17 января 2023 | 06:20

"Это просто безумный ад". Над Алматы стоит черная полоса, и кажется, что ее можно пощупать

Фото: Алихан Сариев

Это не кадры из фильма про апокалипсис. Эти фото сделал фотокорреспондент Tengrinews.kz в обычный день в Алматы. Тот случай, когда снимки говорят сами за себя. Мы решили сделать несколько репортажей про катастрофическую экологическую ситуацию, которая складывается в мегаполисе. 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Это не кадры из фильма про апокалипсис. Эти фото сделал фотокорреспондент Tengrinews.kz в обычный день в Алматы. Тот случай, когда снимки говорят сами за себя. Мы решили сделать несколько репортажей про катастрофическую экологическую ситуацию, которая складывается в мегаполисе. 

Еще в ноябре прошлого года Президент Казахстана заявил, что проблема высокого уровня загрязнения воздуха в Алматы требует незамедлительного решения.

"Основными источниками загрязнения являются автотранспорт (55 процентов), городские ТЭЦ и промышленные предприятия (35 процентов), а также негазифицированные частные дома (около 10 процентов). Ситуация усугубляется плотной застройкой, не учитывающей розу ветров и препятствующей поступлению чистого воздуха в город", - отметил Касым-Жомарт Токаев на встрече с общественностью Алматы. 

Фото: сайт airkaz.org

Проблема действительно острая и актуальная для алматинцев. На фото выше - состояние воздуха в минувшее воскресенье. Указанные цифры - это показатель концентрации РМ 2.5 (воздушный загрязнитель, в состав которого входят как твердые микрочастицы, так и мельчайшие капельки жидкостей).

"А тем временем это воскресенье стало самым грязным днем с начала года. Концентрация РМ 2.5 в некоторых точках достигает 400 мкг/м³. Среднесуточные значения превышают ПДК (предельно допустимую концентрацию) примерно в 18-19 раз! Жить зимой в Алматы - это отдельный вид пытки. И эта катастрофа вполне рукотворна", - написал в соцсетях экоактивист Павел Александров.

Для безопасной жизнедеятельности человека среднесуточный уровень PM 2.5 в воздухе в соответствии с рекомендациями ВОЗ не должен превышать 25 микрограммов (мкг) на кубический метр воздуха. 

Мы поговорили с алматинцами о текущей экологической ситуации в городе и спросили, как они видят решение проблемы.

Денис Щепин проживает на улице Жулдыз (Бостандыкский район), и, по его словам, даже в ясный день видно, как город утопает в грязи. Он видит две причины загрязненного воздуха в Алматы: 

"Первая - это жадность застройщиков и тех, кто выдает разрешения на их безумные проекты. Строят дома вообще без территории, создавая нагрузку на окружающую инфраструктуру, совершенно не думая о том, как там будет воздух двигаться. Считаю, нужно провести проверки всех разрешений, которые выданы на еще не построенные здания.

И вторая - невежество. Это когда применяется опыт зарубежных стран без понимания его контекста. Урбанизация - это прекрасно, но если она сочетается с уплотняющей застройкой, то это просто безумный ад, в котором для экологии ничего не остается", - говорит Денис.

Денис уверен, что строительство парков в шаговой доступности от жилых комплексов поможет улучшить ситуацию:

"Концепция "Город без окраин" выглядит очень хорошо, если ее нормально реализовать. Чем меньше у жителей повода выезжать куда-то, тем меньше нагрузка на экологию. У каждого вновь построенного ЖК должна быть прилегающая территория, как минимум равная площади построенных квартир.

От государства - замена ТЭЦ-2".

По мнению алматинца Шакира Исламбакиева, причины плохой экологии в городе - ТЭЦ-2, хаотичная и непродуманная застройка города, а также большое количество автомобилей и, как следствие, постоянные пробки.

"Мне кажется, что ситуация сейчас одинаково плоха по всему городу. Особенно этой зимой. Над городом стоит черная плотная пелена, и кажется, что ее можно пощупать.

Наверное, нужно государственный аппарат перевезти в Алматы, чтобы и они "наслаждались" смогом. Может, тогда что-то делать начнут?" - возмущается Шакир.

Марат Аймурзаев живет и работает в центре.

"На самом деле назвать самую загрязненную часть города сложно, поскольку у нас котловина и высокий уровень ПДК (предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воздухе) практически везде, за исключением верхней части города, ближе к Аль-Фараби.

Тем не менее считаю, что грязнее всего воздух в нижней части города, где ТЭЦ-2, проспекты Райымбека и Рыскулова и наиболее интенсивное движение 24 на 7, а также сосредоточен весь автохлам.

"Причины загрязнения три, - говорит Марат. - Это ТЭЦ-2, автотранспорт и частный сектор, который при наличии газификации продолжает отапливаться чем попало.

В первую очередь надо как можно быстрее переводить ТЭЦ на газ. Во-вторых, запретить въезд в центр города откровенно старому транспорту либо установить платные экологические зоны в центре.

Развивать частный электротранспорт, вплоть до субсидирования покупки электрокаров горожанами. Причем не только так называемого отечественного производства, но и импортируемых, в том числе в частном порядке.

Убрать все таможенные и налоговые платежи при ввозе такого транспорта в Казахстан, а также взимание больших сборов при его первичной регистрации, вне зависимости от года выпуска. Поскольку новые электрокары, как правило, дороги и завозить их среднему классу пока еще невыгодно, можно это сделать в рамках Алматы в виде эксперимента. 

К частному сектору, считаю, тоже надо принимать жесткие, но справедливые меры. Сейчас практически все газифицировано, но частный сектор не спешит подключаться и переходить на газ. Здесь, по моему мнению, государство должно взять расходы на себя и подключать под ключ с включением этих расходов в тариф.

Как, например, с общедомовыми счетчиками тепла, когда устанавливает монополист, а выплата потом производится частями. Если речь идет о социально уязвимых слоях населения, то также субсидировать им оплату газа, поскольку отопление газом, установка того же газового котла не каждому по карману. А потом контролировать и нещадно штрафовать, когда, помимо угля, сжигают и все отходы, включая резину.

Но, на мой взгляд, главная причина смога - это автотранспорт. Если бы была моя воля, то я бы запретил эксплуатацию откровенно старых автомобилей в городе, хотя бы в центре.

И необходимо скорее запускать БАКАД, чтобы разгрузить Райымбека и Рыскулова от транзитного транспорта. Еще я бы запретил заезжать фурам в город днем, пусть ночью разгружаются", - заключил Марат.

Еще один наш собеседник, Дмитрий Кузнецов, считает, что город спасут зеленые насаждения:

"У нас дома неправильно расположены. Проветриваются только проспекты Назарбаева, Достык немного, с гор воздух, где-то улица Сейфуллина. Для улучшения ситуации считаю, что больше зелени нужно, и еще я бы добавил побольше туалетов нормальных".  

Динара Кабдулсамат живет в Ауэзовском районе. Она часто совершает прогулки по городу и поделилась с нами своими наблюдениями:

"Я часто бываю в Алатауском районе и думаю, что там самый загрязненный воздух. Близость ТЭЦ-2 сказывается. Когда открываешь окно, воздух имеет специфический запах. А если оставить окно открытым, на мебели оседает коричневая пыль.

Хотя недавно ездила в Медеуский район, который считала самым чистым, и была неприятно удивлена, когда увидела смог. Ехала по Восточной объездной дороге, и смог был заметнее, чем в Алатауском. Плотный, густой. Видимо, приносит ветром с запада.

Основной причиной загрязнения воздуха считаю использование угля на ТЭЦ-2 вместо природного газа, домохозяйства, использующие уголь, и рост парка транспортных средств (преимущественно из старых, подержанных автомобилей).

Также есть вопросы по качеству обслуживания общественного транспорта. Очень много дымящих автобусов и таких, после езды в которых есть подозрения на отравление угарным газом.

Снижение воздействия токсичных веществ в городе нужно сделать приоритетной задачей, - рассуждает Динара. - Не знаю, есть ли статистика по преждевременным смертям вследствие атмосферного загрязнения в Алматы, но подозреваю, что цифры будут высокие, так же, как и сумма ущерба, нанесенного вследствие потери здоровья горожан".

По словам Динары, она видит несколько решений для улучшения экологической ситуации. 

"Во-первых, нужно ускорить переход ТЭЦ-2 с угля на газ. Во-вторых, газифицировать по максимуму частный сектор. В-третьих, проводить техосмотр транспортных средств, предварительно исключив коррупционную составляющую. Это касается как автомобилей алматинцев, так и приезжих из области.

В-четвертых, развивать активнее общественный транспорт, увеличить количество автобусов в часы пик. Обновить автопарк. Усилить контроль за состоянием машин. Продолжить строительство метрополитена.

И до тех пор, пока экологическая ситуация не улучшится, проводить мониторинг воздуха. Предупреждать об опасном уровне горожан, чтобы не выходили без нужды на улицу, не открывали окна либо надевали маски.

Информирование людей о реальном уровне загрязнения поможет сохранить здоровье, поэтому хорошо было бы получать SMS-уведомления", - заключила Динара.

Мы заглянули в дорожную карту по реализации программы развития Алматы до 2025 года. Укажем некоторые планы городских властей по улучшению качества воздуха на 2023 год:

  • установка 35 единиц зарядных станций для электромобилей;
  • проведение исследования по анализу эффективности оборудования по очистке воздуха See Air (согласно программе в прошлом году в городе в пилотном режиме были установлены 7 блоков оборудования);
  • начало строительства индустриального парка зеленых инноваций;
  • посадка 320 тысяч саженцев деревьев и кустарников и 184 тысяч квадратных метров цветников;
  • строительство 5 новых парковых зон (где именно, не уточняется);
  • реконструкция и благоустройство существующих 7 парковых территорий (места не уточняются). 

Полностью с программой по части экологии вы можете ознакомиться здесь

В следующих материалах мы расскажем мнения экологов по поводу сложившейся ситуации в Алматы, а также о том, чем опасен для здоровья алматинский воздух. 

Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев

 

Реклама
Реклама
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная