Бывает, про человека говорят: "он на своём месте". Так вот, это точно про Марину Кох. Девочка из Лисаковска, мечтавшая уехать далеко и стать хирургом, нашла себя совсем в другом месте — на рудниках Костанайской области, среди карьеров, техники и мужского коллектива.
мечтала стать хирургом
Папа катал меня на тракторе, мама брала на железную дорогу. Те немногие, кто до сих пор работают на предприятии, помнят меня ещё ребёнком, — улыбается Марина.
Марина родилась в семье, где труд был привычным ритмом жизни. Отец работал бульдозеристом в Краснооктябрьском бокситовом рудоуправлении (КБРУ), мама — дежурной на железнодорожной станции того же предприятия, а позже начальником смены. Для маленькой Марины предприятие было как большой двор, знакомый до каждой тропинки.
Но в детстве она и не думала, что её жизнь так плотно свяжется с КБРУ. Наоборот, мечтала уехать далеко-далеко, возможно, даже в другую страну, и стать хирургом. Но вышло по-другому.
В 2004 году 19-летняя Марина, выпускница Рудненского политехнического колледжа, приходит работать в КБРУ (филиал АО "Алюминий Казахстана", входящий в ERG). Кстати, производственную практику она проходила на Белинском руднике и надеялась остаться там, среди уже знакомых людей. Но решение руководства оказалось другим. Ее направили на Красногорский рудник, где всё было новым и незнакомым.
Это первое фото Марины Кох с КБРУ. Май 2004 года.
В 2004 году 19-летняя Марина, выпускница Рудненского политехнического колледжа, приходит работать в КБРУ (филиал АО "Алюминий Казахстана", входящий в ERG). Кстати, производственную практику она проходила на Белинском руднике и надеялась остаться там, среди уже знакомых людей. Но решение руководства оказалось другим. Ее направили на Красногорский рудник, где всё было новым и незнакомым.
Это первое фото Марины Кох с КБРУ. Май 2004 года.
Это был настоящий аврал, — вспоминает Марина. — Но именно тогда я увидела, насколько мы можем быть сплочёнными. Никто не жаловался, каждый старался быть полезным. Вот в такие моменты и понимаешь: коллектив — это сила.
Её первая должность — горнорабочая на маркшейдерских работах. Простая задача — помогать маркшейдеру делать замеры мест, где впоследствии будет работать техника. Но именно с этого всё началось.
Уже через пару месяцев её перевели на более ответственную позицию — диспетчером. Теперь через неё проходила вся информация: радиосвязь, телефоны, координация работы энергетиков, механиков, машинистов экскаваторов, поливочных машин. Диспетчер, по сути, управляет большим процессом. Это огромная ответственность, особенно для девятнадцатилетней девушки.
Работа была вахтовая: семь дней в вахтовом городке, семь — дома, и снова дорога — почти сто километров от Лисаковска.
Именно тогда, в 2005 году, произошла история, которую Марина помнит до сих пор.
Зима. Вахта как раз подходила к концу, и девушка уже ждала, когда сможет вернуться домой. Но всё пошло не по плану: из-за сильной снежной бури случилась авария, и весь Красногорский рудник оказался обесточен. Буран, мороз, ни света, ни тепла. Тех, кто должен был поехать домой, вывезти не могли, также — как и привезти новую смену. Получилось, что люди оказались отрезаны от внешнего мира. Пять дней подряд они восстанавливали последствия аварии, работали плечом к плечу, готовили еду в котлах на костре, помогали друг другу.
Уже через пару месяцев её перевели на более ответственную позицию — диспетчером. Теперь через неё проходила вся информация: радиосвязь, телефоны, координация работы энергетиков, механиков, машинистов экскаваторов, поливочных машин. Диспетчер, по сути, управляет большим процессом. Это огромная ответственность, особенно для девятнадцатилетней девушки.
Работа была вахтовая: семь дней в вахтовом городке, семь — дома, и снова дорога — почти сто километров от Лисаковска.
Именно тогда, в 2005 году, произошла история, которую Марина помнит до сих пор.
Зима. Вахта как раз подходила к концу, и девушка уже ждала, когда сможет вернуться домой. Но всё пошло не по плану: из-за сильной снежной бури случилась авария, и весь Красногорский рудник оказался обесточен. Буран, мороз, ни света, ни тепла. Тех, кто должен был поехать домой, вывезти не могли, также — как и привезти новую смену. Получилось, что люди оказались отрезаны от внешнего мира. Пять дней подряд они восстанавливали последствия аварии, работали плечом к плечу, готовили еду в котлах на костре, помогали друг другу.
с производства в
службу охраны
службу охраны
В 2009 году Марина ушла в декретный отпуск. Но это время не прошло впустую — она успела получить второе образование по специальности "Юриспруденция". А когда через три года вернулась к работе, быстро поняла: прежний вахтовый метод с маленьким ребёнком уже был невозможен.
И тогда судьба снова делает поворот: с производства её приглашают в службу охраны труда.
И тогда судьба снова делает поворот: с производства её приглашают в службу охраны труда.
Для меня это было что-то совершенно другое. Но я сама хотела попробовать. Это была новая профессия, абсолютно иная, — вспоминает Марина
В то время как раз сменилось руководство. Новый генеральный директор Аллюминиевого дивизиона ERG сначала отрезал: "Это не женская работа". Но спустя какое-то время всё же пригласил меня на собеседование. Думаю, ему самому стало интересно: что это за Марина такая, которую так настойчиво предлагают на должность? — улыбается Марина, вспоминая тот момент.
Однажды гендиректор как-то признался: "Марина, у тебя такой стальной характер, я бы хотел на твоего мужа посмотреть". А в глазах у него, знаете, как-будто сочувствие к моему супругу, — смеётся она. — Мне тогда пришлось оправдываться: "Да не переживайте, у меня муж, как сыр в масле катается.
Наша задача — нулевой травматизм. Это звучит как лозунг, но за ним стоят конкретные действия: мы внедряем новые системы, делаем рабочие места безопаснее, объясняем людям, почему важно соблюдать правила.
Каждый день, если честно, — смеётся она. — Когда наваливается всё сразу, думаю: "Зачем я здесь?" Но потом встряхнусь, голову вверх — и в бой.
Так, в 2012 году она стала инженером по охране труда в горнотранспортном цехе. С этого момента её жизнь прочно связалась с темой безопасности. В её обязанности входил контроль за соблюдением правил дорожного движения и охраны труда на территории карьеров. По сути, она была своего рода методистом — тем человеком, который мог доступно объяснить любому работнику, как выполнять работу правильно и без риска для жизни.
После разговора сомнения исчезли, и её сразу утвердили. Но впереди ждали новые испытания: доказать своё право руководить мужским коллективом. Первое время приходилось буквально каждый день подтверждать, что её слово имеет вес. Сегодня, спустя годы, уже не нужно ничего доказывать: имя Марины работает за неё. Коллеги знают её характер, ценят её справедливость и уважают за то, что она всегда в гуще событий.
Сейчас под её началом — целая служба. Четыре производственные площадки: Аятский и Красногорский рудники, ремонтно-механический цех и цех вспомогательного транспорта. На каждой — инженеры и специалисты по охране труда, с которыми Марина на связи постоянно.
Формально рабочий день длится восемь часов, но на самом деле паузы в этой профессии не бывает. Даже ночью телефон звонит: диспетчер обязан сообщить о любом случае, вплоть до незначительного недомогания работника.
Формально рабочий день длится восемь часов, но на самом деле паузы в этой профессии не бывает. Даже ночью телефон звонит: диспетчер обязан сообщить о любом случае, вплоть до незначительного недомогания работника.
Работа этой службы никогда не бывает рутинной. Сегодня — плановые проверки, завтра — срочная координация в связи с внештатной ситуацией. Здесь невозможно спрятаться за бумагами или отработать "для галочки". На вопрос о том, хотелось ли когда-нибудь махнуть на всё рукой и уйти, Марина реагирует с иронией.
зачем я здесь?
В 2018 году в жизни Марины произошёл важный поворот. Её выдвинули на должность руководителя службы охраны труда и промышленной безопасности КБРУ. Но сначала всё складывалось непросто.
Характер многое решает, — говорит Марина. — Не каждый сможет справиться, но если он у тебя есть, дорога всё равно откроется.
А вообще, знаете, очень-очень многое зависит ещё и от того, кто оказывается рядом на работе, когда ты только начинаешь свой путь. В одиночку очень тяжело пробиваться. В 2012 году, когда я вышла из декрета и мне предложили должность инженера, всё могло сложиться совсем по-другому. Но мой тогдашний руководитель и наставник всегда поддерживал меня. Даже если идея казалась так себе, он всё равно подбадривал и направлял в нужное русло: "Да! Супер-идея! Можно её чуть развернуть, попробовать вот так. Давай, двигай её дальше". И, знаете, такие слова тогда придавали колоссальные силы.
Мне повезло, — признаётся она. — У меня всегда были люди, которые могли поддержать, подсказать, поверить в меня. Это не значит, что мой путь был лёгким. Нет, он был долгим, непростым, с ошибками, сомнениями и тяжёлыми днями. Но именно поэтому я особенно ценю всё, что есть сейчас.
Когда в конце дня понимаешь, что сохранил жизнь хотя бы одного человека, то день прожит не зря. Удовлетворение именно в этом. И каждый мой специалист скажет то же самое: всё, что мы делаем, ради того, чтобы люди оставались живыми и здоровыми, чтобы возвращались домой к своим семьям. Тогда можно сказать — день прошёл отлично.
Марина не любит громких слов, но когда речь заходит о том, что помогло ей пройти путь от горнорабочей до руководителя, она чётко называет свои принципы. Всего их пять.
Первое — не сдаваться. Даже если кажется, что ничего не получается.
Второе — не бояться трудностей. Они всегда будут, но именно они закаляют.
Третье — идти к своей цели. Пусть и маленькими шагами, но не останавливаться.
Четвёртое — развиваться всесторонне. Чем шире кругозор, тем больше уверенности.
И, наконец, пятое — упорство и характер.
Первое — не сдаваться. Даже если кажется, что ничего не получается.
Второе — не бояться трудностей. Они всегда будут, но именно они закаляют.
Третье — идти к своей цели. Пусть и маленькими шагами, но не останавливаться.
Четвёртое — развиваться всесторонне. Чем шире кругозор, тем больше уверенности.
И, наконец, пятое — упорство и характер.
свои принципы
При этом она подчёркивает: одних правил недостаточно. Важно ещё и то, кто оказывается рядом, особенно в начале пути.
Сегодня Марина уверена: многие застревают на старте не потому, что им не хватает таланта или усердия, а потому что рядом не оказалось тех самых людей, готовых вовремя протянуть руку и поддержать.
Это специальный проект, где мы рассказываем истории о людях и карьерном "лифте".
Да, иногда двери открываются не сразу, иногда лифт застревает между этажами, а кнопки работают через раз. Но истории наших героев показывают: если не бояться нажать нужную кнопку, то лифт обязательно поедет наверх. И мы будем рассказывать о тех, кто уже прошёл свой маршрут и доказал: для рабочих профессий путь вверх действительно существует.
Да, иногда двери открываются не сразу, иногда лифт застревает между этажами, а кнопки работают через раз. Но истории наших героев показывают: если не бояться нажать нужную кнопку, то лифт обязательно поедет наверх. И мы будем рассказывать о тех, кто уже прошёл свой маршрут и доказал: для рабочих профессий путь вверх действительно существует.
И всё же интересно: что держит её в этой работе, где нет пауз и всегда высокая ответственность? Конечно, зарплата тоже играет роль, но Марина говорит о другом.