27 февраля 2023 | 07:12

"Другого выхода нет. Мы должны успеть". Что происходит в Экибастузе сейчас

Фото: tengrinews.kz / Турар Казангапов

Пожалуй, самым обсуждаемым городом Казахстана этой зимой стал Экибастуз. Повод, к сожалению, был неприятный - за несколько дней до начала декабря, когда наступили первые морозы, горожане вдруг остались без отопления. Экибастузцам пришлось пережить одно потрясение за другим: жуткий холод в квартирах, режим ЧС, отсутствие горячей воды, лопнувшие батареи и потопы в квартирах. Тепла и воды в некоторых домах нет до сих пор. А после жителей "порадовали" январские счета за электричество, ведь горожанам этой зимой пришлось спасаться воздухо- и водонагревателями.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Пожалуй, самым обсуждаемым городом Казахстана этой зимой стал Экибастуз. Повод, к сожалению, был неприятный - за несколько дней до начала декабря, когда наступили первые морозы, горожане вдруг остались без отопления. Экибастузцам пришлось пережить одно потрясение за другим: жуткий холод в квартирах, режим ЧС, отсутствие горячей воды, лопнувшие батареи и потопы в квартирах. Тепла и воды в некоторых домах нет до сих пор. А после жителей "порадовали" январские счета за электричество, ведь горожанам этой зимой пришлось спасаться воздухо- и водонагревателями.

Корреспонденты Tengrinews.kz посетили Экибастуз, пообщались с местными жителям, волонтерами и представителями акимата, чтобы понять, какая ситуация в городе на сегодняшний день. Впечатлений после поездки осталось много. 

Отметим, что в следующих материалах мы намерены подробно рассказать, как власти региона решают проблемы жителей Экибастуза.

То не тепло, то холодно

Перед поездкой мы написали нескольким горожанам с предложением дать интервью для нашего репортажа. Реакция оказалась неожиданной. Экибастузцы проявили инициативу и закинули наше сообщение во все местные чаты и Instagram-паблики. За несколько дней (вплоть до конца командировки) нам поступило около сотни звонков. Еще больше людей написали нам на редакционный WhatsApp. Это дало возможность оценить масштабы проблемы. 

Забегая вперед, а также пользуясь моментом, приносим извинения всем, кому мы не ответили или к кому не смогли приехать. К сожалению, это было физически невозможно за то время, что мы находились в городе. 

Частный сектор на улице Степной. Это пенсионер Александр Кристинин. Его дом и до случившегося не был в идеальном состоянии, однако здесь можно было жить.

После того как отопление отключили, мужчина сутки терпел холод. Когда находиться в доме стало невозможно, он попросился временно пожить к своей старой знакомой. Ни он, ни она и подумать не могли, что это затянется на целую зиму. Ведь в пустом доме начали лопаться батареи, и кипятком залило полы. Вода даже выливалась на улицу.

Деревянные полы провалились. Мебель испорчена. Сейчас дом попросту не пригоден для жизни. В Экибастузской ТЭЦ, со слов подруги Александра, согласились лишь оплатить покупку новых радиаторов и работу по их установке. Деньги на ремонт пола пенсионер должен искать сам. Вот только их у него нет.

Переносимся на улицу Маргулана. В одной из квартир нас встречает тетя Фая. 

"Вы тепло привезли? Вчера только батареи стали горячие. Хоть ожили немного, несколько слоев одежды сняли. А так у меня много домашних цветов замерзло", - рассказывает пенсионерка.

Тета Фая сразу же пригласила нас в единственную теплую комнату в квартире. Ее она в шутку называет кабинетом. Это солнечная сторона. В комнате стоит обогреватель, в дверном проеме висит плед, который не пропускает сюда холод. 

Пенсионерка передвигается по своему жилищу в теплых валенках. На ней также две кофты и теплые штаны.

"Горячей воды нет ни у кого со второго этажа и выше. Ставим водонагреватели. У меня в январе семь тысяч за электроэнергию вышло. В этом месяце будет еще больше. Для сравнения – раньше я платила 2800 тенге", - отмечает она.

Такая же ситуация с батареями, водой и счетами за электричество у всех в этом и соседнем домах. У кого-то даже появилась плесень (к ней мы вернемся чуть позже).

К слову, радость от горячих батарей продлилась недолго. В тот же вечер жители домов на улице Маргулана сообщили нам о том, что радиаторы в их квартирах снова стали едва теплыми. 

А это местная жительница Екатерина. Она проживает в многоквартирном доме на улице Кеншилер. День, когда в городе отключили отопление, она не забудет никогда. Ведь именно 27 ноября Екатерина стала мамой в третий раз.

"Нас не выписывали какое-то время, только на пятый день, спрашивали, есть ли нам куда поехать. За это, конечно, персоналу роддома большое спасибо. Они переживали за нас, помогали. Нас попросили принести обогреватели, у кого есть.

Дочку я сейчас ношу на физиотерапию. Она там лежит в шапке и под одеялом. Дома нет горячей воды (вода есть, но вместо горячей бежит едва теплая. - Прим. автора), батареи далеко не горячие. У нас также стоит водонагреватель. Но проводка не выдерживает – включаем либо обогреватели, либо водонагреватель. Вместе нельзя – автоматы выбивает. Счет за электроэнергию - если раньше мы платили три с половиной тысячи, четыре. То за январь пришла квитанция на девять тысяч", - рассказывает Екатерина.


Дочь Екатерины на физиотерапии в одной из поликлиник. На девочке теплая одежда и шапка, она укрыта одеялом

"Две старшие дочки у меня сейчас на дистанционном обучении, так как в школе холодно. И так во время пандемии все это было, и вот опять. Одна из них в первом классе. И на дистанционке – это разве учеба? Ладно, я дома, слежу, если что, помогаю ей. А как учатся первоклашки, у которых родители на работе?" - задается вопросом горожанка.

А это Екатерина Никулина. Недавно она едва не лишилась отца из-за пожара.

Пенсионер, как и многие сейчас в Экибастузе, пользовался обогревателем. 19 февраля случилось короткое замыкание в его квартире на улице Бухар Жырау.

"Обогреватель всю зиму у меня работал. Он автоматически выключается, если сильно нагревается, а после так же автоматически включается. Девятнадцатого я проснулся от того, что задыхаюсь. У меня все горло было будто обожженное. Я соскочил, вижу - дым, все горит. Выскочил в подъезд, кричу: "Люди, помогите, пожар!" Пожарные приехали, но уже все сгорело. Ничего не осталось. Как быть дальше, не знаю. У меня ведь даже денег нет, чтобы окна поставить", - вспоминает пенсионер.

"У нас нет денег, чтобы восстанавливать квартиру. Соседи будут подавать в суд на нас о возмещении ущерба, так как при тушении пожара их залили. В общем, мы в полной растерянности и что делать дальше, ума не приложу. Сама я живу с ребенком и парализованной мамой на съемной квартире. Папа сейчас также живет с нами", - добавила Екатерина.

А это многоквартирный дом на улице Кунаева. Во время режима ЧС дом был в числе тех, где разорвало трубы. Подъезд был затоплен, а один из электрощитов загорелся.

От сырости в квартирах не могут избавиться до сих пор. И все это в совокупности с почти полным отсутствием отопления. Как итог - в комнатах появилась плесень.

Например, в этой квартире во всех комнатах еще летом стены были идеально белыми. Теперь они покрыты разноцветными пятнами, словно декоративная штукатурка от плохого дизайнера. 

Эту плесень владельцы квартир не могут вывести никакими химическими средствами. По их словам, остается только ждать наступления тепла, когда комнаты можно будет проветрить и просушить. Не помогает никакая краска. По словам жильцов, такого у них не было никогда.

К нам поступило множество обращений. Кто-то также жалуется на плесень. Другие сообщают о непрекращающемся холоде и отсутствии тепла. Некоторые горожане сидят без воды. 

Не повезло этой зимой и предпринимателям. Это директор ТОО "Автовокзал Экибастуз" Елена Власьева.

Предпринимательница шутит, что после случившегося начала разбираться в отопительной системе как никогда раньше. 

"Когда все случилось, мы сначала функционировали. Но первого декабря совсем упала температура. Мы пришли наутро, часть труб уже была заморожена. Мы зациклили узел, чтобы по батареям не шла вода, так как часть из них лопнула, и чтобы сама ветка не замерзла. В само здание вода уже не заходила. Бегали с обогревателями, размораживали трубы. Трубы, которые порвало, мы их просто запаивали и сейчас вода идет мимо них. Запустились постепенно: сначала один этаж, потом второй.

Администрация здания сейчас сидит в одном кабинете, с солнечной стороны. От меня почти все арендаторы помещений ушли, потому что работать в холоде никто не хотел. Хотелось бы, чтобы нам возместили хотя бы затраты на ремонт, которые я понесла из-за аварии, это около 800 тысяч на материалы и оплату слесарям. Про убытки, что мы месяц не работали, и моральный ущерб я молчу. Из ТЭЦ нам официально ответили, что ничего возмещать не будут. Я обзванивала знакомых – никому из юридических лиц ничего не возместили", - рассказывает Елена Михайловна. 

К нам также обратилось много других предпринимателей города. Они жалуются, что никому из них действительно не возмещают понесенные убытки.

Памятники нерукотворные

Если прогуляться по Экибастузу, можно заметить одну интересную особенность - большинство коммуникаций находятся не под землей, а на поверхности. 

Местами можно заметить, что совсем недавно здесь проводились работы. 

А еще заметно, как горожане пытались отогреть отопительную систему одеялами и матрасами. 

Ну и множество ледяных "скульптур", которые теперь можно встретить по всему городу. Они образовались из-за прорывов труб.

Выглядят они словно памятники случившемуся 27 ноября.

Война против холода

Одним из первых, кто принял удар стихии, был Владимир Кузнецов. Молодой человек является старшим по дому, и по совместительству занимается сантехникой и сварочными работами.

"27 ноября утром проснулся от звонков соседей – они говорили, что нет отопления. Объявили ЧС, и я начал анализировать, как предпринимать действия, если будет охлаждение дома. К примеру, в нашем доме закрыл задвижки, разблиновал узел для циркуляции воды и открыл первую и вторую задвижки. Таким образом, удалось слить воду из батарей, чтобы не было прорывов", - вспоминает Владимир.

Далее Владимир подробно рассказал, какие предпринимал действия в своем доме после того, как стало ясно, что ситуация не улучшается. Он также подключился к помощи другим домам, притом бесплатно. 

"Местами удавалось отогреть, где-то были большие замерзшие участки. У меня даже слезы шли, потому что жалко было людей. Люди объединились. К примеру, в группе рыбаков предложили помощь. Они закупили строительные фены. Приехали бригады на подмогу, потому что самому сделать все было нереально. Где-то по телефону консультировал, что нужно делать. Также на связи с акиматом был. Девять суток я работал с небольшими перерывами на сон. Жена меня провожала и плакала. У нас две дочки. Скоро должен родиться сын", - рассказывает экибастузец.

Большую помощь жителям города в трудные дни оказали и волонтеры.

"Когда все случилось, все волонтеры города из разных направлений объединились. Приходилось на ходу прорабатывать план действий. Потому что бывали случаи, что кто-то получает несколько обогревателей, кому-то ни одного. И мы сделали все централизованно. Собирали всю гуманитарную помощь в общих складах и оттуда распределяли. Потом мы поняли, что всем обогревателей не хватит. Тогда было принято решение в первую очередь выделить их социально уязвимым слоям. А после остальным. Так мы составляли списки", - вспоминает волонтер фонда "Мама" Арслан Алимов.

"Некоторые люди приходили, ругались с нами. Потом был момент, когда мы на автобусе в один район привозили обогреватели, там обогреватели были еще для несколько районов, а горожане, скажем так, "нападали" и в момент разбирали все. Для других районов ничего не оставалось, хотя мы рассчитывали".

"В общем, стратегию, чтобы такого не повторялось, приходилось менять. Это было похоже на военные действия, где наш враг это холод, а мы солдаты, которые должны предотвратить замерзание людей. Помимо этого, мы еще кормили рабочие бригады, в том числе тех, кто приезжал из других городов", - отмечает Арслан Алимов.

"Были единичные случаи с попытками продажи обогревателей, которые мы раздали. Мы потом ездили к этим людям, проводили воспитательные беседы. Им, конечно, было стыдно, говорили, что на вырученные деньги хотели купить еду. Тогда мы давали им продукты, а обогреватель забирали, так как они им не нужны были", - рассказывает волонтер Марал Карагасекова.

"Сейчас у нас уже нет обогревателей. Но заявки по-прежнему поступают от горожан. Со школами мы договорились, что те обогреватели, которые мы им дали, после того, как в учреждениях образования снова станет тепло, они нам вернут. И мы эти обогреватели раздадим нуждающимся в них экибастузцам", - добавил Арслан.

А это местный житель Амир Калиев. Молодой человек занимается татуировками. Амир входит в число тех, кто болеет за свой город и готов сделать все возможное, чтобы помочь жителям в трудную минуту.

"У меня дома было нормально. А вот у родителей все замерзло, батареи полопались. Через меня мы с друзьями и знакомыми начали выкладывать все это в Instagram. Блогеров отмечали. У меня друг общается с рэп-исполнителем Трувером (Truwer). И вот так по цепочке удалось выйти на Скриптонита. После уже многим СМИ стала эта тема интересна. К нам начали приезжать... Честно говоря, люди уже попросту привыкли. В плохом смысле этого слова адаптировались. Если есть тепло немного, то терпят.

Мне много кто скидывал квитанции за электричество. В одной из них сумма – 135 тысяч тенге. Эти люди живут в частном доме, и когда они получили квитанцию, то были в шоке. И это не накопившийся долг за несколько месяцев, это именно счет за январь. При том, что в среднем они всегда платили 20 – 25 тысяч тенге. Кому-то 40 тысяч счет пришел. Кому-то 35 тысяч тенге. Никогда таких счетов не было.

