Каждый день казахстанцы становятся жертвами онлайн-мошенников, теряя миллиарды тенге. В сети виртуальных аферистов попадают все: студенты, пенсионеры — уверенные пользователи смартфона и те, кто использует его только для звонков. Перед сетевыми преступниками все равны. И почти все рано или поздно вынуждены смириться с потерей денег. Добиться справедливости удаётся лишь самым настойчивым — тем, кто готов потратить месяцы, а иногда и годы, на борьбу за собственные средства.
Эксперты предупреждают: масштаб этих преступлений будет только расти и они будут становиться всё изощрённее. Почему в Казахстане так много случаев онлайн-мошенничества и как от него защититься — в материале Tengrinews.kz.
Алматинка ответила на звонок и лишилась 7 миллионов
В июле редакция Tengrinews.kz рассказывала историю алматинки Анастасии (имя изменено по просьбе героини — прим. автора), которую мошенники за один день заставили взять кредиты на семь миллионов тенге. Сначала ей позвонил "сотрудник мобильного оператора" и, сообщив о якобы просроченной SIM-карте, попросил назвать код из SMS — она продиктовала. Затем позвонила "служащая банка" и сообщила о подозрительной активности на счете; после чего "эксперт" потребовал подать заявления на кредиты, чтобы блокировать действия мошенников. Анастасия оформила кредиты, сняла деньги и перечислила их "страховому агенту". И только вечером поняла, что оказалась в центре мошеннической схемы.
Она подала заявление в полицию по месту жительства. Было возбуждено уголовное дело. Банк заморозил выплаты на время проведения расследования. Но с тех пор ничего не изменилось. Полицейские говорят, что никаких новостей нет.
"Скорее всего, эти мошенники работали из-за рубежа, поэтому нет никаких зацепок. Хотя по их говору я ничего не определила: звонили с казахстанских номеров и говорили на привычном мне русском языке", — рассказывает пострадавшая девушка.
Анастасии 26 лет, она хорошо разбирается в самых разных гаджетах, целыми днями сидит за ноутбуком, читает новости об онлайн-преступниках и понимает, что такое цифровая грамотность. Но люди, которые вели с ней тот многокомпонентный разговор, были настолько убедительны, что Анастасия ничего не заподозрила. Молодые люди, которые "на ты" со смартфоном, сейчас входят в группу риска, подверженную атакам онлайн-преступников. В августе 2025 года МВД сообщали, что если в прошлом году среди жертв интернет-мошенников было около 2000 человек в возрасте от 18 до 30 лет, то за 9 месяцев этого года их количество достигло уже трёх тысяч.
Они же переживают полученный опыт крайне тяжело.
Например, несмотря на то что банк Анастасию пока не трогает, на фоне произошедшего девушка была вынуждена начать приём антидепрессантов. Атака онлайн-мошенников стала триггером для частых панических атак. Неизвестность выматывает, кредитная история поставлена на паузу.
"Если бы я действительно взяла эти деньги в кредит, то вложилась бы в ипотеку. Я как раз думала об этом. Но теперь не смогу. Если вдруг мне всё-таки придётся выплачивать эти деньги, то платить я буду пять лет", — объясняет Анастасия.
Уровень онлайн-мошенничества в Казахстане высокий
Увы, подобные истории в Казахстане не редкость. По данным Генеральной прокуратуры, только за первые восемь месяцев 2025 года в стране зарегистрировано более 14 тысяч случаев интернет-мошенничества. Ущерб превысил шесть миллиардов тенге, но пострадавшим удалось вернуть лишь четверть этой суммы. К уголовной ответственности привлечены 217 дропперов — посредников, предоставлявших преступникам свои банковские карты, а также разоблачена 61 кибергруппа.
В прошлом году казахстанцы перевели интернет-мошенникам почти 11,5 миллиарда тенге — в 2,8 раза больше, чем в 2023-м. Причём из них 11 миллиардов пришлись на обычных граждан.
"Уровень (онлайн-мошенничества в Казахстане) высокий. Если посмотреть на статистику с 2018 года, рост примерно в сорок раз, и это только зарегистрированные случаи, а мы знаем, что многие просто не обращаются с заявлением, если "попали" на небольшую сумму. Плюс в статистике, насколько я понимаю, не учтён массовый простецкий фишинг (выманивание данных через сайты-подделки), который лежит в основе значительного числа мошеннических схем".
По словам Павла Банникова, эксперта по медиаграмотности и цифровой безопасности, начиная со времён пандемийных ограничений, когда Интернет надолго стал для многих единственным пространством для общения, уровень сетевых преступлений остаётся высоким.
"А причин всегда и везде две, Казахстан в этом смысле не уникален. Первая — низкая цифровая и финансовая грамотность населения. Не то чтобы мы какие-то особо тупые, просто эволюция мозга не поспевает за развитием технологий. Вокруг слишком много информационного мусора, слишком большое зашумление, это рай для мошенника. Всего шесть лет назад, когда мы (фактчекеры) говорили об угрозе дипфейков, над нами смеялись, а сегодня с помощью дипфейков крадут миллионы долларов, и будет только хуже", — объясняет Банников.
Вторая причина, по его словам, - низкий порог входа в онлайн-фрод: для простой схемы достаточно хорошо подготовленного ИИ, который стоит копейки.
"В Казахстане всё это помножено на недостаточный охват населения курсами медиа- и цифровой грамотности, а это не блажь — это навыки выживания в цифровом мире. Да, поворот есть, программы внедряются в школах, вузах, но плоды образования будут видны только через 5-7 лет, а проблема есть уже сейчас", — отмечает эксперт.
Логика мошенников: кто клюнет, того и ловим
Несмотря на то что уровень цифровой грамотности населения остаётся недостаточным, Казахстан считается одним из лидеров цифровизации в регионе. И это проблема. Жители страны привыкли решать большинство повседневных задач через смартфон, не выходя из дома. Они же оставляют персональные данные во множестве онлайн-сервисов, большую часть расчётов проводят через Сеть и становятся уязвимыми для преступников. Сегодня кибермошенники охотятся не столько за деньгами, сколько за личной информацией пользователей, которую затем используют для обмана.
"На самом деле нельзя сказать, что мошенники целенаправленно выходят именно на конкретных людей. Всё наоборот — чаще всего это массовая рассылка по базам номеров и почт, которые уже когда-то где-то утекли. И вот здесь вступает в игру человеческий фактор: именно те, кто думает, что "с меня нечего взять, я обычный человек, у меня кредиты и маленькая зарплата", и становятся главной целевой аудиторией".
По словам Евгения Питолина, мошенники пользуются именно беспечностью пользователей. Им неважно, кто перед ними.
"Бросаем сеть широко — кто клюнет, того и ловим", — такая логика. Поэтому здесь ключевой фактор — не наличие денег, а отсутствие киберграмотности", — говорит эксперт.
При этом утечка данных пользователей для Казахстана актуальная проблема. Буквально летом в открытый доступ утекли 16,3 миллиона записей с персональными данными жителей Казахстана. Во вторник, 21 октября, стало известно, что данные могли "слить" через легальные аккаунты, у которых был доступ ко всей этой информации, а большая часть утёкших данных была украдена ещё в 2022 году.
Старший преподаватель кафедры кибербезопасности и информационных технологий Академии МВД Нургуль Кубанова вместе с соавторами в своей научной статье, опубликованной весной 2025 года и посвящённой противодействию кибератакам в Казахстане, пишет, что в правоприменительной практике страны есть серьёзные пробелы. Например, нет детализированных норм, которые устанавливают ответственность операторов объектов критической инфраструктуры (банков, сотовых компаний, государственных онлайн-сервисов, из которых часто всего и происходят утечки массивов данных) за низкий уровень киберзащиты.
В качестве примера авторы приводят регламент Европейского парламента и Совета (GDPR) "О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных" (2016 года). Этот документ обязывает владельцев критической информационной и коммуникационной инфраструктуры создавать внутренние центры оперативной безопасности или привлекать внешние службы.
Авторы считают, что решением этого вопроса должны заниматься совместно несколько министерств и ведомств, чего сейчас, по их мнению, нет. Они также предлагают, например, ввести экономические стимулы для операторов критических систем, чтобы мотивировать их инвестировать в кибербезопасность. Мотивация может быть через налоговые льготы или грантовые программы на обновление оборудования.
Кто обманывает казахстанцев?
По мнению Банникова, изменения на казахском теневом рынке интернет-мошенничества стали заметны в последние три года — с начала войны в Украине и отключения России от SWIFT.
"Ввиду широкой распространённости русского языка Казахстан стал более интересен для мошенников из обеих стран. Схем очень много, но две основные массовые схемы, опасные для среднестатистического казахстанца, — это телефонное мошенничество и поиск "денежных мулов" (они же дропы). Если с первой схемой всё ясно — классическое забалтывание, то про вторую люди не очень хорошо осведомлены. Им предлагают завести карту казахстанского банка и за вознаграждение передать её данные. Как эта карта потом будет использоваться — одному богу известно, но, скорее всего, в криминальных целях, и "денежный мул" сильно рискует оказаться перед судом", — говорит Банников.
Тот факт, что мошенники из Украины действительно промышляют на территории нашей страны, подтверждают и сообщения МВД Казахстана. Например, в сентябре полицейские рассказали о совместной с Украиной операции, в ходе которой был ликвидирован транснациональный мошеннический call-центр, ориентированный на граждан Казахстана. Злоумышленники выдавали себя за сотрудников Нацбанка и правоохранительных органов и убеждали людей переводить деньги под предлогом борьбы с терроризмом, а ущерб от их деятельности превысил 900 миллионов тенге.
В ответах на вопросы Tengrinews.kz представители МВД сообщили, что такая работа ведётся постоянно и не только с Украиной, но и, например, с Арменией. Вместе с зарубежными коллегами им удалось ликвидировать пять call-центров в Украине и два в Армении. Эти центры занимались мошенничеством в отношении граждан разных стран. По сообщению казахских полицейских, совместная работа ведётся и с международными интернет-платформами, такими как Meta.
Кстати, с сентября 2025 года в Казахстане введена уголовная ответственность за дропперство. В зависимости от тяжести, характера действий и размера полученной выгоды статья 232-1 УК предусматривает наказание от штрафа до 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Тем не менее дропперы по-прежнему играют значительную роль в мошеннических схемах, действующих в Казахстане. И, увы, если казахстанцы сталкиваются с таким видом обмана, даже юристы нередко отказываются брать их дела — не верят в успех.
Как обманывают туристов?
Например, юристы инициативы "Турпомощь", которые консультируют обманутых казахстанских туристов, предпочитают не браться за дела, связанные с дропперами. Сама "Турпомощь" появилась недавно, в Instagram у них пока не много подписчиков, но обращения от обманутых казахстанцев поступают каждый день. Проект создала казахстанка Надежда Шалфеева — после того как сама купила у агентства Guru Tours Екатерины Корчагиной тур в Италию, но путешествие не состоялось, а деньги вернуть не удалось.
В 2025 году по заявлению Шалфеевой и других пострадавших суд признал Корчагину виновной в преступлении и приговорил её к 4 годам и 8 месяцам лишения свободы.
"В январе 2023 года по рекомендации знакомых я обратилась к Корчагиной. На её странице в Instagram были красивые фото, интересные маршруты, доступные цены. Она представлялась организатором авторских путешествий. Я подумала: если всё открыто и публично, значит, легально и под контролем государства. Мы заключили договор, я всё оплатила, но в Италию мы с мужем так и не попали. Подали заявление, выиграли гражданский иск, но деньги мне не вернули. Тогда я решила искать правду", — рассказывает Шалфеева.
Она говорит, что, как оказалось на практике, организатор таких путешествий толком не несёт никакой ответственности.
"Нам в комитете (по туризму) стали говорить, что мы сами виноваты. Что надо было посмотреть, есть ли эта Корчагина в реестре "Туристік Қамқор" (фонд, который выступает гарантом граждан в сфере выездного туризма — прим. редакции), где состоят все турагентства, туроператоры. То есть, понимаете, туриндустрия всю вину свалила на пострадавших", — говорит Шалфеева.
Она вспоминает, что только тогда поняла, как много обманутых туристов в Казахстане. Например, до суда по делу над владелицей Guru Tours дошли только 80 пострадавших, всем остальным (по словам Шалфеевой, их было около 150 человек) не хватило ни сил, ни времени на то, чтобы добиваться справедливости.
"Нам пришлось бегать два года. Подключались несколько грамотных юристов, которые помогли продвинуться. И после всего этого я поняла, что творится полнейший бардак и надо с этим как-то бороться", — вспоминает Шалфеева.
Когда она запустила свою инициативу, на неё буквально посыпались звонки от таких же пострадавших.
"Однажды в 12 ночи мне позвонила женщина и дрожащим голосом сказала, что её только что обманули. Она мама ребёнка с инвалидностью, долго копила деньги, хотела поехать отдохнуть на несколько дней и попала к мошенникам. Она буквально задыхалась, когда звонила мне. Мне пришлось её успокаивать и говорить, что деньги - это наживное, а у неё ребёнок и она сама. Но в итоге она так и не стала отстаивать свои права", — рассказывает Шалфеева.
К сожалению, тех, кто готов смириться с обманом — большинство. Впрочем, в некоторых случаях сами юристы не советуют даже начинать. Например, по словам Шалфеевой, если речь идёт о фейковых страницах туроператоров, которые получают деньги на банковские карты подставных лиц, то бороться с ними практически невозможно.
"Первое чувство — не злость. Стыд"
Обманываются на фейковых страницах не только те казахстанцы, которые собираются в путешествия в дальние страны, но и внутренние туристы. Буквально на днях известный маркетолог Анастасия Васильева поделилась на своей странице в "Фейсбуке" постом, где рассказала, как нашла "идеальный домик у озера" в Instagram, связалась с владельцем, перевела сначала 120 тысяч тенге, а потом ещё 90, но никакого отдыха в итоге не получила. У страницы, где она нашла эту рекламу, 21,7 тысячи подписчиков, аккуратные фото, сторис, прайс. Её владелец прислал удостоверение и данные своей карты. А потом исчез.
"Первое чувство — не злость. Стыд. Ты не просто теряешь деньги — ты теряешь ощущение, что умеешь различать правду и подделку. Особенно когда ты сам из digital, когда привык видеть фейки за километр, и вдруг тебя ловят на том, чему ты учишь других — доверять визуальной убедительности. 21 тысяча подписчиков. Отзывы. Сторис. Видео. Даже удостоверение личности. Это не случайный фейк. Это продуманная структура обмана — digital-мошенничество с элементами performance-маркетинга", — признаётся Васильева в своём посте.
Здесь же она рассуждает о том, что Интернет перестал быть только пространством информации. Он стал пространством убеждения.
"Каждая фотография, каждый отзыв, каждая фраза "всего 30 минут от города" — тщательно выстроенный UX доверия. И если раньше нас обманывали орфографией и кривыми баннерами, то теперь обманывают красотой, вежливостью и грамотной SMM-воронкой. Ирония в том, что индустрия digital сама обучила людей продавать доверие. Теперь теми же инструментами пользуются мошенники", — продолжает Васильева.
Она называет причины, по которым эти схемы работают:
- алгоритмы соцсетей не различают фейковую страницу и реальный бизнес;
- купить подписчиков и отзывы — дешевле, чем одна ночь в настоящем домике;
- времени на проверку нет, а доверие — автоматическое: ведь мы привыкли, что, "если красиво оформлено, значит, настоящее".
"Нас ловят не на глупости, а на желании верить людям. И этот механизм опаснее любого вируса", — пишет Васильева.
Увы, эти схемы будут совершенствоваться с каждым днём.
"Главная тенденция сегодня — это использование технологий искусственного интеллекта. Мы уже видим случаи, когда мошенники подделывают голоса близких людей, используют дипфейки, создают видео и аудиосообщения, которые выглядят абсолютно реалистично. Люди получают звонки якобы от родственников, коллег, друзей и верят, потому что слышат "знакомый" голос. Если раньше схемы были примитивными: фишинг, поддельные сайты, ложные ссылки, то сейчас они стали технологичными и психологически изощрёнными", — говорит Питолин.
По его словам, первое и главное, что нужно делать, чтобы себя защитить, — это перестать относиться халатно к своей цифровой безопасности. Не доверять никому в Интернете на слово, даже если кажется, что говорит знакомый человек.
"Интернет — это такая же улица, где нужно быть настороже. Ни один госорган не будет звонить и требовать что-то по телефону — об этом важно помнить. Лучше десять раз усомниться, повесить трубку, проигнорировать сообщение, но сохранить свои деньги. И, конечно, нужно повышать свою цифровую грамотность: читать материалы о новых схемах мошенничества, следить за новостями, проверять, не утекли ли ваши данные", — советует он.
Банников также рекомендует пойти на курсы финансовой и цифровой грамотности, кибербезопасности. И напоминает, что часто главные ошибки пользователей — невнимательность и тяга к "лёгким" деньгам.
"Банки регулярно предупреждают, рассылают сообщения о том, что их сотрудники не звонят клиентам и не просят поделиться никакими кодами из SMS. Но что мы видим — телефонное мошенничество процветает, люди не читают сообщения в банковских приложениях и игнорируют официальные сообщения от МВД", — говорит эксперт.
Таким образом, ответственность за кибербезопасность должна быть распределена между всеми участниками — пользователями, операторами критической инфраструктуры и государством. Особенно сейчас, когда страна делает ставку на цифровизацию и развитие искусственного интеллекта. Пока эта ответственность остаётся размытой, кибермошенники будут и дальше чувствовать себя неуязвимыми. А жители - просто разочаровываться в цифровых возможностях, которые у них появились.
Читайте также:
Шевели нейросетями: готовы ли школы Казахстана к эпохе ИИ?
“Дочь замкнулась после того, что увидела“. О том, как защитить детей от Интернет-опасностей
Дети в интернете: чем опасен семейный контент и могут ли дети запретить размещать свои фото