Он был областным центром, а потом перестал им быть. Потом снова был и снова перестал. Долго был в упадке. И вот как будто у него снова появилась надежда. Аркалык — город с населением примерно в 40 тысяч человек, который сейчас относится к Костанайской области и у которого сложная судьба.
В последнее время много говорят о его развитии. Корреспонденты Tengrinews.kz посмотрели, чем Аркалык живёт сейчас, ждут ли горожане, что он снова станет областным центром, и к чему они вообще стремятся.
Кстати, знали ли вы, что именно в этих краях приземляются космические корабли с космонавтами, которых отправляют на орбиту с Байконура? Один из двух традиционных районов посадки находится как раз в районе Аркалыка.
А сам Аркалык находится в 600 километрах от Астаны.
История этого города получилась стремительной, но какой-то неровной. Город возник не стихийно, а по велению индустриальной эпохи. Основан в 1956 году — фактически как посёлок геологов и строителей, приехавших осваивать месторождения бокситов. В этих красноватых глинистых породах содержится алюминиевая руда, а советской промышленности она была очень нужна.
Статус города Аркалык получил в 1965-м. Настоящий его расцвет пришёлся на 70-е и начало 80-х. В 1970 году была образована Тургайская область, а он стал её центром, и этот статус дал мощный импульс для развития.
Дальше всё как у многих промышленных городов. Крах советской экономики в конце 80-х. Тургайская область оказалась слишком слабой экономически — фактически дотационной, не способной не только развиваться, но и жить без постоянной поддержки.
В 1988 году правительство СССР упразднило Тургайскую область.
В 1990 году Тургайскую область ненадолго восстановили — Аркалык снова стал областным центром. Но этот период сложно назвать возрождением: регион по-прежнему был небогатым.
В 1997-м область упразднили окончательно, разделив её районы между соседними регионами. Аркалык вернулся в состав Костанайской области, в которой уже был после первой оптимизации. И превратился в обычный районный город.
Но выстоял среди бескрайней степи. Встречает нас тихим, немного сонным. Панельные пятиэтажки советской постройки, не очень людные улицы.
Но и здесь есть жизнь: местные надеются на лучшее, потому что власти заговорили о возрождении города.
Так, в 2023 году решили реконструировать аркалыкский аэропорт, который не работал почти 30 лет. В марте мы рассказывали об этом аэропорте "по цене квартиры".
Дело в том, что в 2020 году он, ранее переданный в частную собственность, был выставлен на продажу на сайте объявлений. А в декабре 2024-го акимат Костанайской области выкупил его у частника за 20,7 миллиона тенге.
Тогда он выглядел вот так:
Ну а вот так всё выглядит сейчас:
Именно на строительство аэропорта мы решили взглянуть в первую очередь, когда сюда приехали. В местном акимате нам сообщили, что планируют сдать его в эксплуатацию в 2026 году.
Здание старого аэровокзала уже снесено, заложен фундамент нового, проводят инженерные сети. Дальше по плану реконструкция взлётно-посадочной полосы и системы аэронавигации.
По дороге из аэропорта в сам Аркалык видим небольшие горы. Ещё в начале прошлого столетия их здесь не было — это результат добычи бокситов.
И здесь мы и находим наконец космические пейзажи. За красными горами прячутся голубые искусственные озёра.
Купаться в них местные не рискуют. А вот любуются постоянно. Озёра — этакая достопримечательность, напоминание о былой славе. Ну и локация для фотосессий:
По другую сторону дороги въезжающих в Аркалык встречает аллея из молодых деревьев, которая в будущем должна стать чем-то вроде лесополосы.
И эта ничем не примечательная с виду аллея недавно стала поводом для судебного разбирательства между акиматом и местным активистом Талгатом Нурмановым.
Он выпустил ролик, в котором назвал количество высаженных деревьев и сумму, которую на это потратили.
Акимату это не понравилось. Там настаивали, что деревьев высадили больше, а заплатили подрядчику меньше, чем говорилось в видео активиста. Горадминистрация подала в суд, ссылаясь на статью о "распространении ложной информации".
К сути ролика у акимата, видимо, претензий не было — в нём Талгат показывал, в каком состоянии саженцы, на которые потратили немалые суммы: слабые, наполовину высохшие.
Суд в итоге активист выиграл.
К слову, он первый человек, с кем мы тут познакомились. Талгат помнит, каким город был когда-то и как развивались события последние десятки лет.
"Область закрыли в 97-м году, и началось разрушение города. Например, 9-й микрорайон (на фото выше он располагался за спиной Талгата через водоём — прим. редакции). Его начали разбирать на материалы, а потом и вовсе снесли. Также и 7-й микрорайон. И часть 6-го микрорайона. По моим данным, у нас около 120 многоэтажных жилых домов. А снесли примерно 117 многоэтажек. Вот представьте: половины города нет", — рассказывает активист.
