ПОДЕЛИТЬСЯ
23 июня 2023 | 06:16
"Думали, что победили наркомафию, но это было начало": экс-сотрудник КНБ об эпидемии "синтетики"
О проблеме распространения и употребления синтетических наркотиков в Казахстане сейчас где только не говорят. О них снимают фильмы, сериалы и музыкальные клипы. В социальных сетях то и дело мелькают ролики с закладчиками и теми, кто потом эти закладки ищет. В новостных лентах еженедельно по несколько раз мелькают сводки о задержании наркоторговцев. Даже Президент в одном из своих выступлений обратил внимание на ситуаицию в стране. Но, к сожалению, актуальность этой темы лишь растет. Корреспондент Tengrinews.kz побеседовал о проблеме с бывшим сотрудником КНБ, который называет сложившуюся ситуацию не иначе как национальным бедствием. А в качестве живого примера приведем историю одного из синтетических наркоманов, который сейчас проходит реабилитацию.
ПОДЕЛИТЬСЯ
О проблеме распространения и употребления синтетических наркотиков в Казахстане сейчас где только не говорят. О них снимают фильмы, сериалы и музыкальные клипы. В социальных сетях то и дело мелькают ролики с закладчиками и теми, кто потом эти закладки ищет. В новостных лентах еженедельно по несколько раз мелькают сводки о задержании наркоторговцев. Даже Президент в одном из своих выступлений обратил внимание на ситуаицию в стране. Но, к сожалению, актуальность этой темы лишь растет. Корреспондент Tengrinews.kz побеседовал о проблеме с бывшим сотрудником КНБ, который называет сложившуюся ситуацию не иначе как национальным бедствием. А в качестве живого примера приведем историю одного из синтетических наркоманов, который сейчас проходит реабилитацию.
"Угроза национальной безопасности"
Не так давно в TikTok начали набирать популярность видеоролики на тему синтетики, которые снимает бывший сотрудник КНБ Ануар Хасанаев. Сейчас он на заслуженной пенсии по выслуге лет, на которую вышел в звании полковника. Во время службы Ануар Хасанаев в том числе боролся и с наркопреступностью.
"За время службы неоднократно приходилось задерживать наркопреступников. Это был конец 90-х - начало 2000-х годов. Несколько лет я проработал в отделе по борьбе с организованной преступностью и наркобизнесом. Тогда мы задерживали крупных наркосбытчиков, в основном они сбывали гашиш, опий-сырец (наркотик, известный еще под названием "ханка") и очень редко, но и героин. Героин только начал появляться на нашем рынке, синтетики тогда еще не было.
Самое первая крупная спецоперация была проведена в городе Алматы в 2000 году. Было задержано и изъято почти 100 килограммов героина. Груз переводился в дипломатических автомашинах Таджикистана. Тогда мне казалось, что мы победили наркомафию, я не знал, что это было только начало. Сильно запомнился один случай, когда мы задержали семейную пару наркоманов с малолетним ребенком, которые перевозили наркотики в памперсе малыша. Так как они были преступниками и наркоманами, встал вопрос, куда определить ребенка. Они жили с престарелой матерью в частном доме.
Поехав туда, я убедился, что ребенок там не будет в безопасности, так как женщина была пожилая и психически нездорова. Прокуратура и следствие проявили гуманность и не стали санкционировать арест матери ребенка. А так бы пришлось определять малыша в детский дом. У матери ребенка, к слову, помню, тогда начались ломки. Я не знал, что лучше для ребенка, оставить с матерью или определить в детский дом. Через несколько лет я случайно встретил мать ребенка, по ней было видно, что она так же употребляет наркотики. С ее слов я узнал, что она отсидела незначительный срок за наркотики, а малыша определили в детский дом. Позже ребенка усыновили иностранцы. Супруг умер в условиях колонии.
Также запомнился случай, когда на одной из так называемых "ям" (место, где происходил сбыт наркотиков) среди сбытчиков были задержаны несколько наркоманов. Один из них окликнул меня по имени, оказалось, это был это мой одноклассник из начальных классов. Я его не узнал: от прежнего человека в нем практически ничего не осталось", - рассказывает Ануар Хасанаев.
@khassanayev Рассказываю о проблеме синтетических наркотиков в Казахстане. #проблемы #казахстан #синтетика ♬ оригинальный звук - Ануар Хасанаев
В одном из видеороликов Ануар Хасанаев называет ситуацию с синтетическими наркотиками в стране национальным бедствием. Он считает, что представители власти должны обратить на эту проблему как можно больше внимания.
