“Атомные ребята“. Почему юные казахстанцы выбрали ядерную физику
Перед референдумом 6 октября корреспондент Tengrinews.kz поговорила с будущими казахстанскими ядерщиками и узнала, почему они решили выбрать именно эту профессию.
Ядерщиков-физиков в Астане обучают только в одном университете.
Отправляемся на Международную кафедру ядерной физики, новых материалов и технологий. Кабинет кафедры кажется совершенно обычным: столы, компьютеры и много папок, разложенных в алфавитном порядке. Единственное, что выдает местных профессоров-физиков, - это книжная полка, от и до набитая научной литературой с потрепанными переплетами и выцветшими корешками.
Нас провожают к героям этого репортажа - к самим студентам. У них как раз закончились пары. Оказывается, что девушек - физиков-ядерщиков тут больше, чем парней.
Группа полиязычная - они проходят ядерную физику на английском языке. Сейчас студенты на 4-м курсе. А учатся они 5 лет.
Ребят не предупреждали о приходе журналистов, поэтому наш визит застал их врасплох.
Ребята поступали в 2021 году, еще когда в Казахстане не обсуждали так активно возможность строительства АЭС. История выбора профессии у всех разная. Так, Айганым вдохновилась работами Марии Склодовской-Кюри (известная ученая-экспериментатор, лауреат Нобелевских премий по физике и по химии). Девушка надеется в будущем стать такой же успешной, как и ее кумир.
На вопрос "Кто хочет работать на АЭС?" отвечает только один учащийся - Ермахан Сазанбай.
"Да, хочу работать на АЭС. Знаю, сейчас народ думает, что АЭС Казахстану не нужна. Но я думаю, что это очень важно. Наша страна обретет экономическую и энергетическую независимость. Мы больше не будем у соседних стран покупать энергию, а будем сами производить ее. К тому же АЭС не загрязняет атмосферу и климат", - рассуждает юный инженер.
Ермахан признается, что собирался поступать на юриста и хотел бы работать адвокатом. Но поменял свой выбор после просмотра фильма "Оппенгеймер".
Спустя несколько вопросов ребята расслабляются и начинают охотнее рассказывать истории из своей жизни.
"Мы просто не приучены болтать, технические специалисты обычно много не разговаривают", - шутит Айгуль Мукатаева.
Айгуль призналась, что ей физика показалась очень сложной. И именно поэтому она решила поступать.
"Я люблю себе жизнь усложнять. Я подумала, что самая сложная отрасль физики - ядерная. Выбор был очевиден. Еще и специально в английскую группу перевелась", - смеется Айгуль.
Все студенты пришли на эту специальность по собственному желанию. Многие из них — первые в своих семьях, кто решил посвятить себя науке. Айза признается, что ее родные изначально не поддерживали выбор.
"Моя мама буквально держала меня за руку и уводила отсюда. А знакомые до сих пор удивляются: "Ты что, бомбу там делать будешь?" — с улыбкой рассказывает девушка.
Нас приглашают в лабораторный кабинет атомно-ядерной физики с приборами и инструментами для экспериментов. В комнате настоящая атмосфера научных исследований.
Пока студенты-атомщики настраивают аппаратуру, спрашиваем, как проходят их занятия.
"Когда мы поступали, у нас был выбор, что изучать. Мы могли изучить ядерную физику со стороны химии и уйти в медицину. Или с научной стороны: распады, альфа-, бета-, гамма-излучения, их радиоактивность и так далее", - рассказывает Айза.
Большинство пока не определилось, где будет работать после окончания. Как признаются студенты, им сложно судить без практики. А она для них начнется только в этом году в Национальном ядерном центре в Курчатове или в алматинском Институте ядерной физики.
После окончания они смогут работать не только на АЭС или в научных центрах, но и преподавать и программировать. Один из студентов признается, что не особо интересуется АЭС. У него есть другая причина.
"Ядерная физика, потому что можно уйти в медицину. Я всегда хотел помогать людям. Ядерная физика - это не только АЭС. Существует много других проблем. Я поступил сюда, чтобы улучшить здоровье людей, находить новые пути лечения и профилактики", - делится Асылхан Райымбеков.
Несмотря на серьезность ответов, будущие ядерщики - обычные студенты. И как и все, мечтают отметить свой выпускной с размахом. "Если что-то от нас останется", - подшучивают девушки, намекая на трудности учебы.
На этих студентов возлагаются большие ожидания, особенно в связи с предстоящим референдумом по строительству АЭС. Эти молодые, энергичные и целеустремленные будущие ядерщики — не просто студенты, а те, кто вскоре будет строить будущее страны. Их острые умы, жажда знаний и ответственность за энергобезопасность Казахстана делают их важной частью предстоящих перемен.
Текст и фото: Купбаева Анэля.