Позже мы уточнили эти данные в акимате: на сегодня в Аркалыке насчитывается 136 многоквартирных жилых домов.
"Я помню, как проходило то тяжёлое время, — продолжает Талгат. — У кого-то колбаса была, у кого-то тушёнка, у кого-то хлеб. И все как-то этим делились. Дружно жили. Помню даже, что на столе ничего нет, но люди праздновали, дни рождения отмечали, друг друга поздравляли с важными в их жизни событиями. Я всегда говорю: "Аркалык — это город стойких и крепких духом людей". Было ведь время, когда в многоэтажках печки топили — в одной комнате закрывались, потому что так было теплее. Свет по два часа давали. Сейчас другое время, город застраивается, восстанавливается".
На некоторых ещё советских зданиях даже свежая облицовка. Видно, что их недавно привели в порядок.
По пути застаём утреннюю развозку хлеба. Рабочий, заметив камеру, радуется:
"Хлеб фотографируешь? Меня тоже сфотографируй!"
Такие моменты делают день приятнее и светлее.
Но вернёмся к облицовке зданий. Местные жители связывают обновление с обещанием Токаева посетить Аркалык. При этом жалуются, что местные власти отремонтировали дома только на центральных улицах, а те, что во дворах, оставили без внимания.
"Нам говорят: "Берите кредит и сами себе дом обшивайте", — рассказывает ещё один активист Аркалыка Серик Тулекбаев. — А там, где Президент будет проезжать, побелили за счёт государства. А мы, если не на главной улице живём, должны за свой счёт фасад делать? Это же нечестно. Жители возмущаются, обидно ведь. Мы в прошлом году обновили подвал, семь миллионов тенге отдали. На облицовку у нас нет денег. В доме всего 24 квартиры".
Эти жалобы мы передали в акимат Аркалыка. Нам пояснили, что основная часть домов была введена в эксплуатацию в 60–70-х годах и долгое время не ремонтировалась. В результате у зданий были:
- изношенные кровли — частые протечки;
- повреждённые фасады — обветшавшая и облупившаяся краска, трещины в стенах;
- открытые стыки и межпанельные швы — это приводило к потере тепла, проникновению влаги и ухудшению условий проживания.
"Учитывая ситуацию, было принято решение создать специальную комиссию по определению очередности проведения ремонтных работ, первоочередность определялась начиная от наиболее изношенных, а не от местоположения многоквартирных жилых домов (МЖД). Кроме того, в соответствии с законодательством РК ремонтные работы МЖД производятся за счёт жителей, так как они являются частной собственностью. Разрешено проведение ремонта МЖД за счёт бюджета в нескольких случаях, в том числе в целях сохранения архитектурного облика центральных улиц города", — объясняют в акимате.
В городской администрации также подчёркивают, что ведут эту работу с 2022 года и "снизили износ кровель и фасадов" на 80 процентов, а также улучшили теплоизоляцию зданий.
Разобравшись с очередностью облицовки домов, знакомимся ещё с одной местной активисткой — общественным инспектором в области ответственного обращения с животными Татьяной Чокан. Она делится тем, что волнует её:
"В Аркалыке программа отлова, стерилизации, вакцинации и выпуска бродячих животных в естественную среду обитания не реализуется в течение трёх лет. Ситуация плачевная. Люди не хотят понимать корень проблемы, что бродячее животное не само по себе на улице появилось. Его выкинули владельцы, избавились от нежелательного приплода".
Татьяна рассказывает, что "обивает пороги акимата, полиции и прокуратуры уже в течение полутора лет" — хочет добиться того, чтобы вопрос с бездомными животными в городе решался гуманным способом:
"Животные у нас не отлавливаются, а убиваются на месте. Чаще всего они умерщвляются не медикаментозно, а дробью. Пункта временного содержания в Аркалыке нет. Есть только два вольера на шесть секций. Насколько я знаю и наблюдаю, помещают туда несколько животных. Они проходят процедуру кастрации, биркуются коровьими бирками. Но потом не отпускаются, а просто умерщвляются".
В акимате, куда мы обращаемся за комментариями, вопрос бродячих собак называют "большой проблемой". И в ответе признают практику умерщвления. Там называют компанию ИП "БИББА", которая в 2025 году оказывает горадминистрации "услуги по отлову, временному содержанию, вакцинации и стерилизации бродячих животных по городу Аркалыку", и перечисляют результаты их работы:
"За истекший период 2025 года отловлено, вакцинировано, стерилизовано и отпущено в естественную среду семь голов, умерщвлено 158 голов бродячих собак, так как они собирались в стаи по 6–7 голов, бродили по улицам города и представляли угрозу здоровью и жизни людей".
Ну что ж, многие из озвученных сложностей знакомы жителям и других частей Казахстана.
Но вот что вряд ли увидишь в других городах — огромный золоотвал рядом с ТЭЦ. Это отработанный уголь, который должны захоранивать, но здесь просто складируют за забором.
"Несколько лет назад нашу ТЭЦ перевели на уголь, так как, судя по всему, использовать мазут стало дорого. Золошлака за это время собралось около 20 тысяч тонн, складируется это всё рядом с ТЭЦ, — объясняет нам активист Талгат Нурманов. — Находится ТЭЦ возле города, рядом вокзал. Всё это разносится ветром. И мы этим дышим. Почему не захоранивают этот шлак? На встрече акима области с населением я поднимал вопрос, но ответа не услышал".
И это мы обсудили с городским акиматом, там отвечают: у них заключён договор с одним ТОО, но завод по производству шлакоблоков не функционирует. Поэтому отработанный уголь и накапливается за забором ТЭЦ.
"По этому поводу принято решение разработать проект по утилизации золошлаковых отходов, — заверяют в администрации. — На данный момент выбран земельный участок, ведутся работы по получению земельного участка".
Кстати, вызывают обеспокоенность у местных жителей и космические пейзажи, которыми мы любовались на подъезде к городу. Тот же активист Нурманов считает, что отработанные карьеры, оставшиеся от добычи бокситов, тоже нужно убирать:
"Частично рекультивацию провели. Но далеко не на всех. Их же много. Какой вред они приносят, сказать не могу, так как исследований в открытых источниках я не нашёл. Но, как мне кажется, вред есть".
Забежим вперёд и расскажем, что, вернувшись домой, мы нашли информацию, в которой говорится, что незасыпанные бокситовые карьеры со временем становятся источником пыли и загрязнения почвы.
Дождевая вода вымывает из них щёлочи и остатки металлов, меняя состав грунта и воды. А ветер разносит мельчайшие частицы, которые могут вызывать раздражение дыхательных путей у людей.
Как видно, жалуются, поднимают проблемы и задают вопросы в Аркалыке в основном активисты. А что думают жители? Пытаемся опросить их в центре города, но аркалыкчане откровенничать отказываются.
Кроме двух друзей, которых мы застаём за рыбалкой. Знакомьтесь - Иван Александрович и Канат Калыкович:
Сначала они гостеприимно кормят нас и проводят мастер-класс по ловле рыбы. А потом уже переходят к разговору:
"Много людей уехало в Германию, в Россию в 90-е, — рассказывает Иван Точило. — Тяжело было. Работы не было, люди без зарплаты сидели. Я остался, потому что я тогда ещё работал в ГАИ. Да и мысли не было уезжать. Кто тут прожил, я не верю, что они уехали и не скучают по Аркалыку. Любой, кто здесь когда-то жил, если приезжает в гости, выезжаем на рыбалку. Потому что лучше нет нигде рыбалки, чем в Тургайском бассейне, как мы его называем".
В последнее время снова часто говорят о возможном возрождении Тургайской области, особенно после того, как на Аркалык стали обращать внимание.
Вот только местных жителей, как ни странно, это, похоже, не вдохновляет.
"Зачем открывать область? Разве что для того, чтобы поднять настроение населению. А содержать область кто будет? Есть ли деньги у правительства? Нам сначала надо подняться, чтобы мы кормили себя. В городе нет рабочих мест. По этой причине молодёжь уезжает. А кто работать тогда будет?" — задаётся кучей вопросов активист Серик Тулекбаев.
Согласен с ним и другой активист — Талгат Нурманов:
"Люди ждут, что что-то будет. А ждут, конечно же, Тургайскую область. Абай, Жетысу, Улытау — эти области ведь вернули. Но под открытием области я не вижу ничего, разве что новые рабочие места. Если появятся рабочие места, то город сам по себе начнёт развиваться. Я спасибо всегда говорю нашим школам, тюрьме, университету, больницам, поликлиникам — благодаря госучреждениям город живёт".
Канат Жакенов, с которым мы познакомились на рыбалке, тоже называет отсутствие работы главной проблемой. Но он более оптимистичен:
"Вложения в город большие сейчас идут. Говорят, область будет называться не Тургайской, а Алтынсарина. Может, рабочие места новые тогда появятся. Люди будут работать. Рабочие места людям дать, новые дома построить - и вообще бесподобный город будет".
Если подводить итог, то Аркалык — это не забытый город, как о нём часто говорят. А город, жителям которого не всё равно, которые борются за лучшие условия (пусть их и немного). Город, который просто ждёт момента, чтобы снова заявить о себе.
Мечтают ли аркалыкчане снова жить в областном центре? Как видно, не очень и не все. Возможно, они правы и в этом нет особого смысла. Но они однозначно надеются на возрождение, которое видят в новых рабочих местах, заботе об экологии, хозяйском освоении бюджетных денег и гуманном отношении — к животным и людям.
И верят, что такой шанс у них будет.
Текст: Иван Сухоруков
Фото и видео: Роман Павлов
Читайте также:
Казахстанская Припять. Городок, которому не повезло