1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

"Бұл дискотека из 90-х". История одного магазина, который решил одеть астанчан во все казахстанское

Интересная и полезная статья ✅ "Бұл дискотека из 90-х". История одного магазина, который решил одеть астанчан во все казахстанское ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Это было ровно три года назад, 14 декабря 2015 года, прямо накануне Дня Независимости. Прежний аким Астаны Адильбек Джаксыбеков пришел на открытие магазина казахстанских производителей "УниверMag.kz" и в присутствии СМИ купил там кое-что из одежды, сделанной в Казахстане.

Реклама
Реклама

"27 800", - сказала девушка у кассы, на что Джаксыбеков поинтересовался, можно ли ему рассчитаться кредиткой. Ему ответили, что нет.

"Надо, чтобы терминалы были во всех магазинах, надо с этого начинать, безналичный расчет", - говорил Адильбек Рыскельдинович, доставая кошелек.

В какой-то момент у него в бумажнике показалась карта "Цеснабанка". Примечательно, что через три года после этого он станет председателем совета директоров корпорации "Цесна", которой, в частности, принадлежит "Цеснабанк".

Джаксыбеков вынул из кошелька три купюры по 10 тысяч тенге. Сложил их пополам и отдал кассиру. Взяв сдачу и всучив кому-то пакеты с покупками, он повторил: "Надо, чтобы терминал был".

Сейчас должность акима Астаны занимает уже другой человек. А тот самый магазин, в котором закупался Джаксыбеков, по-прежнему на месте.

Расположен он не в самом центральном районе города - на улице Кумисбекова, что в самом начале проспекта Абая.

Заходим внутрь.

По длинному залу магазина разносится припев популярной казахстанской песни.

"Менимен биле, деніңді бос ұста. Бұл дискотека из 90-х", - поют из телевизора, висящего на стене.

В магазине покупатели рассматривают носки казахстанского производства.

На кассе стоит POS-терминал, тот самый, о котором три года назад спрашивал Джаксыбеков.

Вообще "УниверMag.kz" - очень необычный объект. Он открыт по инициативе Союза производителей продукции легкой промышленности Казахстана, в который входят более 50 казахстанских предпринимателей. Многие из них выставляют свои товары в этом магазине.

Причем, как уверяет его управляющий, начинающие казахстанские производители могут реализовывать здесь свою продукцию без лишних затрат.

"Если в начале, когда мы открылись в 2015 году, здесь было представлено порядка 12 производителей, то сейчас их здесь в три раза больше. Этот проект задумывался также как стартовая площадка. С самого начала были созданы лояльные условия, полностью отсутствовала арендная плата", - говорит Гайния Кусаинова, она как раз и является управляющей проектом "УниверMAG.kz" с момента открытия.

Наибольшим спросом, как оказалось, в универмаге казахстанских товаров пользуется домашний текстиль - махровые и вафельные халаты, пледы, комплекты постельного белья, полотенца, футболки, а также спортивная одежда.

"Посмотрите, вот эти полюбившиеся покупателям пледы изготовлены из мягкой полушерстяной пряжи. Средняя цена таких пледов, в зависимости от размеров и дизайна, колеблется в пределах от 9 до 16 тысяч тенге. Если сравнить их с импортными аналогами, то там цены будут порядка 25-40 тысяч тенге и выше, причем чаще всего это синтетика. Отечественные производители изготавливают свою продукцию, как правило, из натурального экологически чистого сырья - шерсти и 100-процентного хлопка", - отмечает Гайния Кусаинова.

О том, что товары с пометкой Made in Kazakhstan отличаются высоким качеством и честным составом, заявляют и в Союзе производителей продукции легкой промышленности. Они считают, что казахстанцы просто привыкли к засилью товаров из Китая и Турции.

"Есть такая проблема, как инертность мышления покупателей. Казахстанские покупатели испытывают психологическую зависимость от более привычных нашему глазу иностранных брендов", - рассуждают в объединении промышленников.

"Дошло до того, что они не обращают внимания на то, из чего изготовлен товар. На самом деле, если подойти близко и сопоставить, то получим, что импортные, например, свитера и пуловеры на 100 процентов синтетические. Мы же 100-процентную синтетику не выпускаем. Как минимум 30 процентов по стандарту должна быть шерсть, натуральное сырье. Надо привести  казахстанцев к тому, что не все импортное - хорошее, и не все местное - плохое", - говорят в организации и заявляют, что вообще-то казахстанская продукция из-за своего натурального состава пользуется большим спросом за рубежом.

"Вот большое банное полотенце, произведенное компанией из Шымкента. Оно стоит 1800 тенге, я дома пользуюсь таким же, оно изготовлено из 100-процентного хлопка, выращенного в Казахстане. У него очень хорошая впитываемость, оно не линяет, сохраняет свою окраску при многочисленных стирках. Импортные аналоги таких банных полотенец стоят 2400-4200 тенге, при этом впитываемость у них оставляет желать лучшего, поскольку в импортные аналоги стали в последнее время чаще включать синтетические волокна", - говорит  управляющий магазином.

"А вот высококачественные комплекты постельного белья (тоже производятся в Шымкенте). Эта продукция также изготовлена из 100-процентного казахстанского  хлопка, их цены от 9 тысяч тенге (бязь) до 16-18 тысяч тенге (сатин).  Для сравнения, турецкие комплекты такой же категории стоят в два-три раза дороже. На центральном рынке столицы можно найти совсем дешевые комплекты китайских производителей постельного белья, но спать на такой продукции некомфортно, так как она абсолютно "не дышит", - говорит она.

Рассуждая о недорогих импортных товарах, которые завозят в Казахстан, в Союзе промышленников отмечают: "Не секрет, что почти 70-80 процентов одежды и обуви выпускают в Юго-Восточной Азии. И чтобы снизить расходы на выпуск продукции, данные предприятия используют очень сильную химию при покраске и обработке изделий. Наш организм впитывает всю эту гадость и оседает в наших легких, в крови, в мозге и в печени. При этом вне зависимости от бренда все продаваемая продукция чаще всего не проходит сертификацию".

"Распространенное мнение, что казахстанский товар должен быть непременно дешевым, - оно в корне неправильное, его надо менять. Ведь производитель, создавая свой продукт, несет много затрат, это и закупка оборудования, сырья, материалов, расходы на транспортировку, это и коммунальные услуги, заработная плата работникам, налоги и обязательные платежи в бюджет, расходы на реализацию. Качественный товар из натурального сырья не может и не должен стоить дешево. Тем не менее продукция отечественных производителей реализуется  по демократичным, доступным самым широким слоям населения ценам", - уверят управляющий универмагом.

Обувь сделана в Петропавловске.

Отвечая на вопрос, почему в популярных ТРЦ нет доступных казахстанских брендов, которые бы пользовались массовым спросом, как иностранные, в Союзе промышленников указывают на высокие ставки в торговых центрах для реализации отечественных товаров. Тогда как в других странах, говорят они, например в Китае, Беларуси и России, существует в этом плане господдержка. И к тому же иностранным экспортерам правительство возмещает часть затрат, которые они потратили на доставку своего товара до рынка другого государства, то есть до Казахстана.

Обувь сделана в Петропавловске.

"Иностранные бренды ведут довольно-таки агрессивную политику по захвату нашего рынка", - говорят в Союзе производителей, отмечая еще и тот факт, что почти 90 процентов ширпотреба в Казахстан поступает контрабандой.

Наша собеседница Гайния Кусаинова считает, что вывести казахстанскую легкую промышленность на высокий международный  уровень можно, если перенять, к примеру, опыт Турции, которая  активно поддерживает своих производителей в сфере легкой промышленности, начиная с 30-х годов прошлого века и вплоть до 2000 годов текущего, проводя последовательную политику, основанную на государственном и частном партнерстве.

"Любая  страна должна уметь себя накормить, обуть, одеть. Необходимо внимание со стороны государства, нужна целенаправленная программа государственной поддержки  для развития отрасли в целом. Если этого не будет, то производители-легковики так и останутся сами по себе, наедине со своими насущными проблемами. Казахстанский производитель уже  показал и доказал - я умею это делать, но извините, на одном энтузиазме далеко не уйти", - говорит она.

На вопрос, приносит ли этот магазин прибыль, Кусаинова говорит: "Большой прибыли в рамках одного магазина ждать неправильно. Поэтому, к примеру, компания "Astana Ютария Ltd", помимо этого, активно реализует свою фирменную линейку домашнего трикотажа через распространенную сеть магазинов, присутствует в популярном торгово-развлекательном центре столицы, выходит на российские торговые площадки".

На протяжении последних лет можно часто слышать призывы государственных чиновников, в том числе Президента, одеваться в костюмы казахстанского производства.

К слову, столичная фабрика, на которой сейчас работает Кусаинова, в этом году запустила новую линию по пошиву мужских деловых костюмов и пальто.

"Мы хотим, чтобы наши государственные чины, да и все казахстанцы, одевались в качественные казахстанские костюмы и при этом были горды за свою промышленность - на это у нас есть все ресурсы", - говорит управляющий магазином.

"За три года существования проекта не было ли в планах создать подобные магазины во всем Казахстане?" - поинтересовались мы у нее.

"Да, такие планы были. Для создания широкой сети подобных магазинов по всей стране необходима была поддержка со стороны государственных органов. Например, это могли быть помещения коммунальной собственности, которые можно было бы привести в порядок, отремонтировать усилиями самих производителей. Ведь бизнесу достаточно тяжело, особенно на первых порах, платить высокую арендную плату. Однако таких помещений найти не удалось, и пока этот магазин в Астане - единственный в стране", - ответила Кусаинова.

"Қыздар бүкіл типа на стиле
Қызыл жасыл түрлі лосины
Жігіттер де біздің қалыспауда
Үстінде пиджак цвета малины", - доносится хит из телевизора.

"It's My Life! Менимен биле, деніңді бос ұста. Бұл дискотека из 90-х", - звучала музыка в первом и пока единственном универмаге казахстанских товаров.

Что касается внешнего вида универмага, то за три года каких либо существенных изменений здесь, кажется, не случилось.

Если не считать яркого указателя в соседний магазин и отвалившейся буквы "Н" в вывеске "УниверMag.kz". Но кто обратит внимание на такие мелочи.

Ренат Ташкинбаев