ПОДЕЛИТЬСЯ
25 августа 2020 | 16:48
История казахского телевидения. За что можно было получить выговор
Беседу с диктором семипалатинского телевидения я записываю на маленькую экшн-камеру, которую легко удерживаю двумя пальцами. В прошлом веке телеведущие, работающие в студии, знали лишь один вид камер, которые весили по 300 килограммов и устанавливались на массивные штативы, эти конструкции при невнимательности могли стать (и даже иногда становились) причиной несчастного случая.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Беседу с диктором семипалатинского телевидения я записываю на маленькую экшн-камеру, которую легко удерживаю двумя пальцами. В прошлом веке телеведущие, работающие в студии, знали лишь один вид камер, которые весили по 300 килограммов и устанавливались на массивные штативы, эти конструкции при невнимательности могли стать (и даже иногда становились) причиной несчастного случая.
Зульфия Омарова пришла на семипалатинское телевидение в момент его открытия в 1965-м и проработала там более 30 лет. Примечательно, что до того момента она никогда в жизни не видела телевизора.
"Я выросла в ауле и действительно никогда не видела телевизора. У нас было только радио, его слушали, там ставили новые песни, мы их разучивали, а больше ничего мы не видели. С телевизором я познакомилась, только когда пришла работать диктором", - рассказывает Зульфия Калиевна, которая начала работать в эфире фактически после окончания школы.
1965 год. Телевидение в Семее только появилось, а потому профессионалов этого дела тогда было немного, и, по сути, сотрудникам приходилось всему учиться самим. Бывали, конечно, случаи, когда работников отправляли набираться опыта в Москву или еще куда-нибудь.
"Вот прямо в этой студии я и работала", - озирается по сторонам Омарова.
"Раньше, конечно, не было у нас таких декораций, все было из бумаги. А камеры вместе со штативами действительно весили много, у нас даже был специальный человек, которого мы называли кабель-министр, который следил, чтобы все шнуры не перепутались, чтобы штатив не наезжал на ноги", - говорит она.
"Здесь стояли камеры черно-белые, они на радиолампах работали, огромные камеры, по 300 килограмм весили. На больших постаментах. Наезды случались. Допустим, оператор подъезжает, чтобы поближе снять, и случайно наезжает на ногу гостю студии. А еще лампы были большие, и бывало, что во время передачи они взрывались", - вспоминает бывший главный инженер местного телевидения Сергей Щербаков.
На тот момент телевидение для большинства местных жителей было явлением новым, и поэтому к эфиру относились с большим трепетом.
"Помню, в 1966 году я ехала в автобусе и ко мне подбежала маленькая девочка. Она начинает меня трогать и щипать. Я спрашиваю у нее, что тебе, девочка, а она вдруг закричит: "Мама, она живая!". В то время человек, который был на экране, для большинства людей был чем-то удивительным, работники телевидения пользовались большим уважением. Телевидение тогда - это был священный и таинственный мир", - вспоминает Зульфия Калиевна.
И поэтому у дикторов тоже была повышенная ответственность за то, что они делали. К вечернему выпуску они начинали готовиться уже в обед. Причем подготовка эта была основательная, ведь первое время программы шли в прямом эфире и текст нужно было заучивать. Наверное, поэтому у Зульфии Омаровой и по сей день очень хорошая память, она помнит имена и фамилии своих героев.
"Очень внимательно относились к той одежде, в которой мы ведем программы. К прическе", - рассказывает диктор семипалатинского телевидения.
В архиве сохранились приказы, в которых можно узнать, за что сотрудники телевидения могли получить похвалу, а за что выговор.
Например, выговор могли объявить за ошибку в имени-отчестве первого секретаря обкома партии. Это считалось халатным отношением к своим обязанностям и браком в работе.
Ошибок и провала боялись и делали все, чтобы их не допустить. Ведь за каждым словом следило строгое начальство.
Зульфия Калиевна вспоминает свой самый стрессовый эфир.
"Это был слет чабанов. Бывало так, что люди приходят, а что говорить, не знают. Приходится из них вытягивать информацию: сколько вы работаете, сколько у вас скота. И вот во время такого интервью один чабан, видать, вспотел от жара больших студийных ламп и начал вдруг заливаться смехом, а смех у него был очень необычный и заразительный. Я испугалась, и меня начало трясти, от страха я стала кусать язык. Но передачу я смогла закончить как полагается. Когда вышла, мои сотрудники меня обняли и сказали: ты спасла эфир, спасибо тебе. Но из-за укусов на следующий день у меня опух язык, и я два дня не могла работать", - рассказывает она.
А вот так руководство поощряло своих сотрудников за качественную работу.
Сейчас, по прошествии стольких лет, Омарова смотрит современное ТВ и радуется смелости современных ведущих новостей. Для многих из них эфир уже привычное дело. Сейчас молодежь уже не боится новых технологий, считает наша собеседница и отмечает, что сегодняшним ведущим важно не забывать об экранной культуре.
"Рассказывать новости нужно так, как будто вы рассказываете их близкому человеку", - рассуждает диктор советского телевидения.
На смену одному сплошному телевидению пришел один сплошной Интернет. Зульфия Калиевна понимает важность этого явления. Интернет увлекает современную молодежь так же, как в ее время молодежь увлекал ТВ-эфир.
"Я стараюсь много не сидеть в Интернете, потому что если один раз туда зайдешь, то сложно выйти оттуда, и забываешь про семью, дом. Так что стараюсь смотреть только важные новости и информацию. Но в то же время сейчас век технологий, и поэтому нельзя отставать от времени", - рассуждает она.
В честь своего 55-летнего юбилея на телевидении Семея собрали старые камеры и другую технику и сделали своего рода музей. Пришли ветераны. Один из них, бывший главный инженер Сергей Щербаков, осматривая огромные ленты, признается, что в то время они себе и представить не могли, как далеко шагнет технический прогресс.
"Такое могло быть только в фантастических фильмах, - говорит Сергей, указывая на смартфон в моих руках. - Я когда-то думал, что еще очень долго у нас видеозапись будет осуществляться на камеры размером со шкаф".
"Помните, как в фильме "Москва слезам не верит": "Ничего не будет - ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение". Теперь, конечно, Интернет играет большую роль. Но все равно, я думаю, телевидение пока не уступает", - рассуждает он.
Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов©
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также