Ондирис, или, как его ещё называют, Лесозавод — это район, который ни один житель столицы просто так посещать не станет.
Здесь нет торговых или развлекательных центров, а если и добираться, то с двумя пересадками, да и, в общем, незачем сюда ехать. Но корреспонденты Tengrinews.kz отправились в эту часть Астаны и посмотрели, как живут на окраине.
Этот район от остальной Астаны отделяют железнодорожные пути.
Большая его часть — это частный сектор и промзона с различными предприятиями.
К слову, мы сняли и видеоверсию этого репортажа. Вы можете посмотреть её на нашем YouTube-канале Tengri TV.
Здесь мы познакомились с активистами, которые — как могут — напоминают об Ондирисе местным исполнительным органам.
По их словам, району всегда уделяли мало внимания. Хотя здесь живёт больше 50 тысяч человек.
И проблемных вопросов, как нам рассказали, в Ондирисе-Лесозаводе достаточно. Например: здесь не хватает автобусных маршрутов, нет больших поликлиник со всеми необходимыми узкими специалистами.
Этот разговор с местными жителями мы начинаем на улице Тайбурыл. Когда-то здесь стояли дома. Потом их снесли и образовался пустырь.
"Мы бы хотели, чтобы на этом пустыре построили поликлинику. Потому что в нашем районе с этим большая проблема. Узких специалистов нет. Только терапевт сидит и выдаёт направления, а мы потом с этими направлениями по всему городу мотаемся", — рассказывает активистка Тлектес Тленова.
Продолжает свой рассказ Тлектес Нуркашевна вопросом — логичным и риторическим одновременно:
"Человек почему идёт в поликлинику? Потому что болеет. А тут тебя начинают направлять в поликлиники по всему городу. Поэтому люди махнут рукой и болеют дома. А у нас ведь много и инвалидов, и пенсионеров. А бывает и такое, что в других поликлиниках по городу нас не особо-то и рады видеть, потому что мы из другого района. Но мы ведь тоже люди, хоть и окраина. Очень хотим, чтобы нас услышали и построили нормальную поликлинику".
Идём дальше по улице Майтобе и упираемся в железнодорожные пути. Здесь, согласно генплану, в будущем должна проходить широкополосная дорога — часть одной из кольцевых развязок столицы.
Владельцы жилья, которое попало под "красную линию", ещё в 2019-м получили уведомления о сносе. Вдобавок здесь же не так давно были проложены новые железнодорожные пути — от них до домов теперь меньше 100 метров.
И тем, кого так и не снесли, теперь приходится мириться с шумом и тряской от поездов.
"Уведомление мы в 2019-м получили, а теперь нам говорят, что проект сырой. А о чём тогда думали в 2019-м? Мы из-за этого уведомления теперь не можем никакие пристройки к дому делать. Продать дом тоже не можем. Как заложники здесь", — жалуется местная жительница Айгуль Байжанова.
Из-за проложенных поблизости путей внутри домов теперь ощущают каждый проезжающий состав. На стенах появляются трещины, происходит усадка зданий. Да и спать получается с трудом.
Некоторые не выдержали и переехали в съёмное жильё, а своё сдали квартирантам.
Так, к примеру, сделала 92-летняя Наиля Фатиховна. Сама она шутит, что ей 18. Пенсионерка приехала из, так сказать, большой Астаны специально на встречу с нами.
"Мне стало страшно тут жить, — делится она. — Кажется, будто крыша на меня скоро свалится. Дом дал усадку. Вдобавок из-за того, что там неправильно проложили водный канал вдоль новых ж/д линий, когда он переполняется, вся вода уходит в наши подвалы. Пол мокрый. Как тут жить? Вот и переехала на съёмную квартиру".
Соседи Наили Фатиховны также с нетерпением ждут сноса. В их домах проблемы аналогичные.
Автобусные маршруты, точнее их нехватка, ещё одна боль жителей Ондириса-Лесозавода.
"Раньше маршрутов больше было. Какие-то из них убрали под предлогом "нерентабельно". Жители нашего района едут в другую часть города учиться, работать, по больницам. 55 тысяч населения. И все либо с пересадками добираются, либо идут по единственному пешеходному мосту через пути до вокзала и разъезжаются оттуда", — рассказывает другая активистка района Наталья Янкина.
"Две-три пересадки люди на автобусах делают, — продолжает она. — Так эти маршруты зимой ещё и с опозданием ходят. Люди с работы, вместо того чтобы к восьми домой вернуться, приезжают в десятом часу. Это разве нормально? А пенсионерам как ездить? А маломобильным гражданам? Это же издевательство".