Из-за того, что волонтеры в момент ЧС буквально не успевали помочь всем, мы с друзьями создали сайт для приема заявок. Друг-айтишник из Экибастуза сейчас работает в Мексике, он сделал этот сайт. В реальном времени наши друзья в Астане сидели, мне информация приходила, я им передавал, и они на карте отмечали: где проблемный дом, где нет обогревателей, номера волонтеров. Снизу таблица с жалобами. Мы обзванивали людей, узнавали, что им нужно. Короче, подключились все, кто мог, из многих стран. Кто-то деньги скидывал. Мы проводили закупку и развозили необходимую помощь. После окончания режима ЧС работа сайта была остановлена.

Самые основные проблемы сейчас - это счета за электричество и тепло, которое то есть, то которого нет. Повезло, что сильных затяжных морозов за зиму не было после ЧС", - рассказал Амир.

"Другого выбора у нас нет"

В акимате отметили, что работы на проблемных участках ведутся до сих пор.

"Работы много на аварийных участках. Помимо того, что работают сотрудники "Экибастузтеплоэнерго", у нас также привлечены подрядные организации. К примеру на этом участке проводится замена более 120 метров труб", - рассказывает заместитель акима Экибастуза Ануарбек Аманов.

Судя по обледенениям на заборе, здесь случилось около 5 прорывов одновременно.

По информации акимата, с начала года устранено более 150 повреждений. И такие работы ведутся ежедневно. В некоторых домах проводится опрессовка и промывка труб.

Больше всего квартир пострадало в домах на улице Сатпаева и ближайших районах. У кого-то от давления и перепадов температур разорвало батареи. Остальных затопило. После того как списки пострадавших были составлены, в их жилищах начали проводить ремонт, за который владельцы квартир не платят.

Это работницы Кымбат и Карлыгаш. На их счету уже несколько отремонтированных квартир, пострадавших от потопов.

"Здесь прорвало батареи в зале и на кухне. Тут была замена батарей, а также дыр между квартирой и подвалом. Здесь все пришло в негодность: и полы и обои. Двери пришли в негодность. То есть все это сейчас меняем. Когда мы первый раз в эту квартиру зашли, тут все было покрыто льдом. Включали пушки, отогревали и сушили помещения

Это не первая квартира, в которой мы проводим ремонт. Было еще несколько, даже с ситуацией похуже. В основном же первые этажи пострадали, которые затопило прорывом батарей, еще и от соседей вода бежала. Стараемся все успеть, но в то же время, чтобы работа была проделана качественно", - рассказывают горожанки.

В квартире, в которой мы сейчас находимся, проживает супружеская пара вместе с двумя малолетними детьми. Пока идет ремонт, они живут у родителей.

"Мы с семьей были дома, проснулись утром, а в квартире холодно. Батареи холодные. Мы думали это временно. Но к вечеру решили с супругой взять детей и уехать к родителям. Нас не было дома, когда лопнули батареи. Приехали, конечно, в шоке были, что такое случилось. К нам пришли, зафиксировали все это. И почти сразу приступили к ремонту", - вспоминает владелец квартиры Алиби.

Мы задали вопросы, которые сейчас волнуют жителей Экибастуза, заместителю акима.

"Вопрос по компенсации платы за электроэнергию пока на рассмотрении. Мы, конечно, на стороне потребителей. Переговоры ведутся. Как только будет принято окончательное решение, жители Экибастуза будут об этом оповещены. Касательно возмещения ущерба предпринимателям. Акимат города Экибастуза также на стороне предпринимателей. Те, кто к нам обращается, мы помогаем подавать исковые заявления. Но здесь только в судебном порядке нужно обращаться по поводу возмещения ущерба. По поводу школ. Ориентировочно с 27 февраля учащиеся вернутся на очное обучение. В детских садах работают дежурные группы", - рассказал Ануарбек Аманов.

Главный вопрос – успеет ли ТЭЦ подготовиться к следующему отопительному сезону?

"После завершения отопительного сезона у нас предстоит масштабная работа. Сейчас у нас на экспертизе четыре тепловых магистрали. Затем на внутриквартальные сети после проведения гидравлических испытаний у нас отдельно средства предусмотрены. Будут выявлены слабые места на сетях и проведен их ремонт. Значительный объем работ запланирован. Также на станции запланированы работы на восьми котлоагрегатах", - ответил заместитель акима. 

Успеете?

"У нас другого выхода нет. Мы должны успеть все это сделать", - заверил он.

Текст: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов.

Реклама
Реклама
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная