МИКС Победители Панфиловцы Законы Казахстана V Переработку Путешествия
KZ RU
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 327.11
EUR / KZT - 386.74
CNY / KZT - 51.37
RUB / KZT - 5.34

Для любого родителя самый сильный страх - это страх за детей, их здоровье и жизнь. Поэтому вопрос детской безопасности был и будет актуален всегда. В последние годы значимость этого вопроса возросла и продолжает расти пропорционально распространению информации. Этому способствуют СМИ, социальные сети, мессенджеры. Любая негативная информация моментально распространяется в массах, что создает резонанс и даже может вызвать панику у родителей и детей.

Совместно с руководителем и ведущей тренингов первого в Казахстане центра детской безопасности Зариной Джумагуловой Tengrinews.kz подготовил шесть карточек по основам детской безопасности.


#1
Кто занимается вопросом детской безопасности?

В Казахстане вопросами детской безопасности занимаются полиция, государственные и неправительственные организации (например, проект по профилактике суицидов среди несовершеннолетних Teens), а также представительства международных организаций (например, ЮНИСЕФ). Ювенальная полиция проводит мероприятия по профилактике насилия против детей. Правоохранительные органы совместно с образовательными учреждениями ежегодно проводят акцию "Дорога в школу". Пожарные, сотрудники КЧС, врачи проводят тренинги по пожарной безопасности, поведению в экстренных ситуациях, оказанию первой медицинской помощи.


#2
Зачем нужны тренинги по детской безопасности?

Тренинги по детской безопасности появились, когда стало понятно, что не все сферы жизни детей охвачены достаточным вниманием государственных и негосударственных организаций. Они включают информацию о безопасном поведении на улице; поведении при ЧС (в школе, дома, в ТРЦ); предотвращении сексуального насилия; предотвращении травли и буллинга; безопасности в Интернете, соцсетях и мессенджерах; профилактике возникновения зависимости (наркотической, алкогольной, табачной и прочих); правилах дорожного движения; технике безопасности в быту.

Ценность тренинга - в тренировке навыков, когда знания превращаются в умения и навыки. Все дети знают правила: например, что нельзя делать, если к тебе подходит незнакомый человек. Но мало кто может применить их в реальности. Из-за отсутствия практики ребенок может растеряться, забыть все "нельзя", испугаться авторитета взрослого человека. На тренинге вместо зубрежки "нельзя" детям разрешают перебивать, кричать и не слушаться, бить, кусаться и валяться на земле - например, когда кто-то пытается утащить его в подвал или машину. Дети воспринимают тренировку как игру, как некую инсценировку, в которой финал заканчивается их победой.

Фактически тренинги по детской безопасности являются тренингами личностного роста. Они дают возможность улучшить коммуникативные навыки, развить ответственность за собственную безопасность, внимательность и наблюдательность, уверенность в собственных силах. Многие дети боятся, стесняются сами обратиться за помощью к вызывающему доверие незнакомому человеку. Почти 100 процентов детей не могут подойти на улице к незнакомому человеку и сказать: "Помогите! Меня преследует этот человек. Я его не знаю". Детям важно научиться преодолевать свой страх, справляться со стеснительностью, заговаривать первыми, привлекать к себе внимание. Получив этот навык, они могут научить ему своих братишек и сестренок, друзей и одноклассников.


#3
Как определить опасно-безопасно?

Безопасное поведение на улице - это, прежде всего, соблюдение безопасной дистанции. Часто взрослые люди обращаются к детям с вопросами или просьбами, не осознавая, что могли бы спросить у другого взрослого человека. Взрослые могут намеренно заводить разговор с ребенком, преследуя свои цели. Сигналом опасности для ребенка служит сокращение дистанции, а также навязчивые просьбы и предложения. Очень важными навыками для детей, гуляющих самостоятельно, являются умение сохранять безопасную дистанцию (не менее двух метров), а также быстро обрывать разговор и привлечь внимание прохожих к приставаниям незнакомца.

Многие дети полагают, что самым безопасным местом при возникновении опасности на улице является подъезд, сквер или парк (спрятаться за деревьями, срезать маршрут), кусты. На самом деле самое безопасное место на улице - людное место, то, где можно быть на виду и попросить помощи.


#4
Что читать и смотреть?

Родители могут поднимать эту тему с самого раннего возраста ребенка. В возрасте трех-пяти лет это могут быть сказки, которые они вместе читают и обсуждают. Также есть много мультфильмов, где малышам доступно рассказывают о безопасности. Можно дать детям прочитать книгу российского детского психолога Людмилы Петрановской "Что делать, если…" (в двух томах). В школьном возрасте можно совместно смотреть такие фильмы, как "Один дома", "Рыжий кот по кличке Боб", "Милые кости".

Родители могут самостоятельно инициировать разговоры на эту тему. Рекомендуется с малых лет научить ребенка тому, что никто не имеет права прикасаться к "зоне трусиков". Кроме того, детей надо учить отстаивать личные границы и не нарушать их самим. Если ребенку не нравится, когда его целуют, то нельзя разрешать это делать даже родственникам. Ребенок должен уметь отвечать отказом вежливо и твердо. Для детей любого возраста важно иметь право говорить "нет", чтобы это "нет" уважали.


#5
Какие игры полезны?

Существует ряд игр, которые помогут натренировать жизненно важные навыки личной безопасности: 
- "Щекотки". При игре должно быть установлено стоп-слово, когда ребенок или взрослый должен прекратить щекотать. Это поможет научиться слушать свое тело, осознавать свои границы и уважать чужие.
- "Кто громче?" Ребенку надо показать, как надо кричать, чтобы привлечь внимание. В первый раз можно попробовать сделать это в горах или, наоборот, на стадионе. Потом разрешить покричать на улице или в супермаркете. 
- "Пожар". Дома надо завязать глаза ребенку полупрозрачной или плотной тканью (имитация сильного задымления) и предложить на четвереньках или по-пластунски добраться до входной двери. Рот и нос при этом прикрываются рукавом, засекается время, результат совершенствуется. 
- "Дай пять". Предложить ребенку в парке или на улице "дать пять" 5-15 прохожим, чтобы он не боялся контактировать с людьми и мог при необходимости обратиться к ним за помощью. 
- "Суперпамять". Попросить ребенка на улице или парковке, пять секунд посмотрев на номер машины, отвернуться и произнести его вслух.


#6
Нужны ли гаджеты?

Сейчас на рынке GPS-устройств есть широкий выбор гаджетов для малышей, школьников и подростков с возможностью посмотреть, где в данный момент находится ребенок, дозвониться до него, знать, что никто, кроме близких, не сможет к нему позвонить (функция "белый список"). Во-первых, это снижает тревожность самих родителей. Во-вторых, дает дошкольнику и ученику начальных классов больше свободы и самостоятельности.

С подростками ситуация сложнее. Не все из них согласны на гаджеты с прослушкой. Специальные программы со смартфона они могут самостоятельно удалить. Очень важна доверительная беседа с сыном или дочерью, почему это важно для родителей и них самих. Например, можно найти компромисс: настроить экстренные сообщения на смартфоне, когда при трехкратном нажатии на кнопку питания, идет отправка экстренных сообщений с фото и аудио заданным контактам.


Нравится
Поделиться
Показать комментарии (3)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц