МИКС Победители Панфиловцы Законы Казахстана V Переработку Путешествия
KZ RU
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 328.95
EUR / KZT - 386.38
CNY / KZT - 51.50
RUB / KZT - 5.27

Назарбаев в совбезе ООН и северокорейская ядерная проблема

19 января, 15:00
15

18 января Президент Республики Казахстан выступил с Программной речью перед Советом Безопасности ООН. С 1 января Казахстан занимает позицию председателя в Совете. Президент предложил ряд конкретных мер по укреплению доверия в сфере нераспространения ядерного оружия. Кроме того Назарбаев отметил, что Казахстан готов предоставить площадку для переговоров по КНДР. "Мы выступаем за предоставление "ядерной пятерке" гарантий безопасности КНДР как важного условия для создания атмосферы доверия и возвращения Пхеньяна за стол переговоров. Казахстан готов принять посредническое участие и предоставить свою площадку для переговоров в случае такой необходимости у вовлеченных сторон", - сказал Нурсултан Назарбаев на заседании СБ ООН. Программную речь и её роль в мировой политике обсудили директор ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Ержан Салтыбаев и эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Антон Бугаенко.

Лейтмотивом выступления Президента Нурсултана Назарбаева в Совете Безопасности ООН стала антиядерная политика Казахстана и вопросы нераспространения ядерного оружия, что является главным пунктом в программе страны во время председательствования в Совбезе ООН. Стоит отметить, что этот вопрос является также одним из наиболее острых в современных международных отношениях. В частности, большой проблемой для мирового сообщества являются упомянутые Президентом ядерные программы Ирана и Северной Кореи.

Нурсултан Назарбаев обозначил в качестве основной глубинной проблемы новых ядерных программ, активизировавшихся уже после окончания холодной войны, несовершенство мировой архитектуры безопасности.

Действительно, главным мотивом КНДР, вызвавшим к жизни ее ядерную программу, стало опасение внешнего военного вторжения. Северокорейское руководство также принимало всерьез озвученные в 80-х годах ХХ века южнокорейским правительством планы по созданию собственного ядерного оружия. И хотя к моменту завершения создания оружия массового уничтожения Северная Корея использовала свою ядерную программу в основном с целью дипломатического шантажа, первопричиной программы являлось желание обезопасить себя.

В свете этого имеют большое значение предложения Нурсултана Назарбаева, направленные на создание доверительной атмосферы в международных отношениях, прежде всего предоставление гарантий странам с неядерным статусом от членов Ядерного клуба. В основу предложения положен собственный опыт Казахстана, отказавшегося от ядерного оружия и получившего гарантии безопасности от ядерных держав.

Предложенная президентом программа действий выгодно отличается от проводимой сейчас в отношении Северной Кореи. Основным инструментом текущей политики международного сообщества в отношении КНДР являются санкции.

Конечно, нельзя недооценивать эффект от экономических санкций против КНДР, введенных в 2017 году: после присоединения к санкциям Китая и России северокорейская экономика начала испытывать значительные трудности, в первую очередь коснувшиеся сельского хозяйства, зависимого от импортируемого топлива. Отчасти именно эти меры вынудили Пхеньян начать разрядку напряженности, символическим проявлением которой стало согласие отправить свою команду на зимнюю Олимпиаду в Пхенчхане.

Наметившееся на Корейском полуострове потепление отношений между двумя государствами, однако, может быть сорвано ввиду усиления санкционного давления на КНДР. На прошедшей 16-17 января 2018 года в Ванкувере встрече западных государств обсуждалось возможное ужесточение санкций против Пхеньяна. И хотя, как признают сами участники встречи, без Китая и России санкционная политика не принесет значимого результата, негативный настрой стран Запада может воспрепятствовать эффективному урегулированию ситуации в регионе. По сути, санкционная политика может дать лишь краткосрочный эффект, заставив северокорейское правительство пойти на уступки, но не решив основную проблему - ядерный статус КНДР.

В этой связи инициативы президента Казахстана заключают в себе принципиально новый подход к проблеме ядерной программы Северной Кореи в частности и распространения ядерного оружия в целом. Переход от политики давления и ограничения, чем являются санкции, к созданию атмосферы доверия, предоставлению гарантий неядерным государствам со стороны членов Ядерного клуба держав.

Предложенные Нурсултаном Назарбаевым действия необходимы также в целях построения архитектуры безопасности на евразийском континенте, так как президент Казахстана указывает на необходимость сотрудничества по этой проблеме как западных государств во главе с США, так и евразийских государств - Китая и России. Это важно в целях урегулирования самого корейского кризиса, где Пекин и Москва своей сдержанностью уравновешивают позицию США, и необходимо для предотвращения роста конфликтности между этими тремя державами.

Поддержание конструктивного диалога и баланса между США, Китаем и Россией является ключевым элементом в обеспечении безопасности на всем евразийском континенте в целом и в Центральной Азии в частности, интересы которой представляет Казахстан, будучи председателем и непостоянным членом Совета Безопасности ООН.

Таким образом, посреднические и миротворческие усилия Нурсултана Назарбаева являются не только вкладом Казахстана в общемировую стабильность, но и преследуют практические цели обеспечения условий для безопасного развития нашей собственной страны в условиях наблюдаемого геополитического кризиса.


Нравится
Поделиться
Показать комментарии (15)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц