Трое детей и ипотека? Все равно выбирай работу по душе

17 ноября, 10:03
8
Иллюстративное фото: pixabay.com
Иллюстративное фото: pixabay.com

Вы устраиваетесь на работу. За плечами несколько успешных собеседований, но вы не уверены, какое предложение о работе выбрать. Здесь зарплата лучше, но ездить далеко. А здесь - в двух остановках от дома, но скучный функционал. Tengrinews.kz продолжает серию материалов о карьерном консультировании. Наш эксперт Людмила Лукина рассказывает, что на самом деле важно, когда вы принимаете решение о новом месте работы.

- Людмила, есть ли какие-то секреты, как выбрать лучшее предложение о работе?

- Есть. Давайте исходить из того, что удачным уловом считается три-пять успешно пройденных собеседований, после которых поступили предложения о работе (job offer). В этом случае действительно человек может выбирать, а не действует вынужденно. Тогда он не принимает единственное предложение, чтобы оплачивать еду, квартиру, машину, кружки детей...

Это заблуждение, что выбирает только работодатель. Выбирать нужно самому человеку, для этого ему надо представлять, чего он хочет достичь в перспективе 3-5-10 лет. Составив карьерный план, получится отсеять тех, кто не соответствует его целям, задачам.

А 80 процентов людей на вопрос: "Как вы будете выбирать работодателя?" отвечают, что по размеру зарплаты.


Фото: pixabay.com

- Это плохо?

- В таком подходе есть большие риски. Конечно, мы всегда ищем самое выгодное по деньгам предложение. Но надо понимать, что есть вещи, которые неприемлемы за любые деньги. Например, неуважение, крики, маты. Либо же сама сфера деятельности. В табачных и вино-водочных компаниях, как правило, хорошие зарплаты, но многие религиозные люди не пойдут работать в них. Потому что результатом их труда будет то, что не соответствует их ценностям.

- А если кредит, ипотека, трое детей и жена четвертым беременна? Тогда как быть?

- Действовать надо точно так же. А в чем разница?  Каким образом дети и ипотека мешают продумать цель на пять лет вперед и понять, какие компании будут полезны на пути к этой цели?

Это очень сильное ошибочное убеждение, что выбирать надо место, где платят больше денег. По своему опыту скажу, что человек, выбравший работодателя в соответствии с карьерным планом и ценностями, через полгода начинает зарабатывать больше, чем ему предлагали там, где он работать не хочет. И рост зарплаты в этом случае происходит периодически с каждой новой ступенью карьерного плана, примерно каждые два-три года. Учитывая, что ипотека - это на 20 лет, то рациональнее на полгода затянуть пояс, зато следующие 19,5 лет, несмотря на ипотеку, постоянно повышать уровень жизни.

- А если в одной компании предлагают должность и зарплату выше, но это маленькая малоизвестная компания. А другая большая, крупная и зарекомендовавшая себя, но должность и доход ниже? Руководителем отдела в ТОО "Вари борщи" или специалистом в нацкомпанию?

- Не бывает плохих и хороших работодателей. Никто не лучше и не хуже. Бывают работодатели, которые приближают вас к цели, и, наоборот, те, кто уводит от нее. Размер и имя компании - это не показатель, что вам там будет хорошо или плохо. Все всегда индивидуально. Ориентироваться нужно на вашу цель, интересные задачи и ценности. И в конце концов именно от вас как от начальника отдела зависит, какой станет компания ТОО "Вари борщи", сколько через год будет стоить ее имя и каков будет статус на рынке.

- А если выбор между частной организацией и госслужбой? Ведь многие казахстанцы считают, что работать в акимате или министерстве престижнее.

- Если вы четко понимаете, что вам даст опыт работы на госслужбе, и именно это необходимо для достижения вашей цели, то да, можно и нужно идти туда. Если вы поставили себе амбициозную цель стать акимом или министром, то выбор очевиден.

Фото: pixabay.com

- Можно ли "договориться" с самим собой, забыв о ценностях?

- Можно. Обычно человек думает: "Я там годик "с закрытыми глазами" поработаю, потерплю, но зато заработаю на шубу, машину, квартиру..." Чаще всего эта стратегия не оправдывает себя. Гораздо раньше человек понимает, что все - больше невозможно. Он может даже заболеть. Выбирать только по деньгам - это очень краткосрочный вариант, который не учитывает, что будет дальше.

Поэтому, когда говорят про деньги как основную мотивацию труда, я спрашиваю: "А зачем вам деньги?" Деньги - это не ценность сама по себе, важно, что вы на них купите, на что их потратите. Когда вы ответите сами себе на эти вопросы, то поймете, что на самом деле для вас важно. Сначала люди удовлетворяют простые базовые потребности - еда, жилье, одежда, машина. Дальше все действуют по-разному. Кто-то пойдет покупать подарки для близких. Кто-то задумается о развитии: например, вложится ли в образование.

Например, ваша истинная потребность - образование. Надо искать такого работодателя, который, минуя вложения денег, даст вам те необходимые знания, навыки, опыт, в которых вы заинтересованы.

- То есть при выборе работы надо смотреть на те компании, где есть корпоративный университет?

- Да. Или те, где есть традиция наставничества: очень крутой руководитель, который может стать твоим наставником. Способов для развития очень много.

- А если человек, удовлетворив базовые потребности, пойдет покупать подарки?

- Значит, для него важно окружение. И надо выбирать такую компанию, в которой будет приятное ему окружение. Для этого обязательно нужно пообщаться с несколькими людьми из компании-кандидата. Собеседование так устроено, что сначала вы встречаетесь с рекрутером, потом - с руководителем подразделения, может быть, потом - с руководителем компании. Чем больше удастся увидеть людей - тем лучше. Даже во время ожидания встречи в холле можно присмотреться, прислушаться, как общаются люди. Разговаривают фамильярно и небрежно? А вы интеллигент. Обращаются по имени-отчеству? А вам важна возможность неформально после работы сходить в кафе...

Эти критерии реально нужно учитывать. Терпеть на работе - это вредно. На работе нужно работать с душой и кайфом. Вы будете делать гораздо больше, будете гораздо более полезным и ценным для компании. И сами себя будете чувствовать комфортно, вам будет приятно, будете с удовольствием идти на работу.


Фото: pixabay.com

- Рабочий день будет пролетать незаметно...

- Да. Чтобы так и было, нужно составить портрет работодателя, прописав ожидания на трех уровнях.

Первый уровень - действий: что делает и не делает компания. Например, для вас плюс, когда компания занимается благотворительностью или участвует в социальных проектах. Но в положительных моментах для всех могут быть минусы для вас лично. Например, дополнительные премии тем, кто бросил курить. Я не хочу, чтобы меня стыдили, даже косвенно, за мои предпочтения.

Второй уровень - окружение. Какими вы хотите, чтобы были люди? По отношению к вам, работе? В чем должен проявляться их профессионализм?

Третий уровень - личные ценности, моя собственная миссия. Ценности компании и человека могут совпадать либо не совпадать. Как на этапе собеседования понять, какие ценности есть в этой компании? Об этом могут сказать рекрутер или ваш будущий руководитель. Либо вы можете задействовать свою наблюдательность. В компании постоянно говорят о времени? "Мне некогда" или "Сейчас не могу, давай позже" - между собой или у вас спрашивают: "А в какой срок вы это сделали?" Логичным будет вывод, что здесь ценность - время. То есть, скорее всего, вам предстоит работать в режиме многозадачности, возможно, с переработками. Если это противоречит вашим ценностям, которые вы осознаете, то вам легко будет определить, стоит ли идти работать сюда.

- А что насчет критерия удобства?

- Это, конечно, важный фактор. Для кого-то может быть важным, чтобы путь до работы в одну сторону был не больше 30-60 минут. Или же важно лояльное отношение. Например, вы - молодая мама: вы ходите на линейки, утренники, а еще дети иногда болеют. Если вы выберете компанию, где категорично: "С 09.00 до 18.00 вы должны быть на рабочем месте", то больше двух-трех месяцев вы там не задержитесь. Дети - это ваш неоспоримый приоритет, они так или иначе потребуют внимания. И выбор все равно будет в их пользу. А это значит, что через два-три месяца надо будет заново проходить весь процесс поиска работы.

Ольга Пастухова,

фото с сайта unsplash.com

В предыдущем материале рубрики "Секреты карьерного консультанта" речь шла о том, как успешно пройти собеседование. Следующий будет посвящен теме совмещения работы и семьи.

Получить короткую ссылку


Нравится Поделиться
Показать комментарии (8)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц