"Если бы в Казахстане пахал, как здесь, добился бы многого". История казаха из Нью-Йорка
"Поехали в Штаты, поживем, попробуем", - именно эту фразу однажды произнес уроженец Караганды Жанат Жумабеков. На тот момент он даже не подозревал, на какой судьбоносный шаг он решился и через что ему придется пройти. Так ли легка жизнь в США, как мы представляем? Обо всех трудностях на пути к американской мечте Жанат рассказал корреспонденту Tengrinews.kz.
С Жанатом мы встретились в Нью-Йорке. Сюда он переехал в 2016 году, после того как три года жил и работал в Нур-Султане.
"На тот момент мы с семьей жили в съемной квартире в столице. Маленькая такая квартирка напротив "Байтерека". Как-то перед Новым годом я подумал и говорю жене: "Поехали в Штаты, поживем, попробуем". Она обрадовалась, у нее была грин-карта и до этого она мне предлагала туда уехать, но я все время отказывал, мол, что там делать. С этого момента мы и начали готовиться к переезду", - рассказывает он.
Спустя несколько месяцев Жанат вместе со своей семьей переехал в Нью-Йорк. Мужчина признается, что сначала ему было тяжело привыкнуть к новой жизни.
"Конечно, жилье - это первая проблема, с которой сталкиваешься. Допустим, раньше я не обращал внимания на то, где жить, искал где подешевле. Думаешь, ну лишь бы квартирка была почище. Но здесь местоположение квартиры - основная составляющая. Если ты с семьей, то рядом должен быть садик, также желательно, чтобы рядом была линия метро, если нет машины, нужно ехать на работу, чтоб экономить время, а оно здесь летит неимоверно быстро", - говорит Жанат.
Также одной из первой проблем стал поиск оптимального места работы. "Деньги ведь заканчиваются очень быстро, а доход какой-то должен идти, из-за этого все нужно делать параллельно", - делится своими мыслями собеседник.
По словам Жаната, огромную поддержку ему оказали родители супруги, которые жили в Нью-Йорке. У них молодая семья гостила первые полтора месяца, пока искала свое жилье.
"Здесь даже риелтор берет 100-процентный бонус за то, что он находит тебе квартиру. Кроме того, если, допустим, аренда квартиры стоит 1500 долларов, тебе обязательно сразу нужно внести депозит за два месяца вперед".
"Почему? Да много причин. Во-первых, конечно, то, что у тебя нет кредитной истории. Только первый съем квартиры обошелся в районе шести с половиной тысяч долларов. У меня была квартира в новостройке Караганды, я ее продал, это и помогло", - пояснил Жанат.
"Все это приходилось делать одновременно: работать, искать, бегать, прибегать-убегать. Такая вот суета здесь всегда присутствует".
Немало проблем Жанату доставил поиск детского сада для сына. "Здесь очень важный момент - чтобы кормили нормально. Попробовали садика три, наверное. Разные они были, в итоге нашли садик нормальный, но дорогой, конечно, но начали туда ходить".
Почти сразу же после переезда Жанат устроился в местную компанию на должность упаковщика. Он вспоминает, что больше всего его здесь угнетала монотонность работы.
"Работал на складе, и все, что я делал, - складывал коробки. Вот так, просто складывал их плашмя, сгибая по углам, и так восемь часов в день".
Спустя неделю работы на этой должности Жанат нашел дополнительный заработок - вечернюю доставку пиццы по Бруклину.
"Пиццу развозил на велосипеде, было тяжело. Вскоре я понял, что велосипед я не очень люблю, а велик был у меня простой, хотя обычно у доставщиков электробайки, но он 1500 долларов стоит, и я не решался его брать", - вспоминает он.
В один из дней Жанат обратил внимание, что на складе, где он складывал коробки, полностью отсутствует инвентаризация.
"Тогда я и сказал своему шефу: "Роджер, хочешь, я из твоего склада сделаю конфетку?" Он согласился. Тут я ему все по полочкам расписал, каждому товару присвоил свой номер, ввел это все в электронную базу, навел порядок. После этого он ко мне подходит и говорит: "Ну ты хорош, ты теперь менеджер. Я удивился: как? Он говорит, вот так, вместо тебя других ребят взяли, а ты теперь за компьютером работаешь", - рассказывает Жанат.
Спустя время он получил очередное повышение и занялся растаможиванием всего товара из Китая, поступающего на склад.
По истечении года жизни в США к Жанату приехал его близкий друг из Казахстана. Когда-то приятели планировали переехать вместе, однако Жанат немного опередил своего товарища.