"Думаю, что через социальные сети сейчас можно многое донести. Если заметили, после моих первых выступлений об этой проблеме по крайней мере начали говорить и признавать, что проблема существует. Общество откликнулось на мои призывы и проявляет гражданскую позицию. Почему я неравнодушен к этой теме? Могу сказать, что среди многих моих сверстников многих уже нет в живых: их уничтожила именно наркомания. Многие люди были потеряны для нашего общества, среди них я знал очень много талантливых спортсменов, подающих большие надежды. Современные наркотики наиболее опасные и легко доступные, в особенности для молодежи. Мы можем потерять будущее в лице молодежи.
По моему мнению, это проблема стоит остро в нашей стране и актуальность растет день ото дня. Если не принимать меры сейчас, нас ждут печальные последствия. Это происходит, потому что государственные органы и многие чиновники проявляют полную инертность и равнодушие. Мы боремся с последствиями, но никак не с причинами. Чиновники не понимают, насколько это острая проблема, и ждут каких-то указаний сверху.
До настоящего времени отсутствует единый координационный центр по борьбе с наркобизнесом. Мы не знаем точное количество наркоманов, у нас даже нету оборудования, например, газоанализаторов, которые могут выявлять синтетически зависимых наркоманов. Я разговаривал с некоторыми специалистами центра судебной экспертизы, которые мне ответили, что такого оборудования у нас в Казахстане нет, хотя данное оборудование уже есть в Кыргызстане, России, не говоря уже о Европе. Недавно министр МВД РК озвучил инициативу проверять всех госслужащих и работников правоохранительных органов на предмет употребления в том числе синтетических наркотиков. Наши тесты могут выявлять только каннабиноиды, героин, опиоиды и, возможно, кокаин, но никак не синтетические наркотики", - объясняет он.
По словам Ануара Хасанаева, один наркоман в среднем может "заразить" от 3 до 10 человек.
"По моему мнению, синтетические наркотики появились в Казахстане в 2012-2013 годах. Первые синтетические наркотики назывались JVH (более известные как "спайс"), завозились они из-за границы. Постепенно им, скажем так, на смену пришли другие синтетические наркотики также из ближнего зарубежья.
Прекурсоры (компоненты для создания наркотика) заходят в Казахстан отдельно и, возможно, легальным образом. Уже позже преступники собирают компоненты и изготавливают синтетические наркотики. Не будет прекурсоров – не будет и синтетических наркотиков", - считает Ануар Хасанаев.
@khassanayev #проблемы #казахстан #рекомендации ♬ оригинальный звук - Ануар Хасанаев
- Некоторые казахстанцы, особенно это заметно по комментариям под новостями про задержания закладчиков и тому подобное, считают, что в распространении синтетики в том числе причастны сотрудники правоохранительных органов. Бытует мнение, что они "крышуют" этот бизнес. Вы так не считаете?
"Нет, я так не считаю. Я уверен, что честных сотрудников полиции больше. В семье не без урода, как говорится. Некоторые сотрудники занимаются вторичным сбытом наркотиков и они могут дискредитировать целое ведомство. Но рано или поздно их выявляют и сажают на длительные сроки", - ответил Ануар Хасанаев.
"По ним не скажешь, что употребляют"
Один из тех, кто несколько лет употреблял синтетические наркотики и сейчас проходит курс дорогостоящей реабилитации, согласился дать откровенное интервью на условиях полной анонимности. Назовем его Серик. Ему 25 лет. Первый раз он попробовал синтетику во время пандемии несколько лет назад.
"У меня было хорошее воспитание. Не идеальное, но, как я считаю, мама сумела вырастить из меня человека. Она всегда говорила мне, чтобы я, если и пил, то в меру и ни в коем случае даже близко не пробовал наркотики. А все потому что дедушка, то есть ее отец, загнал себя в могилу алкоголизмом. А ее брат, получается мой дядя, которого не стало до моего рождения, умер в 90-е от передозировки. В 2017 году мама умерла от онкологии. Отца я никогда не знал, поэтому я, по сути, остался один. Есть сестра, но мы редко общаемся.
И вот во время пандемии я работал удаленно, дома было скучно, поэтому иногда приглашал к себе друзей. Иногда сам ходил в гости. В один из таких вечеров там оказались несколько незнакомых мне человек, это были, так скажем, друзья друзей, они были веселыми и разговорчивыми. В то время все вокруг было закрыто, поэтому я, бывало, от скуки, лез на стены, и такие вечера меня спасали. И тут один из них предложил, как он сказал, "прикольную тему". Когда он показал, я понял, о чем идет речь.
В тот момент мне сразу вспомнились слова мамы, и, наверное, если бы она была жива, я бы сразу же ей позвонил. Я бы не говорил ей, что мне предлагают попробовать кое-что, но тот разговор мог бы меня уберечь. Однако я был пьян и почему-то согласился попробовать. Это была синтетика. Я плохо помню те ощущения, но запомнил, что было по-новому весело. Такие вечера повторились еще пару раз в течение где-то трех месяцев. А потом я уже сам начал приглашать тех ребят к себе домой с условием, что они принесут "веселье". И я наивно считал, что у меня нет никакой зависимости, я просто рассматривал это как тот же алкоголь, который пьют, чтобы было весело", - рассказывает Серик.
