Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
28 сентября 2018 18:56

Вторые жены, "советы" родителей и переезд в Астану. Почему в столице Казахстана распадаются браки

ПОДЕЛИТЬСЯ

В главном городе Казахстана растет количество разводов. Впрочем, эта тенденция характерна и для других регионов страны, но в Астане есть одна особенность. Она заключается в столичном статусе города. Бывает так, что один из супругов в поисках лучшей жизни хочет уехать в Астану, но другой искренне не понимает, почему он должен куда-то уезжать из своего уютного и тихого города. Заканчивается это все разводом. На самом деле в арсенале столичных судей очень много самых разнообразных, а порой кажущихся и совсем невероятными, историй, так или иначе связных с Астаной. "Доходит до того, что супруги начинают делить сломанный чайник и старые шторы", - говорит судья алматинского районного суда Айгуль Молдыбаева. Она стала одним из двух судей, которым поручено реализовывать в столице Казахстана пилотный проект "Семейный суд". О главных причинах разводов в Астане Айгуль Елубаевна рассказывает в беседе корреспонденту Tengrinews.kz.


В главном городе Казахстана растет количество разводов. Впрочем, эта тенденция характерна и для других регионов страны, но в Астане есть одна особенность. Она заключается в столичном статусе города. Бывает так, что один из супругов в поисках лучшей жизни хочет уехать в Астану, но другой искренне не понимает, почему он должен куда-то уезжать из своего уютного и тихого города. Заканчивается это все разводом. На самом деле в арсенале столичных судей очень много самых разнообразных, а порой кажущихся и совсем невероятными, историй, так или иначе связных с Астаной. "Доходит до того, что супруги начинают делить сломанный чайник и старые шторы", - говорит судья алматинского районного суда Айгуль Молдыбаева. Она стала одним из двух судей, которым поручено реализовывать в столице Казахстана пилотный проект "Семейный суд". О главных причинах разводов в Астане Айгуль Елубаевна рассказывает в беседе корреспонденту Tengrinews.kz.

"Бывают у нас такие процессы, когда мужчина приходит в суд со своей мамой. Я спрашиваю, мама, а вы зачем пришли? Некоторые почему-то считают, что на процесс по разводу сын должен идти вместе с матерью", - говорит судья.

Айгуль Елубаевна рассматривала много разных дел. Нередко в зале, где она председательствует, разыгрываются самые настоящие семейные драмы. Она, конечно, призывает людей к порядку, но у супругов бывает столько претензий друг к другу, накопившихся с годами, что они считают необходимым все это высказать в суде.

"В том деле меня особенно впечатлила сноха, она такая боевая, говорит: "Я столько пахала, сама заработала квартиру, дом, машину. А они сидели и их это все устраивало, им это все нравилось, а теперь развод". Ее теперь уже бывший муж женится на другой. Приступили к разделу имущества, и там у них такая война началась. Вот, значит, идет процесс, мать его сидит, а супруга выступает. Свекровь только что-то хочет сказать, уже вроде собирается, а сноха ей сразу: "А ты вообще рот закрой". Это она говорит матери мужа. Я спрашиваю у женщины (снохи): "А сколько у вас детей?" Оказалось, двое сыновей. Понимаете, говорю я ей, время придет, ваш сын женится и ваша сноха будет вам точно так же говорить. Все это возвращается", - рассуждает наша собеседница.


Детская комната в семейном суде

Судья не скрывает, что она и ее коллеги стараются сделать так, чтобы все-таки сохранить семью. А если это уже невозможно, то их задача - способствовать тому, чтобы супруги разошлись спокойно, чтобы ни в коем случае не пострадали дети.

"Когда наступает раздел имущества, то забываются все ценности, люди начинают забывать все, что было между ними хорошее. Порой я думаю, что, может быть, мы, женщины, иногда чересчур становимся эмансипированными. Вот я говорю ей: "Может быть, не стоило вам так зарабатывать, так вкалывать, чтобы сейчас стоять и вот так отбивать это имущество, которое вы заработали". А она говорит, что сам он не мог столько заработать, поэтому ей пришлось это делать. Я говорю, но, может быть, надо было жить на то, что он может добыть, а не на то, что вам хочется. Теперь вы имеете то, что имеете", - отмечает судья.

По ее словам, сейчас много случаев, когда женщина берет на себя роль добытчицы.

"Женщина по уровню развития бывает очень грамотная, умная смышленая, у нее логика быстрее работает, она знает, где и как заработать, где какую денежку можно сделать. А муж во все это еще никак не может вникнуть и в какой-то момент он думает: "У нее так хорошо все получается, может быть, я буду спокойно сидеть, и пусть она зарабатывает". И вот, она и заработала", - размышляет Айгуль Молдыбаева.

Она считает, что материальный вопрос - это одна из первых причин разводов.

"Сейчас очень много рекламы, где призывают: измени жизнь к лучшему. Каждый хочет модно одеваться, хорошо питаться, выезжать за границу, но не всегда это получается. И, как говорят, семейная лодка разбилась о быт - того не хватает, этого не хватает, и начинаются разборки", - говорит она.

"В Астане много разводов, потому что очень много людей сюда приезжают. Вот недавно был случай. Они столько лет жили в Павлодаре, и она захотела жить в Астане, приехала, сказала мужу: "Я здесь обустроюсь, выйду на работу, а потом вас перевезу". Он говорит: "Я не хочу в Астану, мне в Павлодаре нормально, мне там хорошо, у меня там дом, квартира - все есть, дети в школу ходят. Зачем мне в Астану? Но она хочет жить в столице. Так они развелись. Я им и срок для примирения давала, но никак не смогла их примирить, он так и стоял на своем, мол, буду в Павлодаре, она тоже упрямая, говорила: хочу здесь быть. Я думаю, ну что она здесь имеет: квартиру снимает, работает с утра до ночи, чтобы эту квартиру оплатить. Может быть, если они жили бы в регионе, все было бы по-другому. Ведь в Астане кругом торговые центры. Наверное, некоторые хотят какой-то красивой праздной жизни. Но ведь на эту жизнь надо зарабатывать, а это получается не у всех, ведь даже квартиру купить в Астане - это же так сложно", - рассуждает судья.

Еще одна причина разводов - супружеская неверность. Как говорит наша собеседница, такие случаи сейчас бывают очень часто.

"В основном изменяют мужчины, конечно. Потому что когда речь идет об измене со стороны женщины, то это, как правило, только на уровне подозрений, не имеющих основательных доказательств. А в случае с мужчиной доказательства есть, потому что мужчина уже сам смело говорит: "Да, у меня вторая семья, я знаю, у меня там ребенок растет". Вот недавно приходил один, говорит: "Я согласен решить все мирно, хочу в том же доме купить квартиру второй жене (чтобы и первая, и вторая жены жили в одном доме)". А первая говорит: "Нет". Вот так не могут поделить одного мужчину", - отмечает она.

Зал семейного суда

Вместе с тем, говорит наша собеседница, женщины по-разному реагируют на измену со стороны мужа, некоторые расценивают это как предательство, а есть те, кто относится спокойно.

"Есть женщины, которые это прощают и говорят: ну ладно, ничего страшного, вернулся же, главное, в семью. Есть те, кто воспринимает спокойно вторую жену, говорят: "Да, ладно, пусть идет, живет в той семье, обеспечивает же нормально". Бывает и такое. Кто знает, может быть, мужчина это делает по причине того, что ему надо каких-то новых впечатлений, эмоций. Это уже, наверное, по части психологии", - говорит судья.

Бывают случаи, когда одной из причин развода становится чрезмерная религиозность одного из супругов, как в случае, приведенном ниже. Хотя если разобраться, то кажется, что эта история скорее относится к теме предыдущего абзаца.

"Есть такие супруги, которые, ссылаясь на религию, говорят, что раз он мужчина, то его задача обеспечить вторую и третью женщин. То есть считают нормой то, что у них две или три жены. Но женщина не всегда с этим хочет смиряться и подает на развод. Приходят на суд. Он считает, что его позиция правильная, говорит, что так в Коране написано, что мужчина имеет право иметь несколько жен. Я ему говорю, что, может, в Коране и написано, но по закону у нас все равны, каждый человек в Казахстане имеет равные права и обязанности", - говорит Молдыбаева.

Порой опытной судье, чтобы понять, как вести дело, достаточно перевернуть удостоверение личности и взглянуть на место рождения человека. Вроде бы страна у нас одна, но все-таки есть определенные особенности у каждого региона. Если в одной части Казахстана женщины считают, что главным добытчиком в семье должен быть мужчина, он обязан обеспечить семью жильем, а женщина может и дома сидеть, то в другой части страны женщины немножко покладистее и уже не такие категоричные в вопросе кто должен зарабатывать.

"Были у меня как-то супруги с юга Казахстана. Муж у нее мулла. Спрашиваю у нее, в чем причина. Она рассказывает, мол, жили все в одном доме - они, его мать, два брата и их жены. И вот они не ужились, произошел скандал между тремя женщинами, потому что три женщины в одном доме - это, конечно, что-то, и вот ее выгнали из дома, она уехала. Мулла пришел и говорит: "Я развожусь, потому что она домой не хочет возвращаться". А его супруга говорит: "А почему я должна разводиться? Я не хочу разводиться, у меня ребенок маленький, я не хочу быть без мужа, пусть супруг создаст условия и переезжает в Астану". Он: "Я не могу в Астану переезжать". Потом я ему уже говорю, ну как так, вы ведь мулла, вот вы, когда проповедь читаете в пятницу, к вам приходят люди, вы о чем им говорите? Женщина ведь выходит за мужа, вы должны были ее защищать. То, что три женщины поругались между собой, кто там виноват - мы сейчас разбираться не будем. Но вы должны были так сделать, чтобы создать ей условия, ведь она мать вашего ребенка, вы завтра сына как воспитаете? Вы понимаете, что вы там хороший такой воспитанный ходите в пятницу людям проповедь читаете, а при этом ваша жена с сыном здесь, в Астане", - рассказывает она.

Еще одной причиной разводов являются, как ни странно, родители супругов. Речь идет о случаях, когда старшее поколение каким-то образом вмешивается в жизнь своих детей.


Детская комната в семейном суде

"Родители вмешиваются усиленно и активно. У каждого из нас в семье свои ценности. У кого-то принято, что сноха должна утром встать, приготовить чай, накрыть стол, поклониться родителям столько-то раз. А в другой семье девочка привыкла к тому, что у нее всегда было время для чтения книг, для музыки, для личной жизни. И все, говорят родители, не подходит им такая сноха, для их родного золотого сыночка, не тот уровень, они считают. Потом потихонечку мать начинает говорить сыну про сноху, мол, она не так посмотрела, вот так не сделала. Или, например, родители говорят, жених не ровня их дочери, не зарабатывает как надо, не может соответствующе содержать их дочь, которая привыкла жить как принцесса", - говорит судья.

Она всегда призывает родителей не вмешиваться в отношения супругов. А если что-то они и хотят сказать, то чтобы они делали это как можно более тактично.

"Например, сын встретил девушку, собрался жениться, влюблен по уши, летает окрыленный. Отец говорит: "Ну что он так прямо по ней умирает, она же без роду и без племени, родителей нет, а он у нас такой красавчик, она такая пухленькая". А его мудрая жена отвечает: "Ты будь рад, что наш сын влюбился. Посмотри, какой он счастливый бегает, ведь это такое счастье, что он любит, порхает вокруг нее, готов все делать, лишь бы она была рядом с ним. Так вот только за это счастье ваши дети любят друг друга. Зачем вы туда хотите свое видение навязать, это уже другая семья. Если хотите что-то сказать, то надо это как-то тактично сделать. У старшего поколения иногда не хватает тактичности", - считает Айгуль Молдыбаева.

Часто судьям приходится принимать участие в разделе имущества между супругами. И порой этот процесс бывает очень тяжелый, приходится буквально делить вилки-ложки. Бывшие муж и жена спорят из-за сломанного чайника или старых штор.

"Был такой случай: он работник одной национальной компании, от работы ему дали квартиру, они жили в этой квартире, потом развод, он женился на другой. Эту квартиру подает на раздел имущества, но разделить ее не может потому что эту квартиру он еще не выкупил до конца у своей организации. Бывшая жена говорит: давайте я сама заплачу остаток долга, и отдайте мне эту квартиру. Он не соглашается, а значит мы должны определить их место проживания в этом доме. Получается кухня, туалет, ванная - это комнаты общего пользования, а остальные две комнаты делятся между супругами", - рассказывает судья и признается, что для них это был очень сложный процесс, потому что они долго не могли разделить квартиру.

"В итоге мы определили, что гостиная - это его площадь, а другая комната - площадь его бывшей супруги. Но что он делает - он берет и в эту гостиную заселяет квартирантов. А ей некуда идти и ей приходится жить в этой квартире. Она каждый раз вызывала полицию, составляли акт, но у квартирантов был договор аренды, и все законно, не подкопаешься. Не знаю, чем в итоге все это закончилось. Бывает иногда, что люди становятся в такую принципиальную позицию", - рассказывает наша собеседница.

Как правило, супругам дают время на раздумья. Помимо судей, с ними пытаются общаться психологи и медиаторы.

"В каждом браке есть кризисные моменты. Например, когда рождается ребенок в семье, когда мать целиком отдается своему дитя. Этот период надо пережить. Потом в других периодах жизни бывают кризисы. Эти жизненные стрессы нужны для того, чтобы показать человеку, что самое главное - семья, а не то, что ты там где-то, на работе премию получил. Каждый раз жизнь нам показывает что-то, даже болезни иногда свидетельствуют о том, что что-то надо поменять. Вот бегаешь в работе, бегаешь, а потом раз и ногу сломал на ровном месте, значит, надо успокоиться и подумать о здоровье", - рассуждает Айгуль Елубаевна.

Больше всего, говорит она, от разводов страдают дети, поэтому она старается напомнить супругам о том, что в их жизни самое главное.

"Я им говорю: смотрите, вы поженились, у вас такая любовь была, столько прекрасных моментов, красивая свадьба, столько людей, пожеланий, цветы, рождение ребенка, бессонные ночи. И тут сложность. Ведь это же жизнь специально вам дает такие испытания, чтобы вас испытать на прочность. А вы так сразу раз и побежали расставаться, это значит, что у вас была такая любовь слабая. Ведь чувства проверяются временем. Дети - это цемент семьи, это самое главное", - говорит Молдыбаева.


Детская комната в семейном суде

"Бывает, во время развода папаши говорят: я же не отказываюсь от ребенка, я буду алименты платить. Я им объясняю, понимаете, не алименты ему нужны, ему нужно ваше воспитание, ему нужно тепло. Вот посмотрите, папа на велосипеде везет свою дочку в школу. Видите, какая она счастливая, ей не нужен крутой "Мерседес", она едет с папой на велосипеде и радуется, что ее папа везет. А вот смотрите, папа в садик сынишку несет на руках, я смотрю, мальчик спит на плече у отца, обнял папу, и вот так они идут в детсад. Вот такие моменты запомните, а не то, когда и сколько денег в виде алиментов вы перечислили", - заключает судья.

За восемь месяцев 2018 года в один только суд Алматинского района столицы поступило 1 500 заявлений о расторжении брака. За тот же срок 2017-го эта цифра была - 1 259. Всего по стране за первое полугодие 2018 года было зафиксировано 43 083 развода, в 2017-м - 42 622. В связи с ростом таких дел Верховный суд запустил пилотный проект "Семейный суд". В восьми регионах Казахстана, включая Астану, определены судьи, которые будут вместе с психологами и другими специалистами работать над тем, чтобы снизить число разводов в стране.

Подготовил Ренат Ташкинбаев

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 448.12   483   4.85 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети