Бурные обсуждения и скандалы вокруг "кладбища автобусов" под Алматы не утихают уже третий год. Недавно место, где раньше догнивали сотни единиц городского транспорта, вновь стало предметом для расследования громкого дела, связанного с многомиллионными госзакупками и подозрениями в хищениях.
Tengrinews.kz разбирался в этой истории, которая уже стала детективной — с международным розыском, следствием, прекращением уголовных дел. Редакция под лупой рассмотрела множество документов, обнаружила много новых деталей в этом деле и собрала информацию о человеке, которого считают владельцем легендарного "кладбища", — бизнесмене Айдыне Омарове. По крайней мере, он им распоряжался и судился за него.
Гендиректор, слесарь и неравнодушный начальник
История началась с того, что в феврале 2021 года алматинский муниципальный автобусный парк ТОО "Алматыэлектротранс" возглавил Берикхан Мурзакаримов. Его предшественник Ризван Цинаев тогда уволился по состоянию здоровья, а годом ранее Антикоррупционная служба начала расследование в отношении руководства предприятия по факту хищения бюджетных средств. Однако Мурзакаримова это не касалось, так как он только заступил на должность гендиректора.
Сам Мурзакаримов для сотрудников автобусного парка был человеком известным. Он начал работать на предприятии в 1997 году в качестве слесаря.
Как он сам говорил, "это дорогое для него предприятие", где он "прошёл всё по цепочке": дважды был заместителем гендиректора, но уволился в 2015 году, после того как "Алматыэлектротранс" передали в доверительное управление частной компании Green Bus.
Позднее компанию вернули в муниципальную собственность, а Мурзакаримова назначили гендиректором.
На новой должности у него были большие планы. Например, его очень беспокоил тот факт, что из-за плохой работы контролёров в автобусах компания недополучала примерно 30 процентов выручки, или около 2,5–3 миллиардов в год.
Кроме того, он выступал за создание системы скоростных троллейбусов (ТРТ) по улице Толе би и даже успел презентовать проект управлению городской мобильности, замакима Алматы, ЕБРР, а также НИИ транспорта и коммуникаций. Упирал гендиректор на сравнение ТРТ со строительством скандального ЛРТ.
"ЛРТ ориентировочно стоит около 600 миллиардов тенге, ТРТ — 69 миллиардов, а смысл тот же. Срок реализации ТРТ — два года, ЛРТ — четыре. ТРТ — хороший проект. В СНГ пока такого нет. Реализуют его или нет, не знаю. Мы предложили, руководство поддержало, теперь решение за ними, вопрос на стадии обсуждения", — говорил он в интервью в октябре 2021 года.
Но больше всего Мурзакаримов переживал за работоспособность автобусов. По его словам, когда он ещё был замгендиректора, предприятие закупило 602 китайских газовых автобуса марки Yutong, но со временем они начали ломаться в промышленных масштабах.
Так, он рассказывал, что сначала на ремонт отправили 14 автобусов, через год — 100, а через два — 200. В итоге, когда он заступил на пост гендиректора, в автопарке было всего 22 работающих автобуса этой марки, остальные отправили на списание, отчего ему "было очень больно".
Также он критиковал дизельные автобусы марки ЛиАЗ, которые "достались ему в наследство". Их закупку он называл "стратегической ошибкой", так как они, по его мнению, были непригодны для Алматы из-за слабой мощности, малого объёма двигателя, а также отсутствия тепло- и гидроизоляции. В итоге на жаре у них перегревался двигатель, а во время дождя с "потолка капала вода".
Также Мурзакаримов уточнял, что бывали дни, когда на маршруты выходили только 70 процентов таких машин.
Выход он тогда нашёл в закупке новых. В октябре 2021 года Мурзакаримов говорил, что в апреле "Алматыэлектротранс" получил 150 газовых автобусов и до конца года ожидал ещё одной такой же поставки.
Но вот что делать с нерабочими машинами, которых скопилось уже приличное количество? Находчивый Мурзакаримов и тут нашёл решение, правда, благодаря сотням миллионов из государственного бюджета.
Как "Алматыэлектротранс" открыл "кладбище автобусов" и Айдына Омарова
19 августа 2021 года "Алматыэлектротранс" путём закупа из одного источника заключил прямой договор с ИП "Омаров и Ко" на 54,9 миллиона тенге по аренде территории для хранения вышедших из эксплуатации транспортных средств — до конца года.
Договор подписывает лично Берикхан Мурзакаримов, а вторая сторона — предприниматель Айдын Омаров.
В договоре не указали, о какой именно территории идёт речь, но как выяснится позже, это то самое легендарное "кладбище автобусов" в посёлке Жетыген, которое в будущем наделает столько шума.
В этом же году "Алматыэлектротранс" под руководством Мурзакаримова заключает ещё один интересный контракт на 89,2 миллиона тенге: тем же способом подписывает договор с ТОО "ZHANARNA Ltd" о перевозке 595 автобусов марки ЛиАЗ, ПАЗ и Yutong из Алматы и пригорода на адрес: Алматинская область, Илийский район, село Жетыген.
Именно там и расположено то самое "кладбище автобусов".
Интересно то, что на момент подписания договора учредителем и руководителем ZHANARNA Ltd являлся Болат Досжанов. Однако с 4 февраля 2022 года владелицей организации стала Гаухар Омарова — супруга Айдына Омарова. В статусе учредителя компании она пробыла до 25 сентября 2023 года, а после владелец вновь сменился.
Достались ли ей деньги от контракта с "Алматыэлектротрансом" — неизвестно.
Но на этом сотрудничество "Алматыэлектротранса" с Омаровыми не заканчивается. 27 января 2022 года организация заключает новый договор с ИП "Омаров и Ко" по аренде территорий "для хранения "ютонгов". Сделка также проходит как закуп из одного источника, но в этот раз цена вопроса — 148,7 миллиона тенге.
Примечательно следующее: в обосновании для заключения договора таким способом было указано, что выбор пал на Омарова из-за того, что он предлагает наименьшую цену, а территория соответствует всем техническим характеристикам поставщика.
Помимо ИП "Омаров и Ко", коммерческое предложение по аренде земли было направлено также ТОО "NewTech KZ" и ТОО "Құлан.KZ". Изначально на аренду территории планировали потратить 148 721 703 тенге. Омаров выиграл, предложив цену в 148 721 000, то есть "Алматыэлектротранс" сэкономил целых 703 тенге.
Есть здесь ещё одна любопытная деталь. Дело в том, что основной контракт в январе 2022 года подписывал лично Берикхан Мурзакаримов, так же как и некоторые акты на оплату. Однако дополнительное соглашение, принятое в августе того же года, — уже и. о. генерального директора Ербол Бекбергенов.
А в феврале следующего года новый контракт по аренде "кладбища автобусов" почти на 24,8 миллиона тенге с Айдыном Омаровым подписал уже новый глава "Алматыэлектротранса" Александр Бейсембиев.
Ответ весьма ироничный. В декабре 2023 года Агентство по финансовому мониторингу объявило его в розыск по подозрению в хищении в особо крупном размере. На 2 декабря 2025 года он в розыске уже 707 дней.
Ранее, в августе, в АФМ сообщили, что начали розыск Мурзакаримова за границей.
В 2024 году стало известно, что под следствие попал не только бывший глава "Алматыэлектротранса", но якобы и сам Айдын Омаров. По крайней мере, судя по публикациям в ряде СМИ со ссылкой на анонимные телеграм-каналы.
Заработать сотни миллионов и избежать наказания
Если суммировать все контракты, которые были заключены между "Омаров и Ко" и "Алматыэлектротрансом", получается, что за три года предприниматель мог получить от государственного автобусного парка 228,4 миллиона тенге за аренду территорий для хранения списанных автобусов.
Стоит отметить, что журналисты пытались выяснить подробности о возможном задержании Айдына Омарова, а также о его предполагаемой причастности к делу против Мурзакаримова — в АФМ тогда ответили, что не вправе разглашать данные досудебного расследования.
Ситуация прояснилась в начале ноября этого года. Тогда в управлении организации дорожного движения и пассажирского транспорта Алматы рассказали, что в 2022 году ревизионная комиссия госаудита выявила неправомерные действия бывшего руководства "Алматыэлектротранса" в части финансовых взаимоотношений с ИП "Омаров и Ко" и ТОО "ZHANARNA Ltd".
Аудиторы обнаружили завышение сумм по данным контрактам и порекомендовали автопарку вернуть переплаченные средства за счёт бывших руководителей "Алматыэлектротранса", которых и назвали виновными в нарушениях.
Чтобы выполнить предписания, автопарк направил досудебные претензии бывшим руководителям, но никакого ответа от них не поступило, и деньги они не вернули.
Более того, по его словам, после получения сотен миллионов тенге по контрактам из "одного источника" Айдыну Омарову фактически удалось избежать уголовной ответственности за "примирением сторон". Хотя по статье о хищении в особо крупном размере примирение сторон не допускается. У Каймакова это "вызвало вопросы о законности действий следствия".
Тем не менее факт остаётся фактом: Айдын Омаров, так же как и его супруга, избежали уголовной ответственности. Примечательно, что всё это время они продолжали активно заниматься бизнесом, а Айдын даже судился с "Алматыэлектротрансом".
Суды с "Алматыэлектротрансом" и властями за сотни миллионов
Поводом, по которому Омаров судился с "Алматыэлектротрансом", стал контракт от 21 февраля 2023 года по аренде "кладбища". Он заявил, что договор предусматривал пользование его землёй только до 28 февраля 2023 года, но автопарк продолжал использовать её и позже — с июня 2023 года по март 2024-го. За это он потребовал от муниципальной организации 128,6 миллиона тенге.
