Берлин в знаменитом Майкудуке. Как депортированные немцы основали свой поселок в Караганде
"Многие мечтали жить именно в этих домах", - рассказывает местная жительница об одном из частных секторов Караганды. Глядя на эти постройки и сам район, в это веришь с трудом. Обычные на первый взгляд дома, спрятавшиеся за высокими заборами. Но у этого места имеется печальная предыстория. Более 90 лет назад депортированных немцев привезли именно сюда и оставили прямо посреди степи, где не было ничего, кроме железной дороги. О том, как в Караганде появился немецкий поселок Берлин, - в репортаже Tengrinews.kz.
Поселок, основанный немцами, находится в одном из густонаселенных жилых массивов Караганды - Майкудуке, в районе имени Алихана Бокейхана (бывший Октябрьский район).
Это сейчас поселок находится прямо за центральной дорогой и окружен многоэтажными домами. Более 90 лет назад здесь была голая степь.
"Из воспоминаний карагандинских немцев, в ходе "предварительного раскулачивания" во время коллективизации в 1931 году из Поволжья в Караганду было вывезено 30 тысяч немцев. На сборы людям не давали времени, поэтому многие успели взять только самое необходимое", - говорится на сайте объединения немцев в Казахстане.
"Депортированных немцев оставили прямо у железной дороги, в степи. Большинство из них скончались в первую же зиму. Так как все прибывшие находились под комендатурой и не могли покидать место пребывания, обосновываться им пришлось тут же. Многих забирали в трудовую армию", - пишут на сайте.
Таким образом в Майкудуке и появилось немецкое поселение, которое позже в народе стали называть Берлин. Основная часть поселка находится прямо за многоэтажными жилыми домами, находящимися по улице Карла Маркса.
В самом частном секторе можно встретить улицы, названные в честь известных немецких политических деятелей, таких как Роза Люксембург
и Карл Либкнехт.
В немецком поселке находится католический храм - базилика святого Иосифа, который был построен в 1978 году. По некоторым данным, храм построен на месте землянки, где в свое время проходили официальные богослужения.
По словам местных жителей, немцев в поселке уже практически не осталось. Многие из них уехали на историческую родину в Германию в 90-е годы.
Согласно открытым источникам данных в Интернете, в 1989 году в Казахстане проживало более 900 тысяч немцев. В 1999 году осталось не более 350 тысяч человек. На сегодняшний день численность населения Казахстана, по данным Бюро национальной статистики РК, составляет 19 808 430 человек, из них немцев – 1,1 процента, то есть около 217 800 человек.
"Август, сосед мой, здесь жил, уехал в Германию в 90-е годы. Николай Швабехер на этой же улице проживал, тоже уехал. Свой дом я покупал у семьи Боссов, которые тоже покинули Казахстан и уехали в Германию. Коренных немцев здесь вы уже не встретите. В поселке нашем сейчас половина казахов, половина русских", - рассказывает владелец дома по улице Люксембург.
"Многие мечтали здесь жить, вплоть до 2000-х. Потому что дома, построенные немцами, считались самыми качественными. И самое главное, все удобства, в том числе санузлы, были внутри домов, что для того времени, 70-80-х годов, к примеру, было редкостью. Поэтому, когда немцы начали массово уезжать из Караганды и продавать свои дома в этом поселке, их быстро раскупили. Потому что знали, что такие дома очень добротные, да и в поселке самом был такой идеальный порядок", - поделилась местная жительница.
В этом сером доме, к примеру, проживала многодетная немецкая семья. По словам нынешней владелицы, здесь было очень много небольших по площади комнат, рассчитанных на большую семью.
"Как-то приезжали сюда немцы, бывшие владельцы этого дома. Заходили сюда. Поделились своими воспоминаниями о том времени, когда они сами жили здесь. Вообще, частенько сюда приезжают немцы из Германии, которые когда-то жили в этом поселке. Говорят, что все скучают по этим местам. А так многие дома уже по несколько раз перестраивали, переделывали", - отметила женщина.
По словам программного руководителя Карагандинского областного общества "Немецкий центр "Видергебурт", Ксении Риккель, немецкие дома всегда считались эталоном качества, так как были построены с учетом климатических особенностей региона.
"Дома строились так, чтобы не выходя на улицу можно было попасть сразу в баню или в чулан, сарай. На северную сторону, к примеру, старались не выводить окна, чтобы было теплее. Или же сам дом строили подальше от дороги. Таким образом в здание не попадала пыль", - рассказала специалист.
Ксения Риккель показала нам личные вещи депортированных в Карагандинскую область немцев. Эти экспонаты были переданы в дар центру и хранятся в музейном уголке.
Здесь можно увидеть предметы быта немцев,
домашнюю утварь,
книги.
"Было несколько этапов депортации немцев в Карагандинскую область начиная с 30-х годов. Людям тогда, как правило, не давали времени на сборы. Поэтому многие успевали взять с собой только ценные вещи и предметы первой необходимости", - добавила специалист центра.
На фото традиционный свадебный немецкий венок.
"Депортированные немцы приезжали сюда вот с такими деревянными сундучками. Все, что у них было в руках, могло уместиться в этот небольшой ящик. Несмотря на то что было ограничение объема вещей, люди забирали с собой книги, нотные тетради", - отметила Ксения Риккель.
Один из ценных экспонатов немецкого центра - нотная тетрадь 1855 года, которая состоит из 173 страниц.
По словам Ксении Риккель, в ее и других немецких семьях было не принято вспоминать годы депортации и репрессий.
"Моя прабабушка говорила, что это слишком тяжелые воспоминания для них, поэтому дома эта тема была под запретом. Она рассказывала, как местные жители, казахи, помогли им выжить после депортации, что забирали к себе даже детей, чьи родители умерли по дороге сюда", - добавила она.
Дедушка Ксении Риккель был узником Карлага. Согласно воспоминаниям бабушки Ксении, мужчине удалось выйти живым из лагеря, но с подорванным здоровьем.
"Она рассказывала, что у деда после лагеря обе ноги были настолько покрыты синяками, что не было ни одного живого места там. В итоге из-за полученных травм у него развилась гангрена, из-за которой он и скончался вскоре после выхода из Карлага", - добавила она.
Подробнее о Карлаге можно прочитать здесь.
Согласно открытым источникам данных, в Карлаге в 1937 году был расстрелян первый католический священник Караганды - отец Иосиф Кельш. Именно он после депортации активно работал в немецком поселке в Майкудуке, где, несмотря на преследования, на совместные молитвы собирались верующие католики. Возможно, поэтому именно в немецком поселке и решили построить католический храм, о котором мы рассказывали выше.
Сейчас в немецком поселке мало что напоминает о его основателях. Лишь несколько старожилов знают и помнят историю этой местности. Но, несмотря на этот факт, в народе этот поселок до сих пор называют Берлином.