1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Куда исчезли попрошайки в Астане, или Как работает "бизнес на милосердии"

Интересная и полезная статья ✅ Куда исчезли попрошайки в Астане, или Как работает "бизнес на милосердии" ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Женщина, просящая милостыню в Астане. Фото Назгуль Абжекенова

"Ораза кабыл болсын", - произносит женщина в инвалидном кресле с картонной коробочкой на коленях. Эти слова я слышу каждый раз, как прохожие подают ей. Промозглый день в Астане близ мечети на правом берегу.

Представляюсь журналистом и спрашиваю разрешения задать несколько вопросов. Но сначала перевожу деньги на номер, от руки написанный на коробочке для милостыни.

- Как вы здесь оказались? Сколько уже стоите? - спрашиваю я.

- Обычно стою до асра (послеполуденная молитва - прим. автора).

- Сколько дают?

- По-разному бывает. В оразу больше дают обычно. Нас и прогоняют. Вы, наверное, заметили, что мало стало просящих на улицах... Вот в этой мечети появился охранник. У меня ДЦП, работать не могу, хотя лучше бы работала: стыдно здесь стоять.

Во время разговора подходит муж женщины. Он привозит супругу из Коктала, где, по их словам, они проживают в съемной квартире с тремя детьми.

- До этого за мной ухаживал младший брат. Похоронили его недавно… - продолжает она.

- На что вы живете?

- У меня пособие по инвалидности, первая группа (с этого года размер пособия – около 95 тысяч тенге – прим. автора). 50 тысяч уходит на аренду жилья. Дети – две дочки и сынок – пока маленькие. В школу ходят. Муж работать не может: за мной смотрит".

- А вам далеко до пенсии? - спрашиваю у мужчины.

- Конечно, мне всего 46.

- А кто вы по специальности, работали до этого?

- Я сантехником, грузчиком был, за любую работу брался.

- Куда исчезли ваши соседи? Недалеко тут стояли, возле "Артема" (столичный торговый центр – прим. автора). Мужчина был в инвалидном кресле, немолодой уже, у него ног не было, - продолжаю разговор.

"Вроде умер он. Их там несколько было, инвалидов. У них хозяева были – семья из Атырау, целая династия, которая заставляла просить милостыню таких вот. Чича звали хозяйку, про них еще по ТВ показывали сюжет. Их наказали после жалоб людей. И они уехали к себе".

Раньше "крышевали", а теперь - на "вольном выпасе"

Некоторые жители Астаны отмечают, что стоящих с протянутой рукой за последний год стало гораздо меньше. Не нашли мы и ранее постоянных обитателей прирыночных территорий – цыган люли, которые занимаются попрошайничеством профессионально.

Куда исчезли попрошайки с улиц Астаны, вопрос открытый. "Мы их не трогаем, не гоняем", - отвечает на наш вопрос полицейский, встреченный нами у одного из торговых центров.

В МВД на редакционный запрос сообщили, что попрошайничество подпадает под статью 449 Кодекса об административных правонарушениях.

"На территории РК за приставание, то есть назойливое обращение в общественных местах в целях покупки, продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, совершенное лицом, не являющимся субъектом предпринимательства, предусмотрена ответственность по статье 449 КоАП. В 2023 году по данной статье привлечено более 8 тысяч человек. За повторное привлечение в течение года предусмотрен штраф в размере 10 МРП (36 920 тенге в 2024 году) либо арест до 5 суток. Правонарушения зачастую совершаются в общественных местах с наибольшим скоплением населения", - сообщили в ведомстве.

Один из действующих сотрудников МВД читает, что криминализация попрошаек давно прошла: "Да, раньше "крышевали". Потом цыгане люли толпами появились. Сейчас это "вольный выпас" - попрошайки даже могут скооперироваться с другими и в крупные города выехать, там "работать", снимать жилье. Деньги с них могут требовать разве что базарные охранники, если они на рынках просят".

Лучшие психологи

Казахстанские правозащитники давно поднимают проблему принудительного попрошайничества, которое является одной из форм торговли людьми. Заведующая кафедрой специальной подготовки по противодействию глобальным угрозам Академии правоохранительных органов при Генпрокуратуре Жанар Сейтаева констатирует: нищенство и попрошайничество – это доходный бизнес.

"В средневековье существовали целые общины бедняков, которые распределяли себя по самым выгодным участкам в населенных пунктах. Они были мастерами в создании иллюзии любой неполноценности, способными за считанные минуты превратить здорового человека в объект жалости. Эти люди умели манипулировать на уровне опытного психолога, знали, как подходить к каждому человеку и что просить у него, какие истории о трудностях жизни или неизлечимых болезнях будут наиболее эффективными. Сегодня эти методы остаются неизменными", - говорит эксперт.

Сейтаева рассказывает, что вместе с коллегами они провели небольшое исследование и попытались оценить масштабы попрошайничества в Казахстане. 

"Мы проанализировали электронную книгу учета информации по ключевому слову "попрошайничество". В период с 2017-го по 2022 год по всей республике установили 27 716 сообщений о фактах попрошайничества. Наибольшее количество – в Астане, Павлодарской области, Шымкенте и Алматы. По 34 фактам начато досудебное расследование (по статье 133 УК РК – вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность), 4 205 сообщений направлены для решения вопроса о привлечении к административной ответственности", - рассказывает Жанар Сейтаева.

Далее специалисты забили в этот массив поисковые слова "контролирует", "принуждает", "заставляет" на казахском и русском языках. Выявили таким образом около 200 сообщений, содержащих признаки принудительного попрошайничества.

"К примеру, в Астане около мечети женщина заставляла троих несовершеннолетних попрошайничать и забирала у них деньги. Со слов детей, данная женщина не является их мамой либо опекуном. В Костанае, по словам троих 9-летних мальчиков, парень по имени Тима в возрасте 18-19 лет заставлял их попрошайничать", - рассказывает Сейтаева.

Другой пример: коллега эксперта в общественном транспорте сфотографировала номер, на который мальчик-попрошайка просил пассажиров перевести деньги.

"При проверке счета была выявлена схема поступлений денежных переводов и последующего перенаправления накопленной суммы на другой счет… Ни одной транзакции на покупку продуктов, либо предметов первой необходимости не было", - говорит представитель Академии правоохранительных органов.

О, Мадонна!

Жанар Сейтаева уточняет, что ответственность за попрошайничество предусмотрена в случае, если оно совершается в навязчивой форме. Поэтому в ситуации, когда человек безмолвно стоит или сидит с протянутой рукой и собирает деньги, его действия не носят противоправного характера.

Ответственность по указанной статье наступает также за назойливое приставание в целях торговли, гадания, оказания услуг сексуального характера и навязывания иных услуг.

"Современное попрошайничество (не принудительное) в Казахстане можно поделить на следующие группы: насущное, прибыльное, дезадаптивное и вынужденное. Люди первого типа, занимающиеся попрошайничеством, часто полностью изолированы от общества, лишены жилья и не могут работать. Они обращаются к попрошайничеству только для того, чтобы прокормиться. И просят помощи не только в деньгах, но и в продуктах", - отмечает представитель Академии правоохранительных органов.

Попрошайничеством занимается самая разнообразная категория лиц - от пенсионеров до студентов.

"Особенностью является то, что, получая пенсии, зарплату, соцпособия, стипендии, данные лица просят подаяние ради дополнительного заработка. Как правило, свое занятие они оправдывают маленькими госвыплатами. Один "рабочий" день указанной категории может приносить от 10 000 до 20 000 тенге", - рассказывает Жанар Сейтаева.

Дезадаптивное попрошайничество характерно для лиц, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

"Они обычно выглядят неряшливо и могут быть в состоянии опьянения. Все собранные деньги тратят на покупку алкоголя или наркотиков. Эти люди не слишком успешны в этом виде деятельности из-за своего внешнего вида", - продолжает собеседница.

Вынужденное попрошайничество отличает людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, например, из-за своего серьезного заболевания или членов семьи. В отличие от мошенников, которые все чаще появляются на улицах или в интернете, эта категория людей предоставляет медицинские документы", - говорит Сейтаева.

Эксперт также делит попрошайничество на несколько видов.

"Традиционный способ обычно выбирают пожилые люди. Они могут стоять молча с протянутой рукой или произносить молитвы, благословения. Этот вид попрошайничества чаще всего встречается возле мечетей и храмов. Для увеличения прибыли часто используется реквизит: одежда, таблички с печальными надписями, инвалидные коляски, костыли или макеты увечий", - акцентирует эксперт.

Дети в возрасте от трех до десяти лет часто привлекаются к попрошайничеству.

"Мадонны" (это название для матерей-попрошаек с грудными детьми) используют собственных детей или похищенных из неблагополучных семей. В течение всего "рабочего" дня младенцы могут находиться под воздействием медицинских препаратов или алкоголя. Аскерство (от английского ask - просить, требовать, потребовать) или публичная просьба о пожертвованиях - это когда группа людей совместно выпрашивает деньги на различные цели. Аскеры могут представлять различные номера, читать стихи, демонстрировать трюки или танцевать. Этот вид деятельности характерен для подростков, которые обычно тратят полученные деньги на сигареты, алкоголь или наркотики", - говорит Сейтаева.

Распространенным сегодня является киберпопрошайничество – выпрашивание денег в сети, обычно якобы на операции.

"Пусть милостыня твоя запотеет"

Еще несколько лет назад тогдашний руководитель отдела религиозной экспертизы Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Нурлан Кайрбеков рассказывал, что попрошайничество в основе является запретным поступком и не может быть методом зарабатывания: "Попрошайничество в исламе – это крайняя ситуация. Самая крайняя. Люди помогают тем, кто стоит около мечетей и церквей, хотя эти попрошайки никакого отношения к ним не имеют".

Протоиерей Дмитрий Байдек, в свою очередь, рассказывал, что в Священном писании говорится: "Пусть милостыня твоя запотеет в твоей руке, прежде чем ты узнаешь, на что ты подаешь".

У общественников Казахстана есть масса историй о попрошайках поневоле. Руководитель фонда "Коргау-Астана" Анна Рыль рассказывает, что к ним в офис однажды доставили девочку 15 лет, которая попрошайничала с 3-летним ребенком.

"Малыш нуждался в лечении, но документов ни у родителей девочки, ни у самой девочки на ребенка не было. В итоге ее все-таки разместили в больницу. Через время она покинула больницу вместе с малышом, а через полгода вновь попала в больницу с этим же ребенком. К сожалению, он скончался", - вспоминает Анна Рыль.

Были ситуации, когда мачеха заставляла девочек попрошайничать, собирать бутылки и металл.

"Также у нас был кейс, когда ребенок попрошайничал около кафе, проживал с двумя неизвестными взрослыми мужчинами в квартире. Выяснили, что у ребенка пьющая мать, которая периодически оставляла его малознакомым людям и те использовали его. По счастливой случайности ребенок избежал насилия", - говорит общественница, добавляя, что на попрошайничество детей толкает и буллинг.

В Караганде команда Анны забрала в приют выпускницу детского дома, которая жила с цыганами.

"Ей приказали просить милостыню с детьми двух и трех лет - так больше заработает - и приносить определенный доход. Уйти добровольно девушка не смогла из-за долговой кабалы. Ее начали эксплуатировать и физически: она стирала, готовила, работала, как домашняя прислуга".

В практике работы ОФ "Родник" в Алматы было два случая оказания помощи людям, которые занимались попрошайничеством.

"Один эпизод связан с гражданином Таджикистана, которого завербовали в доме инвалидов в Душанбе якобы для лечения. Он прилетел в Алматы. Его стали вывозить в район выставки "Атакент". Все это время он работал в инвалидной коляске под присмотром. Только через четыре месяца он попросил помощи у водителя такси, который постоянно парковался возле его пятачка. У водителя оказались знакомые на алматинском ТВ, которые сняли сюжет. А дальше его передали сотрудникам миграционной полиции, а они, в свою очередь, - сотрудникам криминальной полиции. Мужчину поместили в приют. Возбудили уголовное дело, проходили опросы, очные ставки. Но потом сама жертва написала заявление, что претензий не имеет. И дело закрыли", - рассказывает глава фонда "Родник" Нина Балабаева.

Директор правового центра женских инициатив "Сана Сезім" Шахноза Хасанова поведала еще одну историю.

"Мужчина в Шымкенте после распада семьи, которая уехала на ПМЖ в другую страну, решил перебраться в Карагандинскую область. Сначала работал на комбинате, потом лишился дохода из-за пенсионного возраста. Подрабатывал, последнее время - на пастбище, где пас скот. Отморозил ноги, стал инвалидом, остался на улице. Мужчина приехал обратно в Шымкент. Здесь его приютила молодая семья, на которых он начал работать и заниматься попрошайничеством. За крышу над головой отдавал им выручку, попрошайничал на базарах. Зарабатывал от 2 000 до 4 000 тенге в день. Мы обратились в правоохранительные органы, но дедушка напрочь отказался заявлять на семью, где жил…"

Не спонсируйте криминал

Председатель совета международной сети НПО против торговли людьми и других форм насилия (РФ) Вера Грачева высказывает мнение, что в крупных городах попрошайничество контролируется преступниками.

"Некоторые считают, что только в Москве профессиональным нищенством заняты не меньше 100 000 человек, и 80 процентов из них - приезжие. Большинство из них – дети, собирающие миллионы долларов в год. По некоторым данным, более 90 процентов попрошаек контролируются ОПГ. Это люди с различными инвалидностями, грудные дети, подростки, дети из детских домов и интернатов, одинокие люди, проживающие за чертой бедности, мигранты и их дети", - рассказала общественница.

Размер дохода попрошаек зависит от множества факторов: где человек стоит и как он выглядит. Больше всего дают инвалидам, детям, людям, держащим на руках младенцев.

"Если у хозяина 4 или 8 человек в подчинении и каждый приносит 15 000 в день, легко умножить и понять, какой доход получают владельцы такого "дела". Поэтому для них не составляет никакого труда платить дань правоохранительным органам, а такие коррумпированные случаи у нас, конечно, есть", - заметила Вера Грачева.

Автор: Назгуль Абжекенова

Реклама
Реклама