Однако для получения оплаты по госзакупкам обязательно требуются подписанные акты оказанных услуг, а также электронные счета-фактуры, а специализированный межрайонный экономический суд города Алматы 1 июля 2024 года установил, что Омаров таких документов за спорный период не представил, поэтому без них "Алматыэлектротранс" может не платить. Поскольку официально договор действовал до 31 декабря 2023 года и за это время предприниматель оплату получил.
Омарова такой итог не устроил, и он подал апелляцию. В этот раз он ссылался на гарантийные письма и переписку — как на доказательство продолжения договорных отношений.
Однако 23 сентября 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Алматинского городского суда согласилась с выводами первой инстанции: никаких нарушений закона или неправильной оценки доказательств допущено не было.
Коллегия признала, что истец строит свои требования на договоре, срок которого истёк и не мог быть продлён автоматически. Поскольку оснований для отмены решения выявлено не было, апелляцию Омарова оставили без удовлетворения, а решение об отказе во взыскании суммы — без изменения.
Но Айдын Омаров — человек упорный и не оставил попыток вернуть свои деньги.
В 2025 году он обратился в специализированный межрайонный экономический суд Алматинской области с иском против отдела ЖКХ Илийского района. В этот раз он требовал взыскать с госоргана 53,1 миллиона тенге за хранение 158 автобусов, которые стояли на его территории с 7 ноября 2022 года.
По словам Омарова, государственные органы длительное время не забирали технику и не оплачивали аренду. Но суд установил, что между сторонами никогда не существовало договора аренды, хотя сумма требований превышала порог, при котором контракт обязательно должен быть заключён в письменной форме.
Ни актов оказанных услуг, ни договоров, ни других обязательных документов он также не представил.
В итоге суд пришёл к выводу, что оснований для взыскания 53,1 миллиона тенге с отдела ЖКХ Илийского района Алматинской области тоже нет, поскольку услуга не может считаться оказанной в юридическом смысле без договора, а государственный орган не может оплачивать то, что не оформлено в соответствии с законодательством о госзакупках.
В открытых источниках есть также информация о судебных разбирательствах Омарова с управлением земельных ресурсов из-за иных его участков площадью 12 гектаров, а также о судах его супруги с другими предпринимателями из-за других бизнес-проектов.
Но и это ещё не всё.
Другой спор возник из-за того самого "кладбища автобусов" в посёлке Жетыген, точнее — из-за дополнительного участка площадью 0,2666 гектара, который был выдан Омарову как прилегающая территория.
В 2023 году департамент по управлению земельными ресурсами посчитал, что выдача этой земли была произведена с нарушениями: якобы участок не используется по целевому назначению, отсутствует архитектурно-планировочное задание, а сам договор купли-продажи нужно признать недействительным и отменить государственную регистрацию.
Но суд установил, что участок фактически используется по назначению — как въезд, выезд и парковочная зона, что соответствует изменённому и официально утверждённому целевому назначению. Нарушений процедуры выдачи участка он не выявил: решение принималось земельной комиссией, красные линии не нарушены, права третьих лиц не задеты.
В итоге 6 декабря того же года суд встал на сторону Омарова, он остался собственником как "кладбища", так и прилегающего участка.
Развязка детективной истории
Несмотря на то что Айдыну Омарову удалось "примириться" в первый раз по уголовному делу, удача не длится вечно. 6 ноября 2025 года в СМИ появилась информация, что департамент экономических расследований по городу Алматы пообещал "Алматыэлектротрансу" возобновить досудебное расследование по фактам завышения расходов при госзакупках.
Более того, оказалось, что самим властям неизвестно, почему расследование дела "прервалось" в первый раз. "Алматыэлектротранс" в свою очередь отметил, что не заключал соглашений о примирении с какими-либо лицами в рамках рассматриваемого уголовного дела.
Позднее, 26 ноября, в департаменте экономических расследований сообщили, что окончательное решение по уголовному делу не принято, поскольку "подозреваемый находится в розыске". В связи с этим сроки досудебного расследования прерваны.
На фоне этих новостей мы решили выяснить, кто сейчас числится владельцем "кладбища автобусов".
По данным кадастровой карты, территория в 3,2666 гектара, расположенная в городе Алатау, микрорайон Жетыген, улица Ломоносова, 2А, всё ещё находится в частной собственности, но информация о правообладателе отсутствует.
Также нам не удалось найти Айдына Омарова в базе разыскиваемых лиц.
А что стало со скандально известным "кладбищем автобусов", мы уже рассказывали. Власти потратили сотни миллионов на его содержание, обещали реставрировать автобусы, но в итоге часть решили продать, а какие-то просто уничтожили.
Параллельно администрация Алматы выделила около 170 миллиардов тенге на покупку нового городского транспорта.
Читайте также:
Это подарок. Как акимат Алматинской области получил люксовые авто за 90 миллионов тенге
Аким Алматинской области рассказал о люксовых служебных машинах
Из символа прогресса в хлам: как умер Almaty Bike, стоивший государству миллиарды