13 ноября 2012 | 19:36

eGov: "Свободная касса!"

Термин "слуги народа" мы слышим довольно часто. Как правило, любое правовое государство позиционирует статус чиновников именно так. Другое дело, когда сам народ добавляет к этому определению саркастический оттенок, позиционируя себя ниже своих "слуг" из госведомств. Попробуем удалиться от рассуждений личностных отношений и перейти к посредникам взаимодействия правительства с рядовыми гражданами. Например, к "электронному правительству".

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Термин "слуги народа" мы слышим довольно часто. Как правило, любое правовое государство позиционирует статус чиновников именно так. Другое дело, когда сам народ добавляет к этому определению саркастический оттенок, позиционируя себя ниже своих "слуг" из госведомств. Попробуем удалиться от рассуждений личностных отношений и перейти к посредникам взаимодействия правительства с рядовыми гражданами. Например, к "электронному правительству".

 
Реклама
Реклама
По сути, eGov является системой электронного документооборота госучреждений. Это ответ жалующимся на бюрократию, машины работают быстрее и точнее людей в окошках, им не требуются распоряжения начальства. Есть в "электронном правительстве" и другой позитивный момент, такой как переход к самообслуживанию. Здесь хочется привести довольно неуместное, но, по-моему, точное сравнение с фастфудом. Пусть оно не оскорбляет чувств разработчиков eGov в лице АО "Национальные информационные технологии", так как и у ресторанов быстрого питания плюсов предостаточно.
 
Первое сходство - и фастфуд, и электронное правительство - веяние зарубежных стран. Как правило, из-за рубежа к нам приходят либо удобные, либо качественные, либо попросту модные новшества. Второй момент - это максимально автоматизированный и упрощенный процесс получения желаемого. Подошел к кассе, ткнул пальцем в нужную картинку в меню, заплатил и забрал то, что заказывал. Да, и еще - в подобных ресторанах можно быть уверенным, что никто из вредности не плюнет вам в тарелку по пути от кухни до столика. Что касается официантов - им, как и вышеупомянутым людям в окошках госведомств, нашлась достойная замена в виде самого потребителя.
 
Конечно, я не исключаю плюсы люксовых ресторанов, где с посетителя стряхивают пылинки. Но и цены на блюда там соответствующие. А фастфуд, как и электронное правительство, доступен каждому. Недаром в США бигмаки и твистеры называют едой для бедных. И это никак не очерняет репутацию продукта, а наоборот, говорит о его демократичности. Кстати, заметил, что далеко не все дорогие рестораны оборудованы пандусами для инвалидов, в то время как в большинстве "быстрых" общепитов таковые имеются. Очевидный факт - "электронное правительство" может быть особенно удобно людям с ограниченными возможностями, им добраться до Интернета легче, чем до здания ЦОНа или налоговой. Кстати, в одном из нью-йоркских "Макдональдсов" имеется приятный бонус в виде живой фортепианной музыки. Услуги eGov сопровождаются аккомпанементом в виде призов, которые разыгрываются среди посетителей портала.
 
Рекомендации о пользовании услугами eGov пора воспринимать как призыв "Свободная касса!".
Однако подробный анализ услуг "электронного правительства" позволяет выявить несколько недостатков. Один из них - не всегда дружественный интерфейс, в том плане, что сам язык портала слишком официальный и узкоспециализированный, чтобы быть полностью понятным. К примеру, в разделе "Семья" услугу "Постановка на очередь детей дошкольного возраста (до семи лет) для направления в детские дошкольные организации" можно было бы назвать просто "Устроить ребенка в детский сад". Услугу "Регистрация усыновления (удочерения), в том числе внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния" вообще с первого раза не поймешь. Естественно, названия документов, которые можно оформить на eGov, могут быть еще страшнее. Но с этим ничего не поделаешь, если перевести эти названия на "человеческий язык", их индексация в интернет-поисковиках (в том числе в поисковой системе портала eGov) сразу же упадет.
 
Еще один недостаток - не все услуги можно получить на одном сайте. К примеру, при нажатии на ссылку "кабинет налогоплательщика" пользователя переадресует на сайт налогового департамента. Логично, но там человека ждет уже другой интерфейс, к которому тоже нужно привыкнуть. Благо, на стартовой странице "кабинета" размещены инструкции по пользованию порталом. Поэтому, повторюсь, - процесс пользования хоть и трудоемкий, но максимально упрощенный.
 
"Электронное правительство", несомненно, прибавляет взаимодействию народа с госучреждениями оперативности. Но один недостаток оказался неискоренимым - это необходимость заполнять формы с множеством граф. С другой стороны, если бы для проведения операций на портале достаточно было указать паспортные данные, безопасность использования услугами eGov оказалась бы под сомнением. Возможно, ситуация изменится с массовым внедрением электронных паспортов.
 
В целом - большинство недостатков системы можно легко объяснить тем, что максимально упростить процесс оказания услуг eGov не позволяют две вещи - требования к безопасности и сложность документооборота в общем.
 
Как справляются с подобными проблемами в других странах? Да никак. Зайдем на портал "электронного правительства" Сингапура, которое в 2010 году было признано работающим "близко к идеалу". Стартовая страница дружелюбна, разделы вкупе с графическими подсказками понятны интуитивно. Копнем глубже - и увидим все те же формы с множеством непонятных граф.
 
Просмотрев структуру сингапурского eGov, можно найти лишь одно отличие, но достаточно существенное. Это программа "Электронный гражданин". Подобный термин существует и в других странах, он подразумевает собой обучение населения работе с eGov. Сингапур пошел дальше и начал предоставлять гражданам пакеты услуг различных ведомств, чтобы они не теряли время на поиск нужных гиперссылок на портале.
 
В заключение напомню, что "электронное правительство" Казахстана можно рассматривать как любой другой интернет-ресурс. Главное для портала - популярность. Ежедневно на eGov заходят до 30 тысяч посетителей, это относительно скромная цифра. В 2011 году на портале зарегистрировались более 130 тысяч человек. Этот показатель также нельзя назвать фантастическим.
 
Снова о фастфуде. В любом ресторане есть книга жалоб и предложений. Для "электронных" граждан Казахстана подобный сервис есть в разделе "Граждане и правительство". Цитирую: "Каждый может высказать свое мнение и принять участие в разработке концепции оказания услуги". Думаю, чиновники прислушаются к мнению тех, кому служат.
 
"Свободная касса!", - кричит работник ресторана быстрого питания, зная, что свободной долго она не будет. Стоит пожелать eGov такой же популярности. Проект-то хороший.
 
Дмитрий Хегай
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная