"Делаем те же тои". Как живут казахи в Узбекистане
В Узбекистане, по официальным данным, проживает более 800 тысяч казахов. Большинство казахского населения сосредоточено в регионах, граничащих с нашей страной, в том числе в Ташкентской области. Здесь же находится промышленный город Чирчик. Корреспондент Tengrinews.kz поговорила с местными ребятами, этническими казахами, о жизни, работе и мечтах.
До Чирчика час езды от столицы Узбекистана. Название он получил в честь протекающей там реки Чирчик ("шумная"), которую называют самым полноводным притоком Сырдарьи. Здесь сосредоточены крупные заводы и фабрики, а также есть несколько высших и средних учебных заведений.
Нурлану Джумабаеву 26 лет, он живет в Чирчике. Заканчивал международную школу. Знает казахский, узбекский, русский, английский, турецкий и корейский языки. Сейчас учится на преподавателя гуманитарных наук: литературы, истории и английского языка. В будущем планирует работать по специальности.
Молодой человек знает своих предков до пятого колена.
Дедушка Туриспек со стороны отца, участник ВОВ, после войны жил в Юнусабадском районе Ташкента. Он был известным человеком среди местных казахов, потому что у него было очень доброе сердце.
"Ата распределял продукты по магазинам и часто бывал в Бостанлыкском районе (там проживает большинство казахов Ташкентской области). В то время многие дети оставались без родителей, потому что было много болезней, а лечения толком не было. Он им помогал, направлял в детский дом Ташкента, где их принимали и заботились о них", - пояснил молодой человек.
Через какое-то время дедушка Нурлана переселился в область.
"В те годы многие казахи, которые находились на территории Ташкента, рассредоточивались по аулам. В каждом ауле жили представители одного рода. Например, в одном ауле живут кыпшаки, в другом - сиргели и так далее. Люди старались держаться ближе к своему племени, так как это был некий способ выживания. Если в семье случалось несчастье и умирал муж, то соседи могли позаботиться о его жене и детях. Дедушка был кыпшаком, и он переселился ближе к своим", - рассказывает собеседник.
По воспоминаниям отца нашего героя, недалеко от их дома был яблоневый сад. Туриспек-ата всегда ездил туда и собирал яблоки. На обратном пути он раздавал угощения детям и порой не всегда доносил яблоки до своих собственных детей - так ему хотелось порадовать каждого пробегавшего мимо мальчонку.
Дедушка Шалкар со стороны матери Нурлана был родом с Чарвака (поселок в Ташкентской области). Он работал руководителем в колхозе.
- Вы были в Казахстане? Как вы думаете, казахи в Казахстане и Узбекистане как-то отличаются друг от друга?
- Да, я был в Казахстане и могу сказать, что заметил несколько отличий. Например, в нашем словарном запасе присутствуют узбекские слова, в Казахстане такие слова не используют (например, махалля - квартал - прим.). А еще в Узбекистане обычно начинают диалог со слов: "будьте любезны". То есть мы всегда обращаемся на "вы", даже если человек младше нас. Всегда к глаголу добавляем окончание "сіз". На "ты" обращаемся только к близким друзьям или очень хорошим знакомым. В Казахстане тоже обращаются на "вы" к взрослым, но бывали случаи, когда незнакомые люди говорили "сен".
- А узбекский и казахский языки сильно отличаются друг от друга?
- 80 процентов слов идентичны. И узбекский, и казахский - это тюркские языки. Просто гласные звучат по-разному. Казахи в каких-то словах произносят "а", а узбеки в этих же словах "о". Но, несмотря на различия, и те и другие прекрасно понимают друг друга. Как-то, помню, ездил на базар, который находится на границе, и там покупатели спрашивали на узбекском, а продавцы отвечали на казахском. И все понимали друг друга. Разница в языках при общении испаряется.
За разговором мы перемещаемся за пределы Чирчика в Кибрайский район. Там находится ресторан, где готовят один из самых вкусных бешбармаков в области. Здесь практически всегда аншлаг. Компанию нам составляют гость из Германии Лукас, который учится в Алматы, а также гостья из Китая Сивей.
- А какие гастрономические традиции есть у местных казахов?
- У местных казахов меню очень богатое. Основные блюда - мясные. Когда в гости кто-то приходит, обычно готовят плов. На свадьбах, тоях главное блюдо - плов, бешбармак, также часто готовят нарын (мелко нарубленное мясо и тесто), казан-кебаб (мясо с картошкой).
Казы берем на местном рынке. Не важно, чья будет свадьба, среди мясных закусок казы будет всегда. Еще есть в Узбекистане блюдо, напоминающее казахский бешбармак, называется шилпилдок. Туда, помимо основных ингредиентов (теста и мяса), кладут овощи, горох, зелень.