Пешеходный мост, который упоминает активистка, выглядит вот так:
Когда идёшь по нему, чувствуешь, как "ходят" ещё и доски. А через щели видишь, как под тобой проезжают поезда:
Мост достаточно старый. Сами жители шутят, что он тут со времён основания города. Ну, в целом примерно так он и выглядит.
"Капитальный ремонт не проводится. Только доски меняют, если они ломаются. По нему опасно ходить. Инвалидам и пенсионерам — тем более. Тут либо капитальный ремонт требуется, либо строительство новых, более безопасных пешеходных мостов. Потому что, если по путям идёшь, тебя штрафуют", — добавляют активисты.
Из хорошего: район Ондирис постепенно газифицируют. Правда, опять же не без стараний активистов.
"Мы неоднократно писали письма в акимат города Астаны. Они перенаправляли их в управление энергетики. Управление обещало нам в 2024 году завершить проектирование газораспределительной сети. Но, увы, этого не случилось. Я вплотную работала с управлением, и эти труды дали результат — начались работы по проведению газопровода. Мы напрямую работали с инвестором. Работы ведутся без сметы. Такой метод называется "по листу". То есть делается проект на конкретную улицу и сразу проводятся трубы", — объясняет, как удалось добиться проведения газа, активистка Даникер Касимова.
"Говорят, что к 2028 году нас газифицируют. Но мы постарались сами, чтобы газопровод строился. До зимы, возможно, примерно для 500 домов будет доступен газ. Там уже дальше будет зависеть от владельцев домов, кто подключится к газопроводу".
Происходят здесь и другие изменения. Например, когда восемь лет назад мы посещали этот район, в объектив нашего фотографа попал вот этот пятиэтажный дом:
В этот наш приезд мы заметили, что здание уже снесли. А его жителей, судя по всему, расселили.
Но развалины пятиэтажки не вывезли. Так они и торчат посреди Ондириса вместе с бывшим имуществом хозяев:
Когда мы готовились к посещению Лесозавода, изучили отзывы об этом районе в онлайн-справочнике. Они показались пугающими:
Прочитав их, можно сделать вывод, что в этом районе опасно. Но кто, как не местные, могут подтвердить или опровергнуть это. Поэтому мы спрашиваем у них и о криминогенной обстановке.
"Может, лет 20 назад здесь и было опасно, но сейчас спокойно. У меня сыну 19 лет. Он ходит по району, ничего такого. Но есть проблема с закладками. Постоянно кто-то что-то либо закладывает, либо наркоманы что-то ищут под заборами, в закоулках. Но полиция быстро реагирует. У нас в чат сразу скидывают фото, если такое видят, и они приезжают", — делится местная жительница Ирина.
"Драки или поножовщины - они везде бывают, не только у нас. Но у нас спокойно. Даже участковый, бывает, просто так приезжает спросить "как дела", "всё ли нормально". Я здесь столько лет живу, и слышать, что наш район чуть ли не самый криминальный, если честно, даже немного обидно", — признаётся другая жительница, Анна.
"Последние лет пять у нас очень спокойно. Нет такого, что кто-то кого-то постоянно хочет побить, убить или ограбить. Раньше, может, и было что-то, но не сейчас, это точно", — добавляет ещё одна опрошенная нами жительница, Карина.
Делаем вывод, что все эти отзывы в интернете — отголоски прошлого, когда в районе Лесозавода было не очень безопасно. Сейчас же ситуация, похоже, изменилась. Об этом говорит и карта преступности. Судя по ней, куда больше правонарушений случается в других районах — например, на левом берегу.
Когда мы уезжали отсюда назад в редакцию, местные жители сказали: мы надеемся, что со временем проблемы Ондириса будут решены.
Они верят, что сюда пустят дополнительные автобусы, что построят автомобильные развязки, отремонтируют старый или возведут новый пешеходный мост через железнодорожные пути.
Их обиду можно понять. Ондирис-Лесозавод — та же Астана. Просто этой её части не повезло оказаться неперспективной для развития. Ведь сейчас город растёт в другую сторону.
Текст подготовил Иван Сухоруков
Над видео работал Алимжан Аманжол
Фотографировала Маржан Куандыкова
Читайте также:
Мы выяснили, сколько миллиардов потратили на ремонт улицы Аманжол, которая утонула
"Сначала рушился порядок, потом здание". Как живётся в той самой аварийной астанинской общаге
Одни учатся в умных школах, другие — в магазинах. Блеск и нищета казахстанского образования