Итоговая смета страны. Что изменили в бюджете Казахстана на 2026 год и что в нём не сошлось

Елизавета Аксенова Корреспондент
Итоговая смета страны. Что изменили в бюджете Казахстана на 2026 год и что в нём не сошлось Изображение сгенерировано ИИ

В Казахстане окончательно утвердили бюджет на 2026 год. Однако на этапе обсуждений в Сенате депутаты частично переиграли план. И теперь сценарий немного отличается от того, что показывало правительство несколько месяцев назад.

В Казахстане окончательно утвердили бюджет на 2026 год. Однако на этапе обсуждений в Сенате депутаты частично переиграли план. И теперь сценарий немного отличается от того, что показывало правительство несколько месяцев назад.

Tengrinews.kz рассказывает, что изменили в бюджетных тратах, почему сократили резерв правительства, где сэкономили и в чём главная проблема бюджета страны — по мнению экономистов.

Вместо предисловия

Сначала мы расскажем о том, как принимается бюджет страны. Это нужно для того, чтобы было ясно, как развивались события. А это важно.

В Казахстане по закону бюджет составляется сразу на три года. Процесс в общих чертах выглядит так:

Правительство тщательно считает, сколько денег получит и сколько потратит. Составляется проект бюджета. В документе прописывают всё до мельчайших деталей. Например, сколько денег получат министерства, на пособия и пенсии, в резерв и на разные программы.

Затем документ передают в Мажилис. Там депутаты его обсуждают, корректируют и голосуют (без их одобрения документ не пойдёт дальше). Когда там все соглашаются с проектом, он переходит в Сенат, где его также могут менять.

Важно понимать, что поправки — это не всегда личные пожелания депутатов, куда направить деньги. Обычно госорганы и администраторы бюджетных программ сами предлагают, на что выделить/перенаправить средства. А депутаты уже решают, согласиться с этими предложениями или нет.

После того как пройдена вся цепочка и план всех устраивает, дело переходит на завершающий этап — проект бюджета передают на подпись Президенту.

Как вышло в этот раз

В этом году бюджет прошёл все инстанции, как мы и описали выше.

Справка: Ожидается, что в 2026-м бюджет Казахстана получит 22,8 триллиона тенге доходов, 80 процентов из которых — налоги. А вот расходов в следующем году, даже по плану, будет больше — 27,7 триллиона тенге.

Ранее мы уже подробно рассказывали. куда Казахстан потратит годовой бюджет и откуда возьмёт на это деньги.

Но при принятии бюджета был нюанс — депутаты Сената сразу его не одобрили. Они внесли 76 поправок, где переиграли часть трат — предложили направить больше денег на развитие инфраструктуры (свет, тепло, газ), а где-то сэкономить.

И... вернули его обратно своим коллегам — в Мажилис.

Что должны были сделать там? Согласиться с поправками Сената. И в итоге депутаты Мажилиса именно это и сделали.

Но с чем же они согласились? Что изменилось и почему? Вот об этом мы вам и расскажем.

О поправках в бюджет Казахстана

Как мы уже говорили, всего в проект бюджета внесли 76 поправок. Перечислять все мы не будем — большая часть из них касается точечного ремонта стратегических объектов страны.

Но остановимся на самых интересных (на наш взгляд) изменениях, которые внесли в бюджет на 2026 год.

Вместо дисклеймера: депутаты не поменяли общие суммы доходов и расходов бюджета — по большей части они лишь перераспределили средства между программами. Траты ими не сокращались.

Резерв правительства сократили

Каждый год в бюджете предусматривается резерв правительства (это своего рода "запас" денег на непредвиденные траты). Так вот, в следующем году в него закладывали 470 миллиардов тенге.

Но в поправках депутаты сократили его на 136 миллиардов тенге. Почему? Деньги из резерва возьмут на проекты, которые предложили депутаты Сената (ремонт теплосетей, котельных, газоснабжение и прочее – подробнее об этом читайте тут).

Мы спрашиваем у экономиста Алмаса Чукина, насколько нормальна практика — брать деньги из резерва ещё на этапе планирования. Вот что он отвечает:

"Грубо говоря, это тогда, значит, не резерв правительства. Резерв правительства — это деньги на непредвиденные расходы. То есть вы просто сокращаете деньги на непредвиденные расходы и втыкаете их в резерв "предвиденных расходов". То есть это модель: мы не дадим вам столько денег на непредвиденные, превратим их в предвиденные".

Чукин также отмечает, что экономика в целом движется волнообразно: когда растёт, нужно сдерживать расходы и копить резерв, когда падает — тратить из него для поддержки.

В Казахстане же в последние годы, по его словам, несмотря на рост экономики, траты продолжают только увеличивать.

