2025 год стал рекордным для автомобилестроения Казахстана. В стране стали выпускать больше новых машин и больше продавать.
В октябре в Костанае запустили новое автомобильное производство, а в ноябре в Алматы заработал первый в Центральной Азии мультибрендовый завод полного цикла.
Tengrinews.kz решил разобраться, как устроена казахстанская автопромышленность — корреспондент редакции побывал на нескольких заводах в индустриальной зоне Алматы.
Но начнём не сразу с производства, а с одного интересного места.
Вот так выглядит парковка недалеко от одного из заводов казахстанского автопрома. Сотни уже собранных Hyundai стоят ровными рядами и ожидают отправки в дистрибьюторские центры.
Глаза разбегаются, и это наводит на мысль: не слишком ли много автомобилей для местного рынка мы выпускаем? Этот вопрос мы ещё зададим производственникам, а пока направляемся на завод, где машины делают.
Завод по производству легковых авто
Мы попадаем на завод по производству легковых авто Hyundai Trans Kazakhstan. Здесь работает около 1 700 человек. Но мы знакомимся тут не только с людьми, но и с роботами.
Все вместе они могут выпускать до 50 тысяч автомобилей в год. За 10 месяцев этого года произвели 43 665. Это они выстроились в бесконечные ряды на парковке.
Заместитель директора по производству Ербол Касымканов сразу напоминает журналистам, которых пригласили на экскурсию, что завод строился и открывался в нелёгкое время ― в самый разгар пандемии.
Несмотря на это, его удалось возвести всего за год, говорит он. Полноценный запуск состоялся 23 октября 2020-го.
Видимо, в память о тех днях прямо на входе под стеклом разместили капот, на котором расписался Касым-Жомарт Токаев, присутствовавший на открытии.
К нынешним мощностям завод пришёл не сразу. Зимой 2025 года здесь провели модернизацию, часть производства роботизировали.
"На начальном этапе завод производил три автомобиля в час. Теперь мы увеличили производство до шести автомобилей в час", ― объясняет Ербол Касымканов.
Таким образом, количество выпускаемых автомобилей увеличили в два раза.
Но что на заводе делают роботы?
По словам Касымканова, у них есть 17 роботов. Пять из них ― сварочные.
"Роботы выполняют 30 процентов сварочных работ на самых сложных участках, например, таких, как дверные проёмы, где самое большое количество труднодоступных сварных точек".
Шесть симпатичных, одетых во всё белое японских промышленных роботов трудятся в цехе окраски.
Ещё четыре робота появились в цехе сборки. Теперь телеги с кузовами двигаются самостоятельно по специальным магнитным линиям ― они проложены здесь по полу.
При этом, заверяет местный замдиректора по производству Касымканов, количество рабочих мест после роботизации не снизилось, а наоборот, увеличилось — на 500 человек.
Это произошло потому, говорит он, что количество выпускаемых машин возросло, соответственно, для сборки потребовались новые силы.
А те, кто уже работал на предприятии, освоили новые специальности и технические компетенции.
Сейчас модельная линейка завода Hyundai Trans Kazakhstan включает в себя: Hyundai Tucson, Mufasa, Sonata, Elantra, Santa Fe, Palisade, Staria, Custin, а также четыре модели представительского класса бренда Genesis.
Всего с 2020 года предприятие выпустило 209 437 автомобилей.
Технопарк по производству автокомпонентов
В Казахстане делают не только сами автомобили, но и компоненты к ним.
Ещё одна точка в нашей экскурсии — завод по производству сидений Almaty Autoparts Production. И тут мы разбираемся с уровнем локализации и с тем, что на самом деле производит завод, а что ещё не локализовано.
Здесь нас встречает инженер отдела технологии качества и производства Жасулан Айтуреев.
Он рассказывает, что в декабре 2024 года предприятие выпустило пилотную партию пеноформ для сидений, прошло сертификацию и получило одобрение корейского офиса Hyundai Motor Company.
Производство стартовало уже в марте 2025 года.
Сейчас они выпускают сиденья для моделей Hyundai Tucson и Santa Fe.
На данном этапе здесь, кроме того, что льют пеноформы, ещё собирают каркасы, обивают пластиковые элементы и проверяют системы управления автомобильных сидений.
Для этого используют оборудование, сырьё и комплектующие от заводов-поставщиков Hyundai Motor Company из Кореи.
При этом инженер Айтуреев уточняет, что сейчас локализована только отливка пеноформ. Но планируется, что к 2026 году завод перейдёт ко второму этапу локализации — будет запущен пошив чехлов из поставляемого сырья.
Предприятие может выпускать до 100 тысяч комплектов сидений в год.
Технопарк автокомпонентов также включает в себя завод по производству мультимедийных систем для машин. На будущее запланировано строительство цехов для сварки глушителей, производства топливных и тормозных трубок.
Сейчас на заводе 150 сотрудников, в 2026 году эта цифра увеличится до 350.
Мультибрендовый автомобильный завод
Это совсем новый завод в индустриальной зоне Алматы. Он заработал в сентябре 2025 года. Журналистов сюда пригласили впервые.
