1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Исчезающее прошлое Астаны. Как в столице сносят частный сектор

Интересная и полезная статья ✅ Исчезающее прошлое Астаны. Как в столице сносят частный сектор ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Массовая застройка Астаны уже много лет вытесняет из города частный сектор и дачные массивы. На месте домиков стремительно вырастают огромные жилые комплексы, прокладываются проспекты, строятся детские сады и школы. Однако в столице все еще можно встретить одиночные жилища, которые много лет ждут сноса, но этого уже либо не произойдет, либо пока не нашелся справедливый покупатель земли. В это время окна таких строений уже смотрят на стены многоэтажек. И выглядят эти домики теперь не как старожилы, а скорее как чужаки.

Корреспонденты Tengrinews.kz прогулялись по районам Астаны, поговорили с несколькими владельцами участков,  а также засняли дома, о большинстве которых совсем скоро останутся лишь воспоминания.

Прогулку мы начали с улицы Нажимеденова. Ее и параллельную с ней улицу - Байтурсынова - знают почти все горожане и гости города, так как по ним добираются до нового железнодорожного вокзала.

По обе стороны этих улиц каких-то 5-6 лет назад стояли дачи. Теперь этот район меняется на глазах. Несмотря на то что многоквартирных жилых домов тут уже достаточно много, родителям с колясками, а также маломобильным горожанам здесь пока проехать сложно. Волнообразный тротуар местами проваливается или отсутствует вовсе. 

А еще здесь можно встретить людей с большими дорожными сумками. Сказывается близость к железнодорожному вокзалу. Звук бьющихся о неровности колесиков заглушает возмущения туристов. Как здесь ехать на самокате - и вовсе остается загадкой.

К слову, похожую проблему сейчас обсуждают в Костанае

Запинаясь о торчащую брусчатку и обходя ямы, мы не забываем смотреть по стронам и искать дома, из-за которых мы сюда приехали. Для ясности, когда в 2017 году начали прокладывать улицу Нажимеденова, чтобы она была ровная на всем протяжении, на некоторых участках срезали огромный пласт земли.

В итоге некоторые домики остались словно на краю обрыва. 

Они спрятаны за глухим, но недостаточно высоким забором, поэтому с противоположной стороны проезжей части их отлично видно. 

Когда видишь некоторые срезы земли, становится немного тревожно. Ведь кажется, что почва вот-вот обрушится и потянет за собой дом.

А вот во время съемки этого дома (на фото ниже) нам повезло встретить его владелицу. Правда, она попросила ее не снимать.

Женщина рассказала, что приобрела дом 11 лет назад по цене около 12 тысяч долларов (по курсу на тот момент - около 2 миллионов тенге). Спустя время к ней начали приходить застройщики с разными предложениями. Но дальше разговоров дело пока так и не пошло. Ей также была предложена квартира в строящемся рядом ЖК (он на следующем снимке), однако стройка заморожена уже много лет. 

Владелица участка поделилась, что в доме нередко отключают электричество. За водой ей приходится ходить на колонку. Сколько еще лет продлится такая жизнь, астанчанка не знает, но очень хочет переехать. Главное, чтобы предложение было справедливое. 

Выкуп земли и снос частных строений в этом районе проводятся весьма активно. Здесь, к примеру, в будущем проложат проезжую часть. 

А из некоторых жилых комплексов открывается вид не только на чей-то участок, но и на уличный туалет. 

Где-то пока еще виднеются целые улицы с дачными участками. Некоторые из них уже нежилые. Какие-то - сдаются в аренду, и в них постоянно проживают люди. 

Переносимся на улицу Болекпаева, она идет параллельно улице Байтурсынова.

Здесь рядом с одним из жилых комплексов остались всего два частных дома. На территории одного из них красивая березовая роща. Если заглянуть в окно, можно увидеть аккуратно висящие белые занавески. На подоконнике стоят цветы.

Горожане, живущие в этих районах, во второй половине лета, а также осенью приходят на заброшенные дачные участки и собирают яблоки и ягоду. Вот такое необычное соседство. 

Покидаем Алматинский район и направляемся на проспект Абая. Здесь рядом с ЖК "Эгалите" наше внимание привлек дом, на котором виднеется надпись "Нет незаконной стройке". Дверь нам открыл один из владельцев участка, который разрешил снять дом, но его попросил не фотографировать.

"Этой надписи уже лет 15, если не больше. Надпись и на заборе была, ее закрасили. Была даже статья в одной из газет. Когда в этом районе начинался снос домов, нам предлагали неравноценный обмен. Мы отказывались, нанимали адвокатов. Бывало даже такое, что на участок кидали подожженные бутылки с зажигательной смесью.

Сейчас уже давно никто ничего не предлагает, поэтому так и живем здесь. Жители многоэтажки не жалуются на нас, если печку топим. Шашлык даже иногда жарим, все нормально", - рассказал мужчина. 

Далее едем в Сарыаркинский район. Здесь когда-то был свой достаточно большой район под названием Слободка, состоящий из частных домов. О нем мы подробно писали в 2017 году.

Сейчас от Слободки не осталось практически ничего. Лишь один-два дома, затерявшихся среди многоквартирных жилых комплексов. Вот один из них.

Это двор ЖК "Кенесары". По какой-то причине здесь остался участок с нежилым домом. 

Сам дом спрятан за высоким зеленым забором, и с земли не сразу поймешь, что же за ним.

Вообще, прятать все за профлистом - это повсеместная практика в Астане. За ним скрывают все, что по какой-то причине не должны видеть горожане. Вот, к примеру, другой дом около того же ЖК, только расположен он у проезжей части и перекрывает собой тротуар.

Чуть дальше, в квадрате жилых комплексов Flagman, "Озен" и "Эмират", спрятаны еще два домика Слободки. Один из них (тот, что на фото ниже) уже нежилой. Хозяева покинули его из-за отключения воды.

А вот в этом когда-то жил пенсионер Борис Павлов. О нем мы писали в репортаже о Слободке в 2017 году. Сейчас за домом следит внук Бориса Ивановича Ян Павлов.

От Яна мы и узнали, что Бориса Ивановича больше нет. Последние годы своей жизни пенсионер отстаивал правоту в споре со строительной компанией, которая хотела снести его дом. Из-за того, что по соседству вбивались сваи, в доме проваливался пол и трескались стены. До последнего Борис Иванович фиксировал все неудобства, которые доставляло соседство со стройкой. 


На фото Борис Иванович Павлов, 2017 год

"Когда начался снос Слободки, много было споров. На многих домах были разные надписи вроде "позор судам", "долой посредника" и так далее. За дом могли предложить миллион тенге всего. Кому-то могли выделить целую лестничную площадку с квартирами, грубо говоря, за пять соток земли, а кому-то - только квартиру за 10 соток. Это как лотерея была", - делится Ян Павлов.


2017 год. Такие надписи до почти полного сноса Слободки были на многих домах

"В этом доме живет уже несколько поколений нашей семьи. Сначала это была землянка, потом на ее месте дедушка построил дом. Что будет с этим домом, сейчас сложно сказать. По последней информации, которую нам сообщили в акимате, здесь хотят построить паркинг. Но пока тишина. Вообще непонятно, что будет. Когда прошлым летом вбивали сваи в другом строящемся поблизости ЖК, в доме трескался фундамент, повело окна, просела земля. Несколько раз погрузчик обрывал наши провода. В общем, чего только не было", - рассказывает Ян. 

Сейчас Ян живет в этом доме, следит за порядком на территории. И в ближайшее время планирует поставить по периметру участка хороший забор. 

"Если поступит адекватное предложение, я только за. Потому что жителей многоэтажек такое соседство не устраивает. Зимой нужно топить печку, и дым летит в окна. Хорошие отношения только со старшим поколением. В этих ЖК ведь живет немало бывших обитателей Слободки. Иногда они приходят побеседовать либо листики для солений берут, кто-то даже червей копает. В наш туалет даже строители всю зиму ходили. Мне не жалко. Я такой человек, который никогда в помощи не откажет", - добавил молодой человек. 

Текст: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов.

Реклама
Реклама