Взяли денег из статьи на обслуживание госдолга

Из сравнительной таблицы поправок Сената, которая оказалась в распоряжении Tengrinews.kz, мы также узнали, что поправками сокращено обслуживание правительственного долга.

Причина такая:

"Уменьшение расходов связано с направлением на реализацию мероприятий, предложенных депутатами Сената Парламента", — сказано в документе.

Тут объясним. Любая страна обязана обслуживать свои долги и кредиты — выплачивать проценты и часть основного долга. Если она не сможет это делать на 100 процентов, вероятен дефолт (это когда правительство не способно выполнять свои обязательства перед кредиторами).

Так вот, если часть денег на "инициативы" берут из средств, заложенных на оплату кредитов, значит ли это, что возвращать их смогут не в полном объёме? Забирают оттуда около 19,9 миллиарда тенге. Много это или мало? Чревато ли чем-то серьёзным?

Алмас Чукин указывает на то, что это меньше одного процента от общего долга (а это, говорит, мало) и рассуждать "что важнее" — выплата долга или теплосети — бессмысленно.

Кстати, Tengrinews.kz просил депутатов Сената прокомментировать эту поправку и её целесообразность. Однако этот вопрос они оставили без ответа.

(Не)экономия на госнаградах

В поправках сенаторы указали, что траты на изготовление госнаград сократят на 392 миллиона.

Поначалу мы подумали, что так решили сократить траты. Но... Спустившись в документе на десяток поправок ниже, прочли, что одновременно депутатами "предлагается увеличить расходы на изготовление государственных наград" на эту же сумму.

Вот как нам объясняет это депутат Сената (и глава Комитета по бюджету) Султанбек Макежанов:

"Проведено перераспределение средств от одного государственного органа другому, целесообразность которого заключается в аккумулировании затрат на изготовление государственных наград в одном государственном органе. То есть в данном случае как такового увеличения расходов не происходит, только лишь передвижка суммы".

Выходит, что экономить на наградах не будут.

Расходы на лекарства урезают

Ещё одна интересная поправка — в бюджете урезают 500 миллионов тенге на закуп лекарств для "отдельных категорий граждан".

Справка: отдельные категории граждан — обычно это льготные группы. Например, люди с инвалидностью, ветераны, пациенты с тяжёлыми заболеваниями и другие.

Но для чего сэкономили эту сумму? Её решили направить на капитальный ремонт Научно-производственного центра трансфузиологии (переливания крови) в Астане.

"В здании выявились естественные осадочные трещины, конструктивные разрушения, требующие текущего и капитального ремонта. Всего ремонт обойдётся в шесть миллиардов", — говорится в документе.

Мы просим депутата Султанбека Макежанова объяснить это решение. Он говорит, что у администраторов программ есть ограниченный бюджет и они сами решают, на что тратить деньги в первую очередь. Тут депутаты должны лишь согласовать передвижение сумм между статьями расходов.

"Поэтому, с учётом неуклонного роста объёмов оказания медицинской помощи, а также то, что обеспечение населения запасами крови является вопросом национальной безопасности страны, потребовалось выделение средств на проведение капитального ремонта зданий путём перераспределения", — комментирует он.

"Игры будущего" и пара миллиардов

В 2026 году в Казахстане пройдут "Игры будущего". На их проведение также решено заложить деньги.

Справка: "Игры будущего" — международный мультиспортивный турнир в формате фиджитал-спорта, который объединяет соревнования в классическом спорте и киберспорте.

Для этого за счёт бюджета купят передвижную телевизионную станцию (это такое транспортное средство для съёмки телепередач, эфиров и прочего вне студии).

Так вот, стоит она 4,9 миллиарда. И так как в прошлом году 30 процентов от суммы заплатили — остаток в 3,4 миллиарда из госказны выделяют в 2026 году. Эту поправку по тратам тоже внесли депутаты Сената.

Защита от паводков

А на эти цели Министерству по чрезвычайным ситуациям выделят 2,3 миллиарда тенге. Деньги направят на укрепление берегов рек в Атырауской области. Средства распределят так:

  • 650 миллионов тенге — укрепление берега реки Урал в ауле Талдыколь;
  • 650 миллионов тенге — укрепление берега реки Урал в ауле Бейбарыс (Махамбетский район);
  • 500 миллионов тенге — укрепление берега реки Урал в ауле Махамбет;
  • 415 миллионов тенге — берегоукрепительные работы на реке Жайык в ауле Алга.

Какие ещё поправки внесли депутаты

Кроме уже упомянутых, депутаты включили в бюджет и другие траты.

Например, в Астане построили Национальный университет спорта за 126 миллиардов тенге. Теперь деньги нужны на его работу. И Сенат решил выделить 4,5 миллиарда "на содержание спортивных объектов".

А самому Парламенту дополнительно выделили четыре миллиарда:

  1. 2,2 миллиарда тенге — на "выполнение плана мероприятий Сената" на 2026 год.
  2. 1,7 миллиарда тенге — на "текущие административные расходы" (что именно — не уточняется).

Также из-за обмеления Каспийского моря на Мангистауском атомном энергетическом комбинате (МАЭК) построят водозаборный канал. В 2026 году на это направят 1,5 миллиарда. В поправках депутатов сказано, что для нужд МАЭК делает забор морской воды по двум каналам — ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Но:

"В 2023 году в связи с обмелением Каспийского моря и уменьшением поступления морской воды через водозаборный канал была объявлена ЧС природного характера местного масштаба".

Так вот, сооружения МАЭК построены в 1960-х с учётом уровня Каспия того времени. За последние годы уровень моря упал, и в начале 2023 года он достиг рекордно низкой отметки.

Что важно сказать про бюджет

Корреспондент Tengrinews.kz поговорила с несколькими экономистами, чтобы получить дополнительные мнения и оценки. Отвечая на вопросы о поправках, все они говорили одно и то же: стоит обращать внимание не на отдельные, мелкие изменения, а на бюджет в целом.

В том числе потому, что за всю историю страны депутаты практически никогда не вносили крупных поправок в бюджет.

И, судя по словам экспертов, вопросов у них хватает — как к самому документу, так и к общей политике распоряжения государственными финансами. И даже к депутатам, которые, несмотря на полномочия, почти не влияют на ситуацию.

"Нужно думать"

По мнению экономиста Алмаса Чукина, в бюджете страны есть патологическая ошибка: его планируют сразу на три года, но даже в прогнозах не пытаются сократить разрыв между доходами и расходами.

К примеру, в 2026 году разница между доходами и расходами бюджета составляет около шести триллионов тенге.

Ни в процессе планирования правительством, ни в процессе рассмотрения в парламенте (тот самый этап поправок, о котором мы говорили выше) расходы значительно не сокращают.

С этим нужно бороться, считает экономист. Но как? Чукин с улыбкой говорит, что на этот вопрос всегда отвечает одинаково: есть два способа.

"Когда у вас не сходятся доходы с расходами — надо увеличить доходы. Второй способ — сокращать расходы".

Следом Алмас Чукин добавляет, что есть третий путь, но он "сложный, так как требует воли":

"Если экономика будет расти, то можно не трогать налоги — просто сдерживать расходы так, чтобы доходы росли быстрее, чем расходы. Тогда всё само собой стабилизируется. Проще пойти другим путём — увеличить доходы, поднять налоги. Никто не решается сокращать расходы. Все начинают говорить, что ничего нельзя сократить. Но сократить можно всегда — просто это сложно: нужно думать, что именно сокращать и как это объяснять людям".

"Занимаем деньги у будущих поколений"

Похожую позицию занимает и экономист Айдар Алибаев.

"Мне непонятно, как можно изначально закладывать расходы больше, чем доходы", — так он начинает отвечать на наши вопросы.

"Изначально загонять бюджет страны в долговую ситуацию, — продолжает он. — Если расходы почти на восемь триллионов превышают доходы (по нашим подсчётам — на шесть триллионов — прим. редакции), значит, эти деньги нужно где-то брать. Это либо внешние, либо внутренние займы. Внешних займов у нас и так около 170 миллиардов долларов, и чуть ли не 25 процентов бюджета уходит на погашение внешних займов. Внутренние займы у нас тоже очень приличные. В частности, мы должны очень серьёзные деньги ЕНПФ. Плюс постоянно тратим по 4–5 триллионов из Нацфонда, который изначально создавался как фонд будущих поколений. Получается, что мы, грубо говоря, занимаем деньги у будущих поколений".

По словам Алибаева, ему также неясно, как правительство собирается компенсировать эту разницу. Он указывает на то, что инфляция в стране остаётся двузначной, а деньги продолжают обесцениваться. Всё это, по мнению экономиста, напрямую связано с выбранной финансовой политикой.

Подробные разборы трат на госнаграды и экономии на лекарствах интересны, и об этом нужно говорить в публичном поле. Но эксперты дают понять, что суть не в самих поправках, а как раз в перекосе бюджета, на который как будто никто не обращает внимания. И в такой финансовой модели, кажется, мы продолжим "занимать деньги у будущих поколений".

Читайте также:

Зарплаты, пенсии и уровень безработицы: как будет жить Казахстан следующие 3 года

Словарь казахстанцев — 2025: какие слова волновали и радовали нас в уходящем году

Алексей Ракша и исследования об особенностях рождаемости: Казахстану пора думать о будущих детях

Реклама
Реклама
Tengrinews
Вопрос от автора
Как вы считаете, критичен ли разрыв в доходах и расходах?
news12
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Реклама
Реклама