Дети, раскладушки. Что говорят пострадавшие от паводков в эвакуационных пунктах Уральска
Спортзал с десятками железных кроватей. Постельное белье, накрытое колючими шерстяными одеялами. Здесь слышен детский плач и даже стон. Здесь живут люди, оставшиеся без своих домов из-за большой воды.
О том, как протекает время в эвакуационных пунктах Уральска, глазами фотокорреспондента Tengrinews.kz Турара Казангапова.
21 апреля река Жайык вышла из берегов и затопила дачные массивы близ Уральска. Это уже вторая волна паводков в Западно-Казахстанской области.
Первая волна паводков тут была зафиксирована в конце марта, а сам город был в эпицентре паводка в первые дни апреля.
Некоторые дачные массивы на окраинах Уральска почти полностью ушли под воду около пяти дней назад.
Некоторым приходилось в спешке покидать свои дома. Без сменной одежды для себя и детей.
По данным МЧС на 26 апреля, ситуация в ЗКО стабилизировалась.
"Продолжается мониторинг подтопленных дачных территорий. Сотрудниками департаментов по чрезвычайным ситуациям и полицией проводятся совместные патрулирования", - говорится в сообщении на сайте МЧС.
Но, к сожалению, для стабилизации жизни пострадавших времени нужно больше. Многие из них вынуждены вот уже месяц ютиться у родственников. Кто-то снимает квартиры, кто-то отправился в эвакуационные пункты.
В нескольких таких пунктах побывал и наш фотокорреспондент.
В большинстве случаев пункты организованы на базе школ и общежитий города.
Основное место пребывания - спортзалы, где разместили раскладушки либо железные кровати.
Как оказалось, в затопленных дачных районах Уральска проживали в большей степени семьи, где воспитывают от трех детей и больше.
Поэтому в эвакуационных пунктах можно увидеть много мальчишек и девчонок.
К примеру, в одном из пунктов общее количество постояльцев - 306 человек. 170 из них - это дети.
Детям такое времяпровождение в новинку.
Многие из них уже успели завести новых друзей.
Из-за большого количества людей некоторым находиться в эвакуационных пунктах сложно.
"Находиться здесь, конечно, неудобно. Дом есть дом. А тут много незнакомых людей, с которыми тебе приходится ночевать. Я сама засыпаю к 5-6 утра. Где-то маленькие дети плачут, где-то взрослые шумят. Так и живем", - рассказывает Айкоркем.
Дом, где она проживала с родными, ушел под воду на ее глазах. Все происходящее девушка сняла на камеру телефона.
"У нас такой стресс. Мой дом ушел под воду за каких-то 15 минут. Я его строила, ни у кого ничего не прося, зарабатывая своим честным трудом. Как и многие, что-то брала в кредит. Для меня был дорог каждый угол, каждая люстра. Я радовалась каждой покупке в дом. Это не просто коробка, четыре стены, это был мой очаг. Теперь же приходится жить в страхе, так как не знаешь, во сколько оценят ущерб. Нет доверия у меня", - говорит девушка.
Доверия нет у нашей собеседницы, возможно, из-за того, что, по ее словам, жителям дачного поселка приходилось своими силами бороться со стихией. Девушка отмечает, что они сами покупали мешки, песок. И сами пытались выстраивать защиту.
"Это видео - все, что осталось от моего жилья", - с грустью произносит она.
Схожие переживания присутствуют и у некоторых других постояльцев эвакуационных пунктов.
"Вы знаете, приходят сюда из акимата волонтеры разные. Они приезжают сюда, играют с детьми 5 минут. За это время успевают сделать фото и видео. А потом сразу уезжают. Я не выдержала и подошла, спросила, для чего они это делают. Их ответ был: "Для отчетности". А нам, простите, зачем это?" - рассказала одна из пострадавших.
По словам нашей собеседницы, условия в эвакуационных пунктах неплохие.
"Условия, как объяснить, и не плохо, и не хорошо. Еще месяц, наверное, будем здесь жить. У нас двое маленьких детей, которым 3 года и 1,5 года. И пока непонятно, когда вообще мы сможем вернуться в дом, учитывая, что он полностью ушел под воду. Мы даже не успели взять одежду ни детям, ни себе".
"Сейчас думаем над тем, чтобы снять квартиру и съехать отсюда, так как с детьми проживать в таких условиях сложно. Но сейчас пока этого сделать не можем, так как работает один супруг, я пока в декрете. Вынуждена буду выйти на работу, так как он один не потянет и аренду, и продукты", - добавила она, отметив, что выплату единовременной компенсации они еще не получили, так как только недавно приехали в эвакуационный пункт.
За время проживания в стенах пункта у следующей нашей героини по имени Раушан успел родиться ребенок.
"Нас привезли сюда в конце марта. Я тогда на последнем месяце беременности была, на сносях. И вот 10 апреля забрали меня в роддом, где я родила нашего четвертого ребенка. Когда находилась в перинатальном центре, мне позвонили из партии Amanat и предложили снять для нас с детьми квартиру, чтобы мне было легче с новорожденным. Уже после я узнала, что квартиру сняли на два месяца. За первый месяц оплатили сразу, за второй пока нет, но обещали. Поэтому немного переживаю, так как не знаю, как и что будет дальше. Сами мы не можем позволить себе снимать. Думаю вернуться снова в пункт. Плюс вдруг меня уберут из базы и не будут оказывать помощь. Дом ведь наш полностью ушел под воду", - поделилась переживаниями многодетная мама.
Люди, потерявшие крышу над головой, стараются в происходящем увидеть нечто хорошее.
"В таких случаях боишься жаловаться, чтобы не разгневать Всевышнего. Ведь не на улице ночуем, и еда есть. Конечно, здесь не как дома... Но волонтеры нам привозят еду. Грех, знаете, жаловаться. Но не всегда бывает съестное, питательное, особенно для детей. Скорее бы уже все закончилось", - делятся женщины.
При этом никто из них не знает, когда у них появится возможность вернуться в свои жилища, да и вообще где теперь будет находиться место под названием "дом".
Пока их домом стали эвакуационные пункты.
С пострадавшими от паводков разговаривают психологи...
На просторах сети можно встретить информацию об интересном опыте Японии при природных катаклизмах. Пишут, что в стране, с которой у нас сравнивают Казахстан некоторые чиновники, когда жители остаются без домов и вынуждены жить в эвакуационных пунктах, будь это школьные спортзалы либо палаточные лагеря, глава местной администрации должен с женой временно переселиться в зону бедствия. Там же должна разместиться и команда мэра. И находиться чиновник должен там до того момента, пока не будет решен вопрос с последним пострадавшим.
Возможно, это очередная байка о Японии. А может, и нет. Стоит ли вводить ее в нашей стране? Особенно после новостей о хищении миллиарда тенге.
Токаев дал несколько важных поручений по ликвидации паводков
Текст: Айгерим Абилмажитова
Фото: Турар Казангапов.