"Жили мы тогда в двухкомнатной квартире, на последнем этаже старого дома. Он приехал с женой и двумя детьми, плюс мы с супругой и ребенком. Лето, жара, духота, дома тесно, но ничего, привыкли".
"Жили мы вместе здесь три месяца, условия, конечно, не фонтан. Наверное, если бы другой увидел, то сказал: "Да ну вас, я в Казахстан". Тем не менее я те времена вспоминаю с большой радостью. Друг мой шустрый очень. Здесь он познакомился с кучей предпринимателей, завязал с ними общение, запустил даже бизнес по строительству, позже взял квартиру, тут же нанял наших братьев узбеков сделать ремонт. Есть у него бизнес-жилка, возможно, я даже перенял у него какие-то качества", - рассказывает Жанат.
Изучив рынок, друг Жаната предложил ему организовать доставку товаров из США. Вместе друзья запустили страничку в Instagram и начали принимать заказы. Склада у них не было, посылки приходилось оформлять прямо дома.
"Был голый энтузиазм, люди высылали нам деньги, мы выкупали товар, дома все переупаковывали. В квартире просто ужас творился - теснота, дети, коробки везде, скотч и жара".
Со временем Жанату стало понятно, что без склада не обойтись. К тому времени его друг уже уехал в Казахстан по своим делам, а Жанат параллельно с доставкой товаров продолжил работу на складе.
"В один прекрасный день я решил начать работать на себя. Поднакопил денег на два месяца аренды жилья, уволился и начал искать склад в аренду. Познакомился с ребятами из Беларуси, у них был склад, откуда они отправляли посылки в Россию, Беларусь, Украину, страны Европы. Приехал к ним и договорился, что весь поток на Казахстан беру на себя. Вот здесь я и работаю уже почти два года", - говорит он.
Жанат рассказал, что планирует и дальше развивать бизнес. Сейчас он занимается поиском складского помещения, но уже своего. Сделать это, по его словам, непросто, так как необходимо иметь очень много разрешений, однако это вполне решаемая задача.
"В целом мне сейчас на жизнь хватает, с учетом того, что супруга у меня еще работает. Пока, конечно, не могу позволить себе купить квартиру или машину. Квартира сейчас съемная, снимаю я за 2500 долларов в Бруклине. Конечно, можно здесь найти и дешевле, но рядом здесь школа с хорошим рейтингом, к тому же бесплатная, а раньше я только за школу платил 1000 долларов в месяц".
На вопрос, каким он видит свое будущее, Жанат ответил, что через 5-10 лет он хотел бы переехать из Нью-Йорка в тихий уголок.
"Там, где потише, больше зелени - Нью-Джерси, например. Хочу свой участок, где можно было бы приготовить барбекю, ну, и, конечно, своя работа в логистике, свой склад, трое детей, и я мотаюсь в Казахстан, когда пожелаю", - мечтает мужчина.
Жанат признался, чего ему больше всего не хватает в Нью-Йорке.
"На родину я не возвращался с тех пор, как приехал сюда. Скучаю по маме в первую очередь, друзьям. В первое время я очень скучал по дому, просто на стену лез. Там, дома, я был очень активным, всегда в центре внимания, тамадил, шутил. Сюда приехал, а тут этого нет вообще, и начинается депрессия. Не то чтобы скучно, здесь скучно не бывает, просто не хватает наших мероприятий - дней рождения, свадеб. Кто-то скажет, мол, погулять ты просто любишь, но нет! Именно душевного удовлетворения, простого общения с друзьями и родными не хватает. Вот это сейчас для меня самое дорогое. Конечно, я чувствую, что уже перешел эту грань, но когда осознаю это - мне очень тяжело".
"Многие пишут мне: "Мы хотим уехать с семьей, нам тяжело в Казахстане". А здесь? Поверьте, заботы те же самые, садик, школа, бытовая часть, аренда, кредит - все то же самое. Вот по истечении трех лет я понял, что все те же проблемы, только декорация поменялась, плюс другие люди, житье-бытье, но все остается таким же", - рассказывает он.
В конце беседы Жанат заявил, что не исключает того, что когда-нибудь вернется в Казахстан.
"Самое главное, я понял, что здесь я могу пахать больше, чем в Казахстане, так что если вернусь домой и буду трудиться так же, как и здесь, то можно очень преуспеть, чтобы не существовать, а жить. Я не хочу, чтобы сюда приезжали казахстанцы, ты здесь один, реально я здесь один. Конечно, есть друзья, знакомые, но это не то. Корни мои все равно там", - заключил он.