Молодой человек уверен, что его история похожа на сотни других таких же, как он говорит, загубленных жизней. И он надеется, что каждый, кто прочитает его слова и узнает себя, одумается и предпримет все, чтобы избавиться от пагубной привычки.
"О наркотиках у меня было только такое представление: после первой же дозы, как только действие заканчивается, тебя начинает ломать, ты кричишь от боли и просишь еще. Тебя всего скручивает. Твое тело гниет. Ну в общем, страх и ужас. Это показывали нам в фильмах про наркоманов в школе. А тут я чувствовал себя нормально. На следующий день спокойно работал и не было никаких ломок. Сейчас я понимаю, как ошибался.
Синтетика вызывает у тебя психологические ломки. Они начали проявляться где-то через полгода. Когда я не принимал наркотик примерно недели две, я замечал, что при мысли о синтетике меня бросало в пот, я становился дерганым, у меня учащался пульс, и мысли были только о том, чтобы купить дозу. Это больше похоже было на психологическую, что ли, ломку, чем физическую, как у героиновых наркоманов. В тебе будто просыпается другой ты, который не просит, а требует бросить все дела и пойти купить.
С теми ребятами я к тому моменту уже не особо общался, но они показали мне, как и где можно купить. Цены варьируются от 12-13 тысяч тенге до примерно 25 тысяч тенге за один грамм. Я, человек, который смеялся над роликами в ТикТоке, где люди случайно снимали ребят, ищущих закладку, сам стал тем, кто эти закладки ищет. Они ведь со стороны правда смешно выглядят, что-то копают, оглядываются по сторонам, не могут найти и в отчаянии чуть ли не ямы роют. А тут я сам стал таким", - продолжает он.
"Было мерзко от самого себя". Казахстанец спустил миллион долларов на наркотики
"Через два года употребления я стал принимать синтетику стабильно один раз в неделю по выходным. Чаще мне не позволяла работа, так как нужно было как-то зарабатывать. У меня появились кредиты, которые я брал, когда не хватало денег. Некоторые марафоны – это когда непрерывно употребляешь – длились по несколько дней. Один из тех, с кем я употреблял в общей компании, как-то рассказал, что его марафон длился семь суток. Семь суток человек не спал, не ел и практически не пил воду. В какой-то момент, как он рассказал, он просто потерял сознание. Вот что такое синтетика.
После марафона мне было страшно смотреть на себя в зеркало. Мне стало мерзко от самого себя. За два с половиной года я похудел на 15 килограммов. То, что ты делаешь и чем занимаешься с другими такими же людьми во время употребления, стыдно вспоминать. Из человека, которого угощали синтетикой, я превратился в человека, который угощает. Те, с кем я раньше общался, отвернулись от меня, так как я постоянно просил у них деньги, а потом они узнали о моей проблеме. Пытались помочь. Но как тут поможешь?
По многим из тех, кто употребляет, даже не скажешь, что они зависимы и со стажем. Некоторые так умело все это проворачивают, что не знают ни их окружение, ни работа, ни родственники. Они даже вес не теряют. Просто иногда пропадают из виду. И так продолжается годами. Это люди совершенно разных профессий и социальных статусов. От продавцов в продуктовом до людей, занимающих весьма хорошие должности. Многие из них не признают, что зависимы, и относятся к наркотику так же, как к алкоголю или сигаретам", - рассказывает Серик.
Молодой человек признался, что его нередко посещало желание наложить на себя руки.
"Были мысли о суициде. Когда ты заканчиваешь марафон, твое настроение резко падает. Организм восстанавливается несколько дней, и все это время ты ходишь поникший. Ты говоришь себе, что нужно завязывать с этой дрянью, но стоит появиться настроению или любым другим сильным эмоциям, как ты срываешься. И так по кругу. Я устал. Устал от всего этого. Я бы хотел вернуть тот момент, когда мне дали попробовать.
А ведь сейчас это стало доступнее, чем два с половиной года назад. Сейчас даже доставка появилась. Ты оплачиваешь все онлайн и пишешь адрес дома. Курьер в течение двух примерно часов делает закладку в районе указанного тобой адреса и присылает тебе фото с координатами. Все. Проще только в руки. Но, понятное дело, на такой риск никто не пойдет. Хотя с учетом того, что они чувствуют свою безнаказанность и наглеют, скоро синтетику и правда в руки начнут доставлять", - считает Серик.
Он также рассказал о тревожных звоночках, которые могут указывать на то, что человек наркозависим.
"Человека, который употребляет, можно распознать следующим образом. Сужу по себе. Первое – это тремор, то есть трясутся руки. Не у всех он есть, но у многих. Второе - резкое похудение. Третье - иногда он исчезает, не отвечает на звонки и сообщения в течение суток и больше, а когда появляется, ложится спать и долго приходит в себя. Четвертое – часто просит занять деньги. Возвращает быстро, но потом снова просит занять. Пятое – могут быть незначительные изменения в поведении и характере, которые особенно заметны в первые дни после употребления. Это сложно объяснить, но когда вы с кем-то общаетесь довольно часто, вы заметите эти изменения. Также в первые дни после употребления у человека может наблюдаться насморк и сильная потливость. Обращайте внимание на тех, у кого этот насморк слишком часто. Но отмечу, что всех этих признаков может и не быть", - добавил он.
Сейчас Серик находится на лечении от наркозависимости. Для оплаты реабилитации ему пришлось продать автомобиль, на который он несколько лет копил еще будучи студентом.
"Начать лечение меня убедила сестра. Мне просто повезло. Она решила сюрпризом прилететь ко мне на выходной. Ничего не сказала мне и настойчиво начала звонить по видеосвязи, пока я не взял трубку. Оказалось, она уже стоит на пороге моей съемной квартиры и ждала, пока я открою дверь. А я в этот день как раз употреблял. Естественно, я вел себя странно, и она это заметила. В итоге я ей признался. Если бы не она, сейчас бы все так и продолжалось", - резюмировал Серик.
И тут и там продают
О распространении синтетики по Казахстану нет никаких сомнений. Еженедельно на сайте Polisia.kz то и дело публикуются новости о том, что задержан очередной закладчик или накрыта лаборатория. Вот несколько примеров.
9 июня, город Алматы. В съемной квартире был оборудован целый "цех" по производству синтетики.
"Предварительно установлено, что 21-летний мужчина снял в аренду квартиру, посредством соцсетей получил инструкцию по изготовлению мефедрона, специальную посуду и прекурсоры, затем привлек к своему "бизнесу" двоих парней и двух девушек. В ходе обыска изъята пластиковая банка с кристально-порошкообразным веществом белого цвета со специфическим запахом, емкости с прекурсорами и солевой кислотой, специальная лабораторная посуда, электронные весы и другая атрибутика, использованная злоумышленниками при производстве синтетического психотропного вещества. Ответственный по выпуску наркотиков - нигде не работающий гражданин С. 2002 года рождения - по полученной инструкции изготовил крупную партию мефедрона. Это подтвердила судебно-химическая экспертиза. Начато досудебное расследование", - сообщили в полиции.
7 июня в Петропавловске у 22-летнего парня изъяты 36 полимерных свертков с порошкообразным веществом
"Согласно заключению экспертизы, в 21 свертке находился мефедрон, в 15 — α-PvP, также известное как "соль". Общий вес изъятых синтетических наркотиков составил 28 граммов, что относится к особо крупному размеру. Данный факт зарегистрирован в ЕРДР по части 3 статьи 297 Уголовного кодекса РК. В настоящее время материалы дела направлены в суд", - говорится на сайте Polisia.kz.
В Павлодарской области задержан 22-летний житель региона, который подозревается в распространении особо крупной партии наркотиков.
"При проведении специальных мероприятий у молодого человека обнаружили 5 полимерных свертков с порошкообразным веществом белого цвета. По месту жительства, в квартире, которую он арендовал, полицейские изъяли пакеты, с порошкообразным веществом, а также предметы, предназначенные для их расфасовки. По результатам экспертизы изъятое вещество является психостимулятором синтетического происхождения &-PVP общей массой более 1,4 килограмма, что является особо крупным размером. По данному факту проводится досудебное расследование", - добавили в полиции.
Таких примеров распространения синтетических наркотиков можно собрать сотни из разных городов и регионов страны. Истории похожи одна на другую. И при этом, несмотря на постоянные аресты и задержания, ситуация, судя по всему, никак не меняется.
"На мой взгляд, нужно вводить такой термин, как "наркотизм", чтобы донести реальную проблему этой угрозы. Мне не нравится слово "наркомания". Оно и звучит не так устрашающе, на его фоне "алкоголизм" выглядит страшнее, хотя это тоже является социальной проблемой. Бандитизм, терроризм и наркотизм должны стоять в одном ряду. Мне кажется, что нужно добавить термин "наркотизм" в Уголовный Кодекс РК. А основное оружие против "наркотизма" — это контрпропаганда и развитие детско-юношеского спорта", - резюмировал Ануар Хасанаев.
Текст подготовил: Иван Сухоруков.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также