1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

ЕАЭС - неоправданные кыргызские надежды

Интересная и полезная статья ✅ ЕАЭС - неоправданные кыргызские надежды ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Четыре месяца Кыргызстан находится в ЕАЭС. К вступлению в объединение готовились три непростых года. В ожидании находились простые кыргызстанцы, бизнес и чиновники. Чиновники рапортовали о несметных благах от вступления в ЕАЭС, бизнес насторожился, простые обыватели надеялись получать натуральные и главное дешевые товары. Но благ спустя четыре месяца народ Кыргызстана так и не дождался. Не дождался и республиканский бюджет. Чиновники прочили значительное увеличение налоговых и таможенных поступлений в госказну. Однако таможня потеряла значительную часть доходов, не досчитывается Кыргызстан и налогов. Республике перед вступлением в объединение было обещано 1,9 процента от общих налоговых поступлений ЕАЭС. Деньги страна планировала получить уже в этом году. Но платежи будут осуществлены только в начале следующего года. В Министерстве финансов КР пришлось переверстывать бюджет на этот год и ужимать некоторые расходы. Теряет в налогах Кыргызстан и из-за нелегального ввоза в страну ГСМ и муки из Казахстана. В товарных талонах на границе себестоимость товара занижается, этот процесс никто не контролирует, в результате страна недополучает налогов.

"Мы уже вынуждены выставлять на постах дежурных, чтобы они проверяли, какие цены указывают поставщики в товарных талонах на кыргызско-казахстанской границе. Ввозят муку к нам и в талоне отмечают, что она стоит 3 сома (около 8 тенге - прим. автора). Бюджет теряет колоссальные деньги", - посетовал председатель Государственной налоговой службы КР Замирбек Осмонов.

Реклама
Реклама

На грани разорения оказались крупные мукомольные предприятия. Они попросту не выдержали конкуренции с казахстанскими производителями муки. Она лучше качеством и в разы дешевле, чем местная продукция.

"Сегодня очень тяжелая ситуация. Склады затоварены. Продукция не продается. Нам пришлось отправить в отпуска без сохранения зарплаты 90 человек. Попросту нечем зарплату платить. В Казахстане, например, мукомольные предприятия субсидируются государством. У нас эта отрасль выживает самостоятельно", - рассказывает корпоративный директор Бишкекского мелькомбината Рустам Жунушев.

Почти 40 процентов комбинатов закрылось. Около 10 тысяч человек остались без работы. Чтобы остаться на плаву, более крупные мелькомбинаты уже совместно с казахстанскими бизнесменами планируют открыть предприятия в южных областях Казахстана. Но интерес у казахстанского бизнеса не велик. Правительство Кыргызстана ничем мукомольному производству помочь не может. Звучат пока только инициативы. Реальные действия не предпринимаются.

"Был разработан проект по освобождению от НДС ввозимой пшеницы для мукомольных предприятий. Этот законопроект лежит на рассмотрении у Парламента. Это одна из мер, которая поможет снизить себестоимость муки минимум на 12 процентов", - говорит начальник управления торговой политики Министерства экономики КР Таалайбек Бекташев.

Снизились и налоговые поступления в бюджет из-за нелегального ввоза ГСМ из Казахстана в Кыргызстан. Предприимчивые поставщики организовали целые схемы незаконных поставок ГСМ в страну. Под видом поставок "для личного пользования" ежедневно ввозится по 200 тысяч тонн горючего. Топливо сливают на кустарных базах ГСМ, а затем уже реализуют на территории Кыргызстана. Такой бизнес поставлен на поток. Только за последний месяц сотрудники Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями КР обнаружили две крупные базы с ГСМ.

Не произошло и ожидаемого снижения цен на товары из стран ЕАЭС. А некоторые позиции наоборот даже подорожали. Так, по данным мониторинга цен Министерства экономики КР, растительное масло подорожало на 9 процентов, рис - на 10 процентов, сахар - на 15 процентов. Это при том, что 80 процентов импорта этой продукции в Кыргызстан осуществляется из Казахстана и России. По логике они должны были стать дешевле, но не стали.