На Наурыз люди договариваются между собой, и у кого-то дома начинают готовить праздничные блюда, такие как халим (каша из очищенных зерен пшеницы и мяса) и сумаляк (блюдо из пророщенных зерен пшеницы). Последнее варится минимум 12 часов, за это время к кастрюле может подойти любой человек, загадать желание и бросить туда небольшой камешек. Поэтому угощение едят очень аккуратно.
Тем временем, пока мы разговариваем с Нурланом о традициях, иностранные гости пробуют местный бешбармак. По признанию Лукаса, несмотря на то, что он уже несколько месяцев живет в Казахстане, это блюдо все еще не пробовал, так как уже давно исключил мясные блюда из своего рациона. Однако здесь все-таки решается попробовать казахское традиционное блюдо. Ему понравилось.
Знакомимся и с хозяином заведения Абдурасулом Тастановым - жизнерадостным и энергичным человеком. Он этнический казах, родился в этих местах.
"Мы работаем уже пять лет. Поначалу было сложно: думали, окупится ли это место, станет ли популярным, все-таки от Ташкента 17 километров. Но благодаря нашим стараниям, к нам сейчас заходят гости со всех стран СНГ. Когда приезжают делегации из Казахстана, всегда посещают наш ресторан. В будущем мне хотелось бы открыть филиалы в Ташкенте и Алматы, так как мы видим, что наш бешбармак нравится людям", - говорит Абдурасул.
А мы заканчиваем трапезу и возвращаемся в Чирчик, чтобы познакомиться с еще одним героем.
Жанабай Исраилов живет в поселке Абай Ташкентской области. Его предки из этих мест. Учился в Чирчике на IT-специалиста в политехническом колледже. Здесь же работает на заводе, на котором производят медные трубы для кондиционеров, холодильников и так далее. В свободное время Жанабай ведет группу в соцсетях "Ташкентские казахи", где рассказывает о жизни людей в области. Местные уже знают этого парня и всегда с радостью встречают его у ворот своего дома.
Жанабай с особой теплотой рассказывает о своей малой родине.
"Я люблю свой аул, людей, природу. Здесь есть горы, водоем, где мы летом купаемся, здесь прошло мое детство. Природа Абая очень красивая, все этот аул знают".
Мы поговорили с Жанабаем о том, чем занимается казахская молодежь Чирчика и его окрестностей.
"Кто-то после окончания средней школы едет учиться в Казахстан (Шымкент, Алматы, Астана). Также в Чирчике есть филиал Шымкентского университета имени Мухтара Ауэзова и еще пара филиалов казахстанских учебных заведений.
Учатся на учителей, врачей, потом работают по своей специальности: в школах, спорте, медицине. Те, кто не получает высшее образование, имеет небольшой бизнес, занимается разведением и продажей скота, таксует.
Также у нас в селе есть спортивные залы по боксу, дзюдо. Есть чемпионки Узбекистана и Азии. Например, Асельхан Аралбаева, Зарина Жамалова, они казашки, ездили на соревнования в Казахстан и другие страны.
Вообще в Чирчике казахов не очень много, их много в Бостанлыкском районе, где я проживаю. Там есть аулы, например, Абай, Қызылту, Еңбек, город Газалкент, в которых живут в основном казахи. Там же много казахских школ. Я заканчивал одну из них".
Жанабай рассказывает, что в регионах Узбекистана живут представители разных жузов.
"В Ташкенте - представители старшего жуза. В Навои и Каракалпакстане - младшего жуза. Сам я из старшего жуза, рода Албан, Қоңырбөрік".
- Как проводятся свадьбы у местных казахов?
- Мы соблюдаем все обычаи и традиции. Например, қыз ұзату, беташар, исполняем казахскую музыку, приглашаем на свадьбу казахских певцов, накрываем голову невесты платком, невеста кланяется родственникам (келін сәлем) и так далее. На свадьбы приглашают по 200-300 человек. Недавно я был на беташаре в Ташкенте, родственники привезли невесту из Талдыкоргана. Сам я женился четыре года назад. Моя жена казашка, мы приглашали на свадьбу 300 человек.
Когда рождается ребенок, делаем те же тои, что и в Казахстане: бесік той (той для новорожденного), тұсау кесу (перерезание пут) и другие.
Собеседник часто ездит в Шымкент и Алматы в гости, на тои к родственникам.
"В общении мы почти не отличаемся от шымкентских казахов, но отличаемся от казахов Алматы, Астаны и Павлодара. Если говорить про мое времяпрепровождение в Казахстане, то в Шымкенте я с удовольствием посещал футбольные матчи "Ордабасы", а в Алматы ходил на матчи "Қайрата". Но в Алматы интереснее, там больше концертов и мероприятий, больше футбола. В будущем я хотел бы переехать в Алматы".
Текст и фото: Анастасия Солнцева