Пятнадцать лет назад казахстанец Марлен переехал в США. Сегодня он живёт в Техасе, профессионально занимается фотографией и имеет за плечами много лет работы в американском балете. Tengrinews.kz рассказывает историю уроженца Алматы, которому удалось построить карьеру на другом конце света.
Мечтал о ринге, попал на сцену
Марлен родился и вырос в Алматы. В балет он попал не по собственной инициативе — признаётся, что решающую роль в выборе сыграла мама. С детства он мечтал вовсе не о сцене, а о ринге — хотел стать боксёром.
В детстве он, как и многие мальчишки, большую часть времени проводил на улице, и именно жёсткий подход к дисциплине в хореографическом училище должен был, по мнению матери, направить его энергию в нужное русло.
"Я вообще не планировал быть в балете. Мама меня туда буквально затолкала. Она привела меня во втором классе, я был в шоке, не до конца понимал, куда вообще попал. Если бы мама тогда отправила меня в секцию бокса, карьера могла бы сложиться совсем иначе", — всерьёз говорит он.
Переход из обычной школы в хореографическое училище оказался болезненным. Экзамены Марлен сдал с трудом — на двойки. Но мама была настроена решительно и добилась его зачисления.
И потом в Алматинском хореографическом училище ему было непросто — первый год стал настоящим испытанием.
Однако физическая выносливость и трудолюбие сделали своё дело — у Марлена стало получаться. Потом балет перестал быть обязанностью и превратился в осознанный выбор. А со временем пришло и удовольствие от выступлений на сцене. Хотя не обходилось и без эксцессов.
"Я любил физическую нагрузку, старался на занятиях и работал с удовольствием. После серьёзного разговора у директора мама меня так сильно побила, что я перестал пропускать уроки и успешно окончил училище".
Шаги к мечте
В 2008-м Марлен окончил училище и начал работать в театре имени Абая в Алматы. Спустя год принял решение переехать в Новосибирск, став первым иностранцем, которого приняли в местный театр оперы и балета. Именно там окончательно оформилась его мечта:
"Я всегда мечтал танцевать в Америке. С детства смотрел фильмы, мне была интересна американская жизнь", — рассказывает Марлен.
Но промежуточным этапом на этом пути стала Москва. Труппы из российской столицы активно гастролировали по Европе и США, и участие в одной из них дало Марлену шанс наконец увидеть Америку вживую — в 2011 году он прилетел с ними в Штаты. И понял, что хочет остаться.
Первые шаги там были сложными, вспоминает Марлен: очень высокая конкуренция, и иностранцев американские театры брали неохотно.
"Иностранцам было очень тяжело — никто не хотел делать визы, это было дорого, — вспоминает он. — Я проработал около года, потом мне открыли визу. Тогда же я познакомился со своей первой женой, она была американкой, и мы переехали в Нью-Джерси".
Жестокие правила американской сцены
С 2012 по 2014 год Марлен танцевал в New Jersey Ballet, позже переехал в Техас. Несмотря на востребованность, плотный график спектаклей и стабильный доход, со временем он разочаровался. Американская балетная система оказалась куда жёстче, чем казахстанская.
"В Казахстане тебе доверяют, знают, что ты профессионал, — сравнивает Марлен. — В Америке ты как будто снова студент, всё напоминало бесконечный экзамен".
К тому же, добавляет он, артиста там воспринимают не как личность, а как ресурс:
"В Америке отношение к артистам совсем другое. Здесь от тебя ждут постоянной работы — без выходных, без травм, бесконечные репетиции. Если получил травму — контракт могут не продлить".
В итоге Марлен принял непростое решение — уйти из театра и найти другое место. И этот шаг оказался неожиданно успешным — в США развит рынок частных балетных школ, которые охотно приглашают профессиональных артистов для выступлений и работы со студентами.
Через несколько лет Марлен стал зарабатывать больше, чем в театре, выступая в разных проектах и спектаклях.
"За один спектакль я мог взять тысячу долларов, иногда — две. Оплачивали отели, дорогу. Тогда 50–60 тысяч в год считались очень хорошими деньгами. Сейчас это уже совсем другие суммы", — отмечает он.
Боксёр внутри балетного танцора
И уже в США в Марлене неожиданно проснулся "несостоявшийся" боксёр. Ещё в Нью-Джерси он начал ходить на бесплатные занятия по боксу. Его стойка и удары привлекли внимание тренера.
"В один день тренер спросил, где я учился боевому искусству. Я постеснялся сказать, что балетный, сказал, что ничем не занимался. Он предложил участвовать в турнире".
До боя дело не дошло: после одной из тренировок Марлен травмировал ногу и какое-то время не мог танцевать. После этого он решил не рисковать профессией. На этом история с боксом закончилась.
Балетные — обычные парни
И хотя Марлен постеснялся рассказать тренеру о своей профессии, образ "тихого и правильного" балетного артиста имеет мало общего с реальностью, отмечает он. Так, в его хореографическом училище часто дрались — школа на школу, толпа на толпу:
"Это было обычным делом для того времени. Многие мои друзья — выходцы из аулов, обычные пацаны — могли подраться, погулять, выпить".
Вокруг балета вообще много стереотипов, соглашается Марлен. Например, представление, что балетные танцоры — более женственные.
"В Казахстане я с этим практически не сталкивался: балетные — обычные парни с жёсткой дисциплиной, физической выносливостью и характером".
Балет, подчёркивает он, не делает слабым — скорее, наоборот.
Сцена, фотография и дофамин
В 2023 году жизнь Марлена изменилась: у него родился сын, и он решил окончательно уйти со сцены. Устроился работать в фотостудию, где за несколько лет вырос в востребованного специалиста. Сегодня занимается портретной и семейной съёмкой.
"Параллельно с балетом в моей жизни всегда была фотография. Ещё со школьных лет я любил снимать друзей и моменты из жизни. В Америке, получив первые серьёзные гонорары, я купил профессиональную камеру и начал снимать".
По словам Марлена, фотография даёт ему эмоции, которые очень похожи на те, что он получал на сцене.
"Когда люди приходят и видят мои работы на стенах нашей студии, они удивляются и всегда ахают. Когда я показываю им фотографии, у них появляется такая улыбка — это тот же дофамин, что и аплодисменты в зале. Когда мы выступали, люди аплодировали, смотрели, как ты красиво танцуешь, и шла такая энергия", — признаётся он.
При этом балет из его жизни полностью не исчез. Иногда он преподаёт, заменяет других педагогов, проводит дуэтные классы и подумывает снова выйти на сцену.
"Балет и фотографии — это две разные сферы, их не сравнить. Работать в балете очень тяжело, это постоянная нагрузка. Я очень скучаю и планирую станцевать пару спектаклей в этом году. Когда столько лет занимаешься балетом, не так просто уйти".
Но есть у него и другие планы. Марлен мечтает открыть собственную фотостудию и много заработать.
"Моя цель — к 45 годам не думать о деньгах, открыть свою студию, делать своё дело. Я увидел, какие доходы бывают в этом бизнесе, и понял — всё возможно".
"На пенсии вернусь в Казахстан"
Несмотря на годы, прожитые за границей, по Казахстану Марлен скучает.
"Помню, как в один день встретил казаха в магазине в Америке. Он помог мне пережить депрессию, познакомил с людьми, — делится мужчина. — Он всегда говорил: "Марлен, ни за что никогда не отказывайся от казахстанского паспорта, потому что Казахстан — это родина". Он негативно относился к тем, кто оставлял Казахстан, и уезжал в Америку. От этого у меня остался осадок, и я "держал" паспорт и сказал, что не поменяю гражданство. Но сейчас у меня другой взгляд на это".
Сегодня у Марлена уже двое сыновей, они граждане США. Сам он тоже планирует подать на американское гражданство. Но при этом говорит, что Казахстан всегда будет его родиной. И что после ухода на пенсию вернётся в свою страну, ведь "там мои друзья и родственники, и это не заменишь ничем".
Читайте также:
Америка без "агашек": как казахстанец открыл автосалон своей мечты
Из дипломатов в рестораторы. Как казахстанец покорил Пекин бургерами
Ради чего люди бросают всё. Казахстанец ушёл из банка и стал сварщиком