Мультибрендовым Astana Motors Manufacturing Kazakhstan (AMMKZ) называется потому, что здесь объединено производство сразу трёх ведущих китайских брендов: Chery, GWM (Haval, Tank) и Changan.
Тут нас встречает заместитель директора по производству Алексей Дормидонтов. Интересуемся, сколько шагов в день он проходит, ведь площадь завода немаленькая ― 309 000 квадратных метров. По словам Дормидонтова, в рабочие часы он нахаживает около 16 000–18 000 шагов.
А вот и другие цифры: сейчас на заводе работает 2 500 рабочих, при этом в две смены здесь могут трудиться 3 600 человек. Производственная мощность — 120 тысяч автомобилей в год.
Как рассказывает директор, на всех этапах производства — от сварки до сборки — тоже задействованы роботы: их тут больше, чем на других заводах — 54.
В цехе сварки установлено 17 роботов. Задача этих ярких механизированных "сотрудников" — обеспечить высокую точность соединения разных частей кузова.
Цех окраски оснащён 34 промышленными роботами. Это они тянут к кузову свои похожие на щупальцы "руки" и равномерно распыляют краску.
В цехе сборки работают ещё три робота:
Любопытно, что на этом заводе, кроме производственных помещений, есть ещё и офисы на 430 рабочих мест и рекреационные зоны: столовая на 1 000 посадочных мест, спортивные залы для занятий футболом, волейболом, настольным теннисом, боксом, борьбой, установлены тренажеры для фитнеса.
Также здесь есть библиотека и даже небольшой кинотеатр.
Вопросы и ответы
Как раз в этом кинотеатре журналистов собирают для брифинга генерального директора КМК Astana Motors Бекнура Несипбаева и президента Казахстанского автомобильного союза Анар Макашевой.
После экскурсии журналисты интересуются у Бекнура Несипбаева, не является ли производственная мощность завода в 120 тысяч автомобилей в год избыточной для Казахстана.
Он отвечает: если посмотреть на текущую рыночную ситуацию, действительно может показаться, что 120 тысяч машин в год — это слишком много. Но уточняет, что завод построен с запасом.
"Наша цель — развивать локализацию. И мы видим, что Министерство промышленности и строительства ежегодно повышает требования к автопроизводителям и требует всё больше объёмов производить именно мелкоузловым методом. Поэтому наш завод построен с этим запасом. По мере увеличения локализации у нас повышаются возможности поставлять с этого завода на экспорт в другие страны. Мы видим, что экономика страны растёт, покупательная способность растёт. Наше население будет пересаживаться со старых автомобилей на новые. Поэтому через 5–7 лет загруженность завода будет достаточно высокая", ― уверен Несипбаев.
Также он уточняет, что 60 процентов продукции завода будут рассчитаны на экспорт. На что у журналистов возникает вполне справедливый вопрос: в какие страны могут пойти авто, собранные в Казахстане?
"Изначально, когда проектировали этот завод, мы рассчитывали, что в основном будем поставлять автомобили в Российскую Федерацию. Но сейчас мы видим, что Россия поэтапно повышает утилизационный сбор и тем самым стимулирует производителей авто из КНР локализовывать своё производство на территории России. Соответственно, сейчас мы уже возможности экспорта не видим, — признаётся Бекнур Несипбаев и добавляет:
"Но в рамках ЕАЭС у нас ещё есть такие страны, как Кыргызстан, Беларусь и Армения. Плюс у Казахстана подписано множество торговых соглашений с разными мировыми державами. Мы изучали список. С Вьетнамом есть беспошлинная торговля, с Турцией тоже есть. Но беспошлинная торговля начинает работать, если доля казахстанского содержания в автомобиле превышает 51 процент. В таком случае мы сможем поставлять авто без уплаты таможенных пошлин. Поэтому наша цель в ближайшие пять лет — увеличить долю локализации до 51 процента".
Рынок Европы Несипбаев также называет "очень интересным".
Пока это звучит как далёкие планы, но Несипбаев заверяет:
"Ничего невозможного на самом деле нет. Потому что и с европейскими странами у Казахстана подписаны такие торговые соглашения. Вопрос тут только в одном: как считать долю локализации? У каждой страны свои правила по подсчёту доли локализации".
И это действительно в контексте автопроизводства ключевой вопрос. Хотя какова доля локализации сейчас, на пресс-конференции не сообщают.
Но генеральный директор объясняет журналистам, что на данном этапе казахстанские заводы не могут позволить себе штамповку крупных кузовных деталей: боковины, полы, крыши, капоты и так далее. Поставить такие станки они могут, но вот формы для штамповки выходят настолько дорогими, что производство машины станет нерентабельным.
В Astana Motors пока рассматривают возможность начать штамповать небольшие кузовные детали, которые не требуют таких затрат. Помимо прочего, для увеличения процента локализации в автомобили собираются устанавливать аккумуляторы "Кайнар", произведённые в Талдыкоргане, а также использовать шины Attar с завода в Сарани ― переговоры с ними уже проведены.
Материал подготовлен в рамках пресс-тура Astana Motors
Читайте также:
Казахcкое кино выходит на регион: почему соседи смотрят наши фильмы