Как живут на самом краю Казахстана? Чтобы узнать, корреспонденты Tengrinews.kz отправились в необычное село с символичным названием — Достык.
Оно расположено совсем недалеко от границы с Китаем, в области Жетысу, и считается важнейшим транспортным коридором между двумя странами. Село это интересно и расположением, так как находится на выезде из Джунгарских ворот, и его историей. А также особыми погодными условиями. Подробнее — в фоторепортаже.
Едем на машине по области Абай вдоль восточного побережья озера Алаколь. Приближаемся к области Жетысу. По пути взгляд невольно цепляется за пограничные вышки. Это значит, что до Китая — считаные километры.
Вдалеке, на китайской стороне, замечаем много ветрогенераторов. Наш сосед активно использует особенность местного климата — сильные ветры.
Проезжаем мимо озера Жаланышколь, которое часто называют "женским". Считается, что оно обладает целебными свойствами, особенно полезными для женщин. Вот только дорогу вдоль него не иначе как отвратительной не назовешь. Уж очень хочется громко ругаться, объезжая кочки или попадая в них.
Это небольшой восьмикилометровый отрезок дороги, по которому, к слову, нередко ездят туристы из Алматинской и Жетысуской областей к восточному побережью Алаколя.
После короткого, но изнурительного пути выезжаем на красивую ровную трассу, которая ведет нас через Джунгарские ворота — место поистине историческое для Центральной Азии.
Есть и ещё одна любопытная деталь: через Джунгарские ворота когда-то проходил Великий шёлковый путь, а в начале XIII века Чингисхан использовал проход для завоевания Центральной Азии. Согласитесь, место впечатляющее!
"Вечные" местные ветра Казахстан также используют во благо — по пути мы заметили как минимум восемь ветрогенераторов.
Тем временем мы подъезжаем к селу железнодорожников — Достык.
И как будто в подтверждение своего предназначения единственный въезд в село проходит прямо под железнодорожными путями.
Прежде чем погрузиться в сегодняшнюю жизнь Достыка, давайте немного заглянем в прошлое.
Свою историю поселение ведёт с 1956 года, со времён строительства железнодорожной линии, которая должна была соединить Советский Союз с Китайской Народной Республикой.
Уже к 1960 году это место получило статус рабочего поселка и символичное название — Дружба.
Однако просуществовал рабочий посёлок недолго. В 1969 году здесь произошёл вооружённый конфликт между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими, нарушившими границу СССР.
В результате рельсы со стороны Китая разобрали, движение поездов прекратилось, а посёлок опустел на 20 лет.
В конце 80-х было принято решение восстановить международное железнодорожное сообщение. И уже в 1991 году через пограничный переход "Дружба" снова пошли поезда. Спустя годы, в 2007-м, и посёлок, и станция получили новое название — Достык.
Сегодня в селе Достык официально прописано более шести с половиной тысяч человек. Но сюда приезжают и вахтовики, поэтому общее количество жителей достигает примерно десяти тысяч.
Как уже говорилось, это железнодорожный посёлок. В акимате нам объяснили, что работа коммунальных служб и содержание жилого сектора находятся в ведении компании "Қазақстан темір жолы".
Ну и, как вы помните, в этих краях особенно сильный ветер, из-за Джунгарских ворот. Другими словами, в Достыке ветрено почти круглый год.
Даже ветки на некоторых деревьях здесь растут с уклоном в одну сторону — в сторону, куда всегда дует ветер:
А постиранное бельё здесь высыхает очень быстро:
Местами даже вывески не выдерживают. Здесь, к примеру, куда-то делась буква D:
"Безветренная погода у нас только 12 дней в году. В остальное время всегда дует ветер", — говорит аким Достыкского сельского округа Ермек Енсебаев.
Пока мы готовили фоторепортаж, ветер здесь был действительно сильным. Это очень мешало съемке, но мы старались. Пожалуй, мы никого не обманем, если назовем Достык одним из самых ветреных сёл в Казахстане.
А ещё мы решили поискать кого-то из местных жителей. От них мы и узнали, что такая погода для них считается хорошей и даже самой благоприятной.
"Нормально живём. Мы уже привыкли к такой погоде. Если ветра нет — дышать невозможно, как будто чего-то не хватает. Для других городов это, может, и называют плохой погодой, но не у нас", — объясняет Марат.
"Когда жара — живём. Когда холодно — тоже живём. Здесь особые климатические условия, сами видите. Зимой, как мороз даст, мало не покажется. А вот плохая погода — это духота. Когда нет ветра - и дышать нечем. По прогнозу, 40 градусов, но ощущаются все 60. Поэтому для нас ветер — это хорошо", — подтверждает слова Марата другой сельчанин, представившийся Асхатом.
А аким сельского округа рассказал нам не только о погоде, но и немного о посёлке. Например, сейчас здесь строится третья по счёту школа. А ещё ежедневно через село проезжают по 16 пар поездов, а по автодороге — около 300 транзитных фур.
"Туристов из Китая видим. Они здесь не останавливаются, а проезжают дальше — отдыхать на Алаколе или в другие регионы Казахстана", — добавил аким Ермек Енсебаев.
Жизнь у границы при этом никак не влияет на будни сельчан. Связь тут казахстанская, в роуминг мобильные телефоны не попадают. Но если вы захотите поехать в эти края, рекомендуем отключать мобильные данные. Иногда в пути связь всё же переключалась на роуминг, а время на часах то менялось на китайское, то снова возвращалось к казахстанскому.
Напоследок мы решили поднять дрон, чтобы запечатлеть село с воздуха. Однако сделать это, к сожалению, так и не удалось. Квадрокоптер сносило порывами ветра, и мы почти сразу посадили его.
С обветренными лицами, но с хорошим настроением мы покидаем Достык — маленькое село на краю Казахстана, где "поют" Джунгарские ворота, а рельсы соединяют две страны.
И, покидая эти места, мы уносим с собой ощущение силы степи и духа дружбы, ради которого когда-то и родился Достык.
Текст подготовил Иван Сухоруков
Фото и видео: Роман Павлов
Читайте другие репортажи авторов:
Есть плохие дороги, нет интернета, электричества и... воды. Как устроен отдых на Алаколе
Озеро с грязью и характером. Что происходит на Алаколе