В этом казахстанском городке бывали джунгары и Хрущёв. А ещё там живут неравнодушные люди — они сами обустраивают площадки для своих детей или могут, например, с утра подметать двор своей многоэтажки. А ещё в нём нет общественного транспорта. Совсем.
Tengrinews.kz продолжает рассказывать о быте и людях малых городов и сёл страны. И в этот раз корреспонденты редакции побывали в Есиле, в котором тихие улицы, а все дома выкрашены в нежно-розовые оттенки.
Джунгары, Хрущёв и люди
Вероятно, многие читатели, когда слышат "Есиль", вспоминают реку. Или футбольный клуб. Но доводилось ли им бывать в населённом пункте с таким названием?
Есиль — это город районного значения. Один из первых людей, кого мы здесь встречаем, — Жапар Дабылов. Высокий, подтянутый, бодрый пенсионер. Ему 86 лет. Он ровесник Есиля — населённый пункт тоже появился на свет в 1939 году.
Мы сталкиваемся с Жапаром Дабыловым в тот момент, когда он выходит во двор своей трёхэтажки. В этот раз пенсионер идёт на прогулку, но частенько совмещает: пока дышит воздухом, заодно подметает у своего подъезда. И делает это не потому, что должен.
Мы ещё расскажем его историю подробнее, а пока остановимся на истории самого Есиля.
Расположен он на границе трёх областей. И в разные годы относился к Тургайскому, Целиноградскому и Карагандинскому регионам. Сейчас это Акмолинская область.
И если о самом Есиле читатели, возможно, знают немного, то о поднятии целины в Казахстане точно все слышали. Так вот, первые отряды целинников прибывали именно сюда.
Поэтому Есиль раньше называли воротами целины. Такая надпись до сих пор сохранилась на городском элеваторе.
Город даже посещал Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв. Это было в августе 1964 года — всего за несколько месяцев до его освобождения от должности.
Говорят, тогда ему показали невероятно богатый урожай пшеницы. И вроде местных трудяг даже должны были наградить за проделанную работу медалями. Но этого не случилось из-за скорой отставки Хрущёва...
Любопытно, что в этом году Есильский район собрал рекордный урожай зерна и стал номером один по этому показателю в Акмолинской области. Традиции, как видно, сохраняются.
Интересно также такое воспоминание:
"Если для Брежнева Есиль был воротами целины, то для меня этот городок был центром Вселенной. И когда мой центр Вселенной посещали артисты советского кино, я не пропускала ни одной встречи. В кинотеатре моего детства "Салтанат" я вдавливалась в кресло и становилась с ним одним целым. Я жадно пожирала глазами артисток, запоминала их костюмы, причёски, а как же! Мне всё это пригодится, когда я поеду в Москву или Ленинград, чтобы покорять всех не только талантом, но и фактом своего существования в этом мире".
Цитата выше — из книги "Актёрские монологи" Ирины Лебсак, известной актрисы театра и кино, Народной артистки Казахстана.
Мечты девочки из маленького городка сбылись. Ей действительно всё это пригодилось. И пусть Москву она не покорила, но уже много лет — ведущая актриса в Русском театре драмы имени Лермонтова в Алматы. А Есиль оказался не только воротами целины, но и местом силы для актрисы.
Это настолько маленький городок, что музея здесь нет. Поэтому такая фотохроника, исторические документы и другие важные для города вещицы хранятся в местной библиотеке. Здесь есть такой краеведческий уголок.
Здесь мы знакомимся с Ауэзом Сагинбаевичем Букаевым, местным старожилом.
И он рассказывает нам ещё много интересного. Например, о том, что происходило в этих краях за несколько веков до того, как сюда прибыли целинники. По словам Ауэза Букаева, на этой земле когда-то было имение его прапрапрадеда и однажды сюда пришли джунгары:
"Дед собрал местных джигитов и всех своих сыновей, чтобы защитить родные земли. Тогда один джунгар предложил: победите моего воина — уйдём, проиграете — земля станет нашей. На бой вышел сын моего деда по имени Карамырза. Соперники сошлись и со всей силы ударились головами. Джунгар погиб — его голова раскололась. А Карамырза ослеп и оглох. Джунгары сдержали слово и ушли. Позже всё же была битва — наши победили и отогнали врага до реки Убаган. Когда Карамырза возвращался через замёрзший Есиль, он упал с лошади, ударился об лёд — и чудом вновь обрёл зрение и слух".
Ауэз Сагинбаевич сам сейчас плохо слышит и едва видит. Но всё равно пишет стихи (их у него около 900) и бережно хранит историю этих мест не только в своей голове, но и в записях.
Чем живёт Есиль сегодня
Целинные времена Есиля прошли. Сегодня градообразующими предприятиями являются Есильские межрайонные электрические сети, железнодорожная станция и локомотивное депо.
В Есиле, как и в столице, есть свои "правый и левый берег". Правда, разделены они не рекой, а железнодорожными путями. С одной стороны — только частный сектор, с другой — "основная" часть города с многоэтажками, административными зданиями и торговыми точками.
На её улицах переплелись разные исторические эпохи — впрочем, как в любом населённом пункте. Современное тут соседствует с обветшалым, хотя современного в Есиле не так уж и много. Больше - того, что требует ремонта. Или утилизации... Например, памятник Ленину.
Кстати, когда-то Ленин стоял на привокзальной площади. Сейчас памятник временно переместили, но скоро и вовсе демонтируют. Он покрылся паутиной из трещин и, по информации районного акимата, представляет опасность, так как может разрушиться.
А на его месте установили памятник ханам Керею и Жанибеку.
Позади них можно заметить стройку. Раньше там располагался железнодорожный вокзал, но был снесён. Вместо него строят новый.
На начало года в городе насчитывалось чуть больше 10 тысяч населения. Эта цифра, если верить данным из открытых источников, стабильна на протяжении последних 20 лет.
В городе функционируют четыре школы и один агротехнический колледж.
Кстати, дедушка известной актрисы Ирины Лебсак — Виктор Яковлевич Лебсак — почётный гражданин Есиля. Больше 30 лет он проработал в школе: с 1963-го по 1996-й. Был директором 145-й местной школы.
Любопытно, что в интернете можно найти что-то вроде документального фильма об этой есильской школе, и в нём Виктор Яковлевич Лебсак даёт интервью, в котором очень просто и трогательно рассказывает о том, что значит быть хорошим директором и учителем:
"Я работаю директором школы. Я учитель учителей и учащихся. Если я не буду вести уроки, я никогда не буду пользоваться соответствующим авторитетом и среди коллектива учителей, и особенно среди коллектива учащихся. В первую очередь я должен быть учителем с большой буквы. Тогда только я могу работать в школе. Без авторитета перед детьми, перед родителями, перед учителями, директор школы работать в школе просто не может".
А вот университетов или институтов в Есиле нет.
Удивляет и отсутствие тут общественного транспорта. Город хоть и небольшой — его можно обойти пешком — но куда удобнее было бы добираться на работу или в школу на автобусе. А их нет.
Мы заметили только развозку на служебном транспорте.
Вот как районный акимат объясняет, почему в Есиле нет городского транспорта:
"Основной причиной является отсутствие заявок от перевозчиков при проведении конкурса государственных закупок на пассажирские перевозки. Это обусловлено сравнительно небольшой численностью населения и низкой рентабельностью данного направления. Вместе с тем вопрос организации транспортного сообщения остаётся актуальным и находится на постоянном контроле".
А ещё, как выяснилось, Есиль — город спортивный. Среди детей и подростков здесь популярны вольная борьба, джиу-джитсу, ушу-саньда, футбол, дзюдо, плавание, лёгкая атлетика, баскетбол и волейбол.
"Юные спортсмены города демонстрируют высокие результаты, добиваясь успехов не только на республиканском, но и на международном уровне, достойно представляя Есиль на мировой арене", — не без гордости сообщают в акимате.
Что ещё мы замечаем, гуляя по городу, так это цвет здешних фасадов. Судя по всему, в розовый когда-то были окрашены практически все есильские здания.
Из-за этого возникает ощущение, что город розового цвета. Правда, как выяснилось, местные жители даже не обращают на это внимание. Когда мы спрашиваем у них, почему фасады выкрашены в такой цвет, многие удивляются: "Слушайте, а правда, много розовых домов, даже не замечал(-а)".
Но все эти фасады явно требуют обновления. А денег на это у жильцов здешних малоквартирных домов, как можно предположить, попросту нет.
В районном акимате на вопрос об этом сообщают, что в Есиле 162 многоквартирных дома и 1530 частных. И заверяют, что ремонт будет:
"Направлены ходатайства о выделении средств из районного или иных бюджетов на 2026 финансовый год для реализации мероприятий по обустройству и благоустройству территории города Есиль. В рамках данных мероприятий планируется проведение текущего ремонта фасадов 11 жилых домов. Сметная документация разработана".
Ещё одна местная достопримечательность — "дом-призрак". Некоторое время в нём проживала одна единственная женщина, которая всё ждала, когда её переселят из этого аварийного здания. В итоге её забрал к себе сын.
А дом стал пристанищем для бездомных, наркозависимых и собак, которых оставила последняя покинувшая его жительница.
Они так и охраняют дверь её квартиры — возможно, ждут, что она вернётся. Говорят, что кто-то их подкармливает.
Зато соседний двор благоустроен. И пусть это благоустройство скромное, зато всё сделано своими руками.
"Здесь всё было заросшее высоченной травой. Установили забор, отсыпали территорию несколькими слоями разной почвы. Я сварил качели, горку, турники, установили столик и скамейки, — рассказывает местный житель Иван Васильевич, который и создал этот уютный уголок. — Мы никогда никого не просили и не ждали, что за нас это сделает кто-то. Лет 10 назад, когда мы это всё делали, здесь около 30 детей проживали. Вот они со всех дворов приходили играться сюда".
Иван Васильевич — человек неравнодушный, заботливый, но скромный. Фотографироваться он категорически отказывается, сколько мы его ни уговариваем. Тогда с удовольствием снимаем результаты его труда:
Многие из детей, которые приходили сюда играть со всей округи, уже повзрослели, но у них наверняка остались тёплые воспоминания о дворе, где они весело проводили время.
А Иван Васильевич подал хороший пример своему сыну — Виталию, а тот своему сыну Владимиру.
Это его, Владимира, сына Виталия и внука Ивана Васильевича, мы застаём с граблями в другом дворе, где они теперь живут.
Семья облагородила территорию рядом со своим домом: высадили газон и деревья, постелили асфальт, установили фонари. И содержат этот уютный уголок в порядке:
Из тех же соображений уже знакомый нам местный пенсионер Жапар Дабылов регулярно прибирает в своём дворе.
"Мне 86 лет, никогда в жизни не болел. Но в последнее время что-то захворал. Вот теперь на прогулки хожу каждый день, чтобы в тонусе организм держать. Подметаю территорию рядом с подъездом. Ну а кто, если не мы сами, должен создавать вокруг себя чистоту и уют? — спрашивает он как будто нас, но отвечает сам. — Надо относиться к месту, где живёшь, с уважением и патриотизмом. А то сейчас привыкли друг на друга всё сваливать, а сами ничего делать не хотят".
В конце нашего разговора Жапар Дабылов добавляет, что всегда нужно стараться хоть немного, но делать самим так, чтобы стало чуть-чуть лучше. Мы не можем с этим не согласиться. Желаем бодрому пенсионеру долголетия, а его ровеснику Есилю — чтобы было побольше людей, которые о нём заботятся и по долгу службы, и просто от души.
Текст: Иван Сухоруков
Фото: Алимжан Аманжол
Читайте также:
“Сделали из нас деревню дураков“. Что происходит в “сонном“ селе Калачи сегодня
Казахстанская Припять. Городок, которому не повезло