Подешевели только овощи, фрукты и молочная продукция. Но это уже не на руку кыргызским экспортерам. Ранее кыргызские фермеры по более высокой цене поставляли свою продукцию в Казахстан и Россию. Кроме того, кыргызским производителям зачастую самостоятельно приходится искать рынки сбыта своей продукции. Посильную помощь оказывает Министерство экономики страны. Но кыргызским производителям пока сложно освоить 170-миллионный потребительский рынок ЕАЭС.

"Надо признаться, что сегодня бренд "кыргызское сельское хозяйство" на территории России и Казахстана малоизвестен. Там есть товары, произведенные у нас в республике, в достаточно большом ассортименте, хотя, может, и не в желаемом объеме. Но пока они не являются брендовой продукцией. И понадобится достаточно много времени, где-то два года, чтобы о нашей продукции узнали рядовые россияне, белорусы, казахстанцы и армяне. По другим товарам нужно наращивать необходимый потенциал - производственный, лабораторный, сертификационный, формировать логистику, чтобы эти товары появлялись на полках крупных маркетов, рынков. Сейчас кыргызские фрукты, овощи приходят в Россию и Казахстан, к сожалению, в общей массе. Хотя этот сегмент вправе находиться в премиум-классе, учитывая высокую экологичность продовольственных товаров из Кыргызстана. Потребители стран ЕАЭС должны попробовать нашу продукцию и сделать выбор. И он будет сделан, я уверен, в пользу экологически чистой продукции из Кыргызстана", - говорит член Коллегии Евразийской экономической комиссии Данил Ибраев.

Но больше всех, по признанию депутатов Парламента Кыргызстана, от вступления в ЕАЭС пострадали рядовые кыргызстанцы, которые закупили по несколько автомобилей в надежде дороже продать их потом в государства объединения. Задумки этих людей так и не оправдались. Казахстан и Россия позаботились о своих внутренних рынках автомобилей. Кыргызстан вступил в ЕАЭС с ограничениями на ввоз авто. Между тем, по данным депутата Парламента КР Алтынбека Сулайманова, кыргызстанцы вложили около 2 миллиардов долларов в автомобили, которые были ввезены в страну до вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Рынок попросту перенасытили. И сейчас машины в Кыргызстане уже стали средством расчетов и обмена в торговых операциях.

"Миллиарды денег за рубеж вывезено. По оценкам экспертов, на 2 миллиарда долларов машины у нас стоят. А наличные средства за рубеж выведены. Люди набрали кредиты, и от безвыходности машины стали валютой. Машина, раньше стоившая 10 тысяч долларов, сегодня продается за 5 тысяч. Сегодня все операции идут в автомобилях, потому что их стало много", ­- заявил на заседании Парламента депутат Алтынбек Сулайманов.

В Министерстве экономики брать ответственность за эти спекуляции отказываются. Чиновники не намерены компенсировать затраты недальновидных предпринимателей. Однако таких прогоревших поставщиков только в Бишкеке порядка 30 тысяч.

Между тем чиновники в правительстве Кыргызстана успокаивают, что блага от вступления Кыргызстана в ЕАЭС скоро будут ощутимы.

"С 2016 года мы планируем осуществить функционирование единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий. К 2019 году будет сформирован единый рынок электрической энергии. А с 2025 года планируется формирование единого рынка газа, нефти и нефтепродуктов, что обеспечит повышение уровня энергетической безопасности и надежности функционирования ТЭК объединения, рост взаимной торговли энергоресурсами и инвестиций в эту сферу, а также сокращение затрат на производство энергоресурсов и создание условий для их сбалансированного потребления. Также к этому времени ожидается создание единого финансового регулятора, располагающегося в Казахстане. Ведется кропотливая работа по осуществлению намеченных планов", - делится член Коллегии Евразийской экономической комиссии Данил Ибраев.

А простым кыргызстанцам и бизнесменам остается только ждать и выживать. Самостоятельно.

Ирина Крутова