем решать, трубы какие, воздушные или под землей. А аким молодец. Каждый раз подъезжает, спрашивает, как в котельной дела, температура как. Такого в жизни не видела. Всю жизнь сами топили и топили. Нашим девченкам нравится он", - с улыбкой делится домком.

На улицах города можно заметить уголь, кочегаров и золу. 

И много заброшенных квартир. 

В 14 домах в Шахане были установлены модульные котельные. Другие жители, топящие квартиры "буржуйками", хранят уголь во дворах домов, в специальных сарайчиках. 

Те, кто хранит уголь в гаражах, таскают его с помощью санок по этим тропам.

По словам домкома № 4, в день трагедии, 1 января, во дворе обрушившегося подъезда поставят свечи и цветы в память о погибших соседях.

В храме Шахана будут прочтены молитвы. Сейчас тут идут подготовительные работы, заканчивают строительство здания. В перерывах работники пьют чай.

"Вы в акимате спросите про изменения", - говорит нам плотник в храме. 

Зайдя в акимат поселка, мы случайно попали на общее собрание жителей. Люди горячо обсуждали проект котельной. 

"Да что вы так спорите, это же не из вашего кармана деньги", - обратился к собравшимся один из докладчиков, который представляет проект по строительству общей котельной.

"Да вы не знаете, как нам достались эти бюджетные деньги!" - громко произносит один из жителей поселка во время собрания.

Пока в стенах акимата кто-то спорит, какие трубы будут устанавливать в поселке, другой житель идет с санками за углем.

"Пусть хоть моя дверь живая" - выжившие о трагедии в Шахане

Шахан. Поселок тишины

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 446.78   483   4.85 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети