РЕЙТИНГ ДЕПУТАТОВ СЕНАТА
10 января 2020 | 10:00

Вся экстренная медпомощь оказывается бесплатно. Репортаж из больниц Нур-Султана

С 1 января 2020 года в Казахстане стартовала система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), которая призвана улучшить качество и доступность медицинских услуг.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

С 1 января 2020 года в Казахстане стартовала система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), которая призвана улучшить качество и доступность медицинских услуг.

О принципах работы системы и ее преимуществах сообщалось уже не раз, поэтому мы решили побывать в нескольких центральных медицинских учреждениях столицы и посмотреть на то, как сейчас в них оказывают помощь пациентам.

Реклама
Реклама

Одной из крупнейших больниц города Нур-Султан является Городская многопрофильная больница № 2. Учреждение насчитывает более 606 коек и около 2200 человек персонала. "Ну, по итогам первой недели работы, могу смело сказать, что система ОСМС у нас успешно внедрена, стартовала и работает", - практически с порога своего кабинета заявил директор медицинской организации Иван Ли.

Путь пациента, пришедшего в больницу самостоятельно, начинается с регистратуры. Для этого необходимо пройти по направлению "не срочная помощь" или "самообращение".

Здесь на компьютере медсестра вводит ИИН пациента, и программа выводит данные гражданина, а именно: статус страхования (наличие регистрации пациента в системе ОСМС); категория ОСМС (относится ли пациент к льготной группе); прикрепление к медицинской организации (к какой поликлинике  прикреплен).

"Давайте на примере нескольких пациентов посмотрим. К примеру, к нам пришел человек, и мы видим, что он не имеет прикрепления. Тогда мы определяем адрес места жительства, связываемся с поликлиникой по месту жительства и сразу же прикрепляют его туда. Не нужно идти и самостоятельно это делать. Затем, если пациент нуждается в той помощи, которая оказывается только у нас, - мы оказываем. Если же эту помощь могут  оказать в поликлинике - человек направляется туда", - рассказал директор ГМБ № 2 Иван Ли.

"Далее, если к нам пришел гражданин иностранного государства с видом на жительство в РК - система также видит его прикрепление к клинике и регистрацию. В ином случае мы поможем прикрепиться. Еще один вариант - к нам пришел иностранец, приехавший в Казахстан на короткий период. Он не имеет регистрации и, соответственно, прикрепления к поликлинике. Тогда мы предлагаем ему оплатить наши услуги. Конечно, это не относится к тем случаем, когда человек поступает к нам в экстренном порядке - предположим, в тяжелом состоянии с травмой. Тогда мы не разбираемся с его статусом, гражданством и сразу же оказываем ему необходимую помощь, а уже после стабилизации его состояния разбираемся с этими моментами", - рассказал собеседник.

Что же касается экстренной госпитализации, то есть когда пациента привозит скорая помощь, то здесь порядок несколько иной. Здесь, как говорится, "время не терпит", и поэтому регистрация гражданина происходит параллельно с оказанием ему помощи. При этом, так же как и при самообращении, сотрудники больницы, вводя ИИН пациента, видят все необходимые данные и статус страхования гражданина.

За ходом приема, учета и обслуживания пациентов врачи наблюдают из ординаторской при помощи большого интерактивного монитора. На нем можно увидеть распределение пациентов по так называемой "3H-системе", которая позволяет выявить степень тяжести заболевания тех пациентов, которым в первую очередь необходима помощь.

"Нужно понимать, что с внедрением системы ОСМС действительно некоторые моменты изменились. В частности, если раньше люди приходили и говорили: "Мне нужно лечь к вам в стационар и "прокапаться", то есть получить диагностическое и профилактическое лечение. То сейчас такого уже не будет. Если человеку необходимо это - идет в свою поликлинику и там врач по показаниям ему назначает лечение в стационаре. 

Сейчас алгоритм действий для пациентов очень простой - по любым поводам и заболеваниям необходимо обращаться в свою поликлинику по месту жительства. Это может быть также и частная клиника, которая имеет государственный заказ на обслуживание. Поликлиники имеют все силы и средства, чтобы определить: лечить у себя или же направлять в другие поликлиники, стационары.

Мы же, в свою очередь, сейчас стараемся оказать помощь всем нуждающимся. Отказать в экстренной помощи мы не можем, а уже моменты финансового потока и наличия страховки - это вторичный вопрос", - рассказал директор ГМБ № 2 Иван Ли.

Директор больницы также напомнил, что до 1 апреля этого года все жители страны будут считаться условно застрахованными и могут беспрепятственно получать медицинские услуги, которые полагаются им в рамках пакета ГОБМП и пакета ОСМС. В этот период гражданам необходимо определиться со своим статусом застрахованности и стать участником системы медицинского страхования.

Следующим пунктом нашего посещения стала крупная республиканская клиника -  НИИ травматологии и ортопедии, куда большая часть пациентов направляется по порталу плановой госпитализации. Это те пациенты, которых направили сюда врачи поликлиники по месту жительства, в порядке очереди.

Так же как и в городской многопрофильной больнице № 2, здесь все данные пациента выводятся в компьютер с помощью единой базы данных. 

"Экстренная помощь у нас бесплатная для любого гражданина. Человека привезла скорая или он сам приехал с травмой - мы не смотрим на статус пациента и даже на его гражданство. Первостепенно - это оказание ему помощи. До стабилизации состояния пациента", - рассказал заведующий приемно-диагностическим отделением РГП на ПХВ "Научно-исследовательского института травматологии и ортопедии" МЗ РК Талгат Насимов.

При этом здесь также внедрена система распределения пациентов по, так называемой, триаж-системе из трех дорожек. Так, к примеру, пациенты с легкими ушибами направляются по зеленому коридору, те, которым требуется стационарное лечение, по желтому. Пациенты же, прибывшие в тяжелом состоянии, немедленно направляются в красную зону - в реанимационный зал.

"Необходимо помнить, что внедрение ОСМС не отменяет гарантию государства на бесплатную медицинскую помощь. В рамках новой модели гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) казахстанцы смогут получить широкий спектр медицинских услуг, куда входят скорая помощь, санитарная авиация, экстренная стационарная и паллиативная помощь. Также в список входит полный спектр медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, 25 групп основных хронических болезней и бесплатное амбулаторное лекарственное обеспечение для отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями. При социально значимых и основных хронических заболеваниях будут доступны консультативно-диагностическая, стационарозамещающая и стационарная плановая медицинская помощь" , - заявил заведующий приемно-диагностическим отделением РГП на ПХВ "Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии" МЗ РК Талгат Насимов.

Куда обращаться и кому жаловаться?

Если вы не получили медицинскую помощь в нужном объеме или вам пришлось заплатить за бесплатную услугу, а может, вы недовольны качеством услуг или вам отказали в госпитализации, вы можете обратиться по следующим каналам связи:

мобильное приложение MVoter. Во всех медорганизациях - поставщиках Фонда медстрахования установлены специальные QR-коды, после сканировании которых пациент может направить свою оценку оказанной медпомощи;в каждой медицинской организации имеется служба поддержки пациентов и внутреннего контроля. Пациент вправе обратиться туда со своей жалобой с указанием контактных данных для обратной связи. Зачастую информацию о службе поддержки пациентов можно узнать на ресепшне поликлиники или больницы;с любыми вопросами по качеству оказания медпомощи можно обратиться в единый контакт-центр Фонда медстрахования 1406;на сайте Фонда СМС есть раздел "Народный контроль", куда можно письменно направлять свои вопросы, оставлять предложения и жалобы по неудовлетворительному сервису, сообщать о вымогательстве и незаконном вознаграждении;свои жалобы вы также можете отправлять на официальные страницы в социальных сетях @osmskz.

 

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная