Другое кино
То, что получилось такое необычное кино, было предсказуемо. Президент неоднократно высказывал свое мнение о новом казахстанском кинематографе, указывал на то, что тем, кто берется снимать отечественные фильмы, не стоит смотреть на Голливуд, а лучше бы им поискать свой казахстанский путь. Так и получилось, что "Ради будущего" отличается от того, что идет сегодня в кинотеатрах.
"Мы должны исходить не из количества, нужно ориентироваться на качество. Сейчас кино должно быть смотрибельным. На нас прет западная культура, бездуховная. Есть такое понятие - американская мечта: если ты себя сам не сделал, то ты никому не нужен. Мы - другое общество. Мало говорим об уважении к старшим, женщинам, заботе о детях. Моральная сторона хромает. В высказывания актеров должны вкладываться слова, которые заставляют человека делать что-то лучше. А сейчас мы смотрим что? Одна за одной картины, посмотрев которые, испытываешь в конце полное разочарование", - говорил 11 января 2012 года Нурсултан Назарбаев и вот уже 14 марта 2012 года киностудия "Казахфильм" показывает, по их представлениям, именно такое кино, о котором говорил Президент. В "Ради будущего" есть, все критерии, на которые просил обратить внимание Нурсултан Назарбаев - уважение к старшим, к женщинам, а особенно забота о детях. Но больше всего привлекают внимание диалоги героев, они вкладывают в свои слова столько информации, что иногда кажется, что смотришь не кино, а разъяснительный рекламный ролик о том, какие возможности дает та или иная государственная программа Казахстана.
"Мы смотрим Голливуд, смотрим другие фильмы. Там как раз не то. Они пропагандируют личность. А мы хотим, чтобы обществу было хорошо. То есть, работа, жизнь личности должна служить обществу", - сказал Назарбаев молодым людям, после просмотра "Ради будущего".
То есть, по сути, создатели фильма выполнили все, если так можно выразиться, поручения Главы государства. Но при этом, они, кажется, переусердствовали с желанием наполнить героев самыми лучшими человеческими качествами и сделали из них каких-то неполноценных людей. Любовь к родине у этой казахстанской молодежи, уехавшей учиться в Европу, зашкаливает. Один из героев - молодой одинокий парень по каким-то необъяснимым причинам отказывается от предложения молодой симпатичной француженки погулять с ней по Парижу и остаться с ней наедине, а вместо этого читает ей слова назидания Абая. А другой на вечеринке в честь празднования Наурыза демонстративно пьет то ли молоко, то ли кумыс (дело происходит в Германии) и, рассказывая друзьям-иностранцам об этом весеннем празднике, говорит как ведущий детской познавательной передачи. И вообще весь фильм не покидает странное ощущение: как будто сначала молодые люди общаются между собой, а потом вдруг с экрана обращаются к зрителям с очень знакомыми словами. Впечатление, что актеры заучили наизусть тексты ежегодного Послания Президента народу Казахстана.
Порой в некоторых моментах болашаковцы в "Ради будущего", пытаясь пошутить, как бы нарушают изначальный замысел режиссера, забывая, что они должны нести только честность, добро и показывать другим молодым людям пример. В фильме есть сцена, где наш парень казах говорит немецкому гаишнику, который собирается его оштрафовать - "может договоримся?" или уже находясь в Астане, использует дружеские связи, чтобы взять кредит в банке на открытие своего бизнеса и это в то время, когда в реальной жизни все казахстанские предприниматели просят Григория Марченко, сделать так, чтобы банки давали кредиты бизнесменам без всяких связей, откатов и другой личной выгоды.
Признаюсь честно, я не хотел досматривать это кино до конца. Но Службе охраны Президента, которая контролировала вход и выход, вряд ли понравилось бы мое желание покинуть зал посреди сеанса. И я решил остаться до финальных титров. Ради будущего.
Ренат Ташкинбаев