МИКС Победители Панфиловцы Законы Казахстана V Переработку Путешествия ЧМ 2018
KZ RU
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 340.27
EUR / KZT - 396.31
CNY / KZT - 52.39
RUB / KZT - 5.39

Домбра - визитная карточка музыкальной культуры казахов

14 июня, 10:56
8
Фото: e-history.kz
Фото: e-history.kz

Одним из величайших инструментов и главным символом казахской музыкальной культуры, безусловно, является домбра, без которой не обходилось ни одно событие в жизни народа. Так было еще во времена кочевников и остается по сей день. Этот щипковый двухструнный инструмент неизменно объединяет людей разных профессий, вероисповеданий и национальностей. Ведь порой его чарующие звуки способны рассказать и донести куда более глубинные мысли, чем слова.

Домбра по праву является одним из семи национальных сокровищ Казахстана. В 2007 году отечественные ученые определили семь уникальных культурных явлений, оказавших большое влияние на развитие, духовное в том числе, становление страны и ее народа. В этот список вошли домбра, наскальные рисунки урочища Тамгалы, мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, наскальные мечети Мангистау, казахская юрта, монумент "Байтерек", иссыкский "Золотой человек". В 2010 году домбра занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

По некоторым данным этот уникальный инструмент имеет 4000-летнюю историю. Так, в конце 80-х на плато Майтобе, что в Алматинской области, ученые обнаружили наскальный рисунок, на котором были запечатлены танцующие люди и музыкальный инструмент, сильно напоминающий домбру. Эта уникальная находка, датируемая эпохой неолита, хранится в алматинском музее народных музыкальных инструментов имени Ыхласа. В народе о домбре сложено бесчисленное количество мифов и легенд.

В статье Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" говорится о том, что первое условие модернизации нового типа - это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, - одним словом, национальный дух, должны
вечно оставаться с нами", - отмечается в статье.

С древних времен домбра сопровождала казахов и в радости, и в горе, через мелодии рассказывая историю народа, его традиции и незыблемые ценности. А искусство игры на этом инструменте и кюи словно семейная реликвия бережно передавались от отца к сыну.

К слову, говоря о кюях, стоит отметить, что делятся они на два вида: шертпе и төкпе, которые различаются как по тематике, так и по исполнительской технике. Төкпе, сформированный в Западном Казахстане, рассказывает о драматических событиях, рисует сильные, волевые, воинствующие образы. Шертпе, характерные для Восточного, Южного и Центрального Казахстана, более свободные, отличаются большей импровизацией, они рассказывают о глубинных человеческих чувствах, рисуют нежные женские образы.

Одним из величайших домбристов, оказавших большое влияние на развитие казахской народной музыкальной культуры, безусловно, остается Курмангазы. Его бессмертные кюи, такие как "Сарыарка" и "Адай", на слуху у людей и в наши дни. До сегодняшнего времени сохранились порядка 60 кюев, написанных этим гениальным музыкантом и композитором. Имя его самой известной ученицы Дины Нурпеисовой, благодаря таланту и виртуозной игре на домбре, так же как и ее учителя, золотыми буквами вписано в летопись казахской музыки. Осваивать инструмент ей помогал отец, уже в девятилетнем возрасте слава о маленькой домбристке разнеслась по всей стране. Талант юного дарования оценил сам Курмангазы, который впоследствии стал для нее наставником и оказал большое влияние на ее становление как кюйши. Наиболее известные произведения Дины Нурпеисовой - "Булбул", "Асем коныр", "1916 жыл" и другие. Свой последний концерт она отыграла в 91 год.

Еще один яркий представитель домбровой музыкальной культуры Казангап также с детства проявлял большой интерес к музыке. По некоторым данным, его авторству принадлежат свыше 120 кюев. В своих произведениях кюйши поднимал темы неизбежных преобразований в обществе, человеческих качеств, животного мира, отобразил события революции 1917 года (кюи "Окопы", "Красная юрта", "Моя эпоха" и другие).

Новым витком в истории казахской музыки стало творчество величайшего композитора Нургисы Тлендиева. Когда он был еще ребенком, его талант разглядел Ахмет Жубанов, который привел его в музыкальное училище и стал первым наставником и проводником в мир большого искусства. Из-под пера Нургисы Тлендиева вышло около 500 произведений - оперы, балеты, песни, романсы, кюи, увертюры и так далее. Наиболее известные из них - кюи "Акку", "Арман", "Махамбет", опера "Алтын таулар", написанная в соавторстве с Куддусом Кужамьяровым. Великий композитор также оказал большое влияние на становление казахских балета и оперы.

Среди внесших неоценимый вклад в сохранение и развитие самобытной казахской народной музыки следует отметить и композитора, дирижера, кюйши, домбриста Каршыгу Ахмедьярова. Прославившийся как музыкант-универсал, он продемонстрировал всему миру богатство казахской культуры. Автор многочисленных книг и пособий для вузов написал такие кюи, как "Нарын", "Радость", "Грусть".

Домбровая музыка и сегодня активно развивается, приумножая свое богатство. Одним из ярких кюйши современности, безусловно, остается Секен Турысбек. Написанные им 21 песня и 14 кюев на слуху у каждого музыканта и ценителя домбровой музыки. Они звучат на больших концертных площадках не только Казахстана, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. Наиболее известные кюи - "Көңіл толқыны", "Ақ жауын", "Өкініш", "Ару ана".

Говоря о домбристах современности, стоит отметить и имя композитора-кюйши Абдымомына Желдыбаева. Его авторству принадлежат свыше 70 кюев и песен, среди которых "Ерке сылқым", "Арман құс", "Абай арманы".

Список величайших музыкантов, чье творчество и сегодня вносит неоценимый вклад в развитие народной музыки, был бы неполным без имени Толегена Момбекова, кюйши, Заслуженного деятеля культуры КазССР. Первым учителем композитора был его дед, тоже известный кюйши Бопыш Кожамжаров. В его исполнении по-новому зазвучали произведения Таттимбета и Сугура.

Интерес к домбре, как и его популярность, никогда не угасал. Сегодня все большее число молодых людей виртуозно владеет этим инструментом, что не может не радовать, и в наших силах сохранить эту традицию и передать ее следующему поколению.

Материал подготовлен при поддержке Управления культуры и спорта Астаны

Получить короткую ссылку


Нравится
Поделиться
Хотите больше статей? Смотреть все
Показать комментарии (8)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц