1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Асель Караулова: Проект Kazakhstan Women`s Health изменил жизни 15 процентов наших женщин

Интересная и полезная статья ✅ Асель Караулова: Проект Kazakhstan Women`s Health изменил жизни 15 процентов наших женщин ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Забота о женском здоровье казахстанок сегодня – важная и серьезная проблема. Врачи бьют тревогу, призывая обратить внимание женщин на необходимость заботиться о репродуктивном здоровье, планировать семью и стремиться больше знать о себе и своем теле. Эксперт по коммуникациям, президент Казахстанского пресс-клуба и председатель попечительского совета премии "Ак Мерген" Асель Караулова рассказала о личном опыте в этой сфере и о том, почему для здоровья нации сегодня важны грамотные коммуникации и информирование через социальные сети.

Как вы считаете, сформирована ли культура женского здоровья в нашей стране?

Опрос в сфере женского здоровья* компании Gedeon Richter KZ показал, что 71 процент женщин в Казахстане занимаются самолечением. Меня как женщину и специалиста по коммуникациям это тревожит: уровень грамотности женщин в плане репродуктивного здоровья у нас в целом низкий. Истории с самолечением, безусловно, связаны с низким уровнем осведомленности, а еще с тем, что собственное здоровье для женщины стоит на последнем месте после здоровья детей и мужа.

Во многом эта проблема решается с помощью распространения медицинской грамотности. Женщина должна с малых лет понимать: нужно регулярно, дважды в год, посещать гинеколога, и этот гинеколог должен быть постоянным, даже близким и родным, ведь это главный врач для нас. Но у казахстанок, к сожалению, чаще есть проверенный парикмахер или косметолог, чем доктор. Мой гинеколог делилась, что иногда ухоженные женщины с маникюром и ботоксом приходят к ней с термальной стадией рака – так у нас, бывает, расставляются приоритеты.

В США, где я жила прежде, ты обязан регулярно ходить к гинекологу – это часть твоей страховки так же, как тест на рак шейки матки. Профилактическая вакцинация от этого рака или ВПЧ там тоже обязательна. А ведь в Казахстане эти заболевания статистически очень часто становятся причиной смерти даже молодых женщин. Общий коэффициент заболеваемости раком шейки матки на 100 000 женщин в 2020 году составлял 18,4 процента, а в 2019 году от этого заболевания умерли 810 женщин. Все это дает мне основание утверждать, что у нас достаточно низкая культура женского здоровья, особенно в регионах.

Насколько привычки женщин следить за своим здоровьем сформированы ментальностью нашей страны?

Вновь приведу статистику, опрос* показал: на вопрос "Как вы относитесь к планированию беременности?" 36 процентов женщин ответили, что будут рожать столько, сколько даст Всевышний. Но я не хотела бы оправдывать сложившуюся ситуацию ментальностью – здесь встает вопрос качества доведения информации. Понятно, что в регионах много традиционных семей и женщин, которые много рожают. Но они должны регулярно консультироваться с врачом на предмет возможных проблем и необходимых перерывов между беременностями.

Так кто же должен заботиться о половом просвещении детей и подростков, их репродуктивном здоровье? Лежит ли ответственность на родителях, или на министерстве здравоохранения?

Я все же считаю, что это комплексная ответственность. Прежде всего она лежит на семье, и мама или другие родственницы должны такие вещи проговаривать. Но во многих семьях эти темы табуированы даже в XXI веке. И там, где недодает семья, должна прийти на помощь школа.

Министерствам образования и здравоохранения стоит вместе разработать школьную программу с учетом наших культурных, ментальных и религиозных особенностей, на казахском и русском языках. Простое, понятное донесение должно быть везде: в сельских и городских школах. Это позволит также снизить огромную разницу в просвещении между городом и селом. Понимаете, у нас сейчас происходит демографический бум, в молодых семьях много детей. Каждый третий ребенок в Казахстане рождается в многодетной семье, и это классно, но осознанно ли? Нужна большая образовательная кампания.

Женщины и девушки, в том числе в регионах, должны полагаться на работу с врачами, а не на наш пресловутый "уят". В вопросах женского здоровья нет никакого стыда, поэтому в каждой школе должен быть специальный класс для девочек, пусть отдельный, пусть приватный, пусть вместе с учителем его помогает вести врач, но он должен быть. Маленьким девочкам нужно объяснять, что такое женское здоровье и почему оно так важно. В отдельном классе им можно комфортно давать больше информации о личном здоровье, а класс по сексуальному воспитанию – также абсолютно необходимый – может быть и общим. Не существует "уята" и в вопросах здоровья взрослых казахстанцев обоих полов.

Как вы лично относитесь к своему женскому здоровью? Достаточно ли, на ваш взгляд, информации?

С самого детства со мной разговаривали дома, информации в школе было мало. Кроме того, с мамой у меня никогда не было табуированных тем. Я знаю, что многие женщины не любят ходить к гинекологу, для них это как визит к дантисту, но без этого не обойтись. Я читаю много локальной и зарубежной литературы на эту тему, часто общаюсь с врачами. И, конечно, я с детства обсуждаю эту тему со своей дочерью – запретных тем для нас нет.

Сегодня школа пока не дает достаточно информации, и я во многих смыслах скептически отношусь к нашему образованию. Для своей дочери я покупала хорошие, интересные книги на эту тему, подбирала какие-то достоверные ресурсы, и она сама все это изучила. Я считаю, что очень важно иметь со своим ребенком доверительные отношения - даже сейчас моя взрослая дочь может позвонить и что-то спросить, да и у моих продвинутых подруг ситуация похожая.

Откуда же казахстанским женщинам понять, что полученные им сведения достоверны?

Всю необходимую информацию о здоровье должен давать врач. Кроме того, у нас в стране существует множество общественных организаций, ассоциаций, а также социальных проектов для женщин, которым можно доверять. Один из таких проектов "Kazakhstan Women`s Health – с заботой о женском здоровье" был отмечен специальным призом нашей национальной премии по связям с общественностью "Ак Мерген".

Это замечательный случай, когда к образованию населения, кроме семьи и школы, подключается осознанный бизнес со своими социальными проектами и задачами, выходящими за рамки извлечения прибыли. Я много работаю с предпринимателями и вижу, что в этом вопросе бизнес играет огромную роль, особенно международный, который работает по новым стандартам. Речь о принципах ESG – системе управления компанией, при котором она вовлечена в решение экологических, социальных и управленческих проблем. Подобные организации действительно вносят большой вклад в общество. Они хорошо понимают, что сегодня целевая аудитория ждет от бизнеса очень многого, в том числе и социальной ответственности. Бизнес, который зарабатывает деньги, должен не только платить налоги, но и давать людям что-то большее. Поэтому, например, фармкомпании вкладывают средства в исследования, развитие, социальную среду.

Таким образом, наше авторитетное жюри, собранное из признанных специалистов в своей сфере, выбрало одним из победителей проект, посвященный именно женскому здоровью. Проведя очень интересный социологический опрос, Gedeon Richter KZ на его основе создала коммуникационную кампанию на казахском и русском языках с крайне сильной общественной составляющей. Проект был грамотно выстроен с точки зрения коммуникации и стратегии, важным фактором был также и охват – проект был рассчитан не только на горожанок. Упор компании был на регионы, на сельских женщин, а задачей ставилось повышение их медицинской грамотности и, как результат, мотивация для регулярного посещения гинеколога.

При этом основным каналом информирования стали социальные сети?

Сегодня проектам уровня Kazakhstan Women`s Health очень важно активно использовать социальные сети, особенно для взаимодействия с молодым поколением. Благодаря включению этого коммуникационного канала проект приобретает масштабный характер на республиканском уровне. В рамках проекта велась работа с легитимными лидерами мнений – женщинами, которым действительно доверяют, а не просто популярными блогершами. В процессе работы был использован двусторонний диалог: гинекологи и психологи участвовали в проекте в качестве главных экспертов. Все это позволило не только понятно рассказать о женском здоровье, но и в комфортной форме ответить на интересовавшие аудиторию вопросы. Благодаря правильному подходу к представлению информации проект получил значительное количество просмотров "Прямых эфиров" в Instagram и Facebook, а серия образовательных мультфильмов "Просто о важном" на казахском и русском языках набрала 900 000 просмотров на YouTube. Темы были представлены системно, например, в программе "О чем стесняются спросить у гинеколога" обсуждались вопросы, связанные с абортами и экстренной контрацепцией, говорили о методах предохранения для кормящих матерей. Такие масштабы действительно помогают решить проблемы национального здоровья.

Какие результаты будут достигнуты усилиями проектов, подобных Kazakhstan Women`s Health?

В условиях общей ситуации с медицинской грамотностью в стране этот проект может быть воспринят как капля в море, но для нас он становится примером успешной практики. Я считаю, что государственным органам стоит обратить на него внимание и оказать поддержку. Для нашего государства это станет репутационной инвестицией.

Распространение подобной информации должно быть активным, чтобы достичь результатов. Например, охват аудитории Kazakhstan Women`s Health с октября 2020 года по февраль 2023 года очень велик. Он достигает миллионов просмотров, так как проект позволял активно взаимодействовать с широкой аудиторией через различные платформы, такие как YouTube, социальные сети и другие.

Кроме того, согласно опросу*, число женщин, которые посещают гинеколога не реже раза в год, в том числе благодаря проекту с 2021 по 2022 год, выросло на 14,4 процента, а также был отмечен рост в использовании контрацептивов, что говорит о повышении сознательности в вопросах планирования семьи.

Подобным проектам очень важна поддержка министерств здравоохранения, образования и информации. Необходимо объединять усилия, возможности для достижения общей цели: сокращение абортов, повышение медицинской грамотности населения и создание здоровой нации Казахстана.

*Социологический онлайн опрос проведен международным исследовательским холдингом 4Service™ и при поддержке фармацевтической компании Gedeon Richter KZ. Всего было опрошено 814 женщин в возрасте от 18 до 45 лет в 17 областных центрах Казахстана. Время проведения: лето 2022 года.

Реклама
Реклама
Рекламный материал