ПОДЕЛИТЬСЯ
09 ноября 2015 | 12:33
Как в Румынии с коррупцией борются
"Мы не производим столько, сколько вы воруете!", "Убирайтесь из страны вместе с мафией!" - с такими лозунгами румынское население вышло на войну со взяточниками. Массовые протесты в Бухаресте и других городах не прекращались несколько дней. Народ заявил, что больше не хочет кормить коррупционеров. Премьер-министр Виктор Понта, обвиненный в серьезных злоупотреблениях, вынужден был подать в отставку.
ПОДЕЛИТЬСЯ
"Мы не производим столько, сколько вы воруете!", "Убирайтесь из страны вместе с мафией!" - с такими лозунгами румынское население вышло на войну со взяточниками. Массовые протесты в Бухаресте и других городах не прекращались несколько дней. Народ заявил, что больше не хочет кормить коррупционеров. Премьер-министр Виктор Понта, обвиненный в серьезных злоупотреблениях, вынужден был подать в отставку.
Буря в пустыне
Как правило, люди выходят на площадь в двух случаях: либо в отчаянии от своего полнейшего бессилия, либо в воодушевлении от осознания собственной силы. Румыны прошли путь между этими диаметрально противоположными состояниями в невероятно короткий срок.
Еще лет десять назад здесь, на европейской периферии, царила такая же болотисто-бюрократическая тишь да гладь, как и в большинстве стран с маркировкой "постсоц". Начальники "попиливали", народ постанывал, международная общественность покачивала головой.
И вдруг на безмятежный заповедник непуганых чиновников налетел антикоррупционный торнадо, который смел не только морально неустойчивый чиновничий планктон, но и выбил массивные служебные кресла из-под фигур гораздо более крупных. В отсидку нестройными рядами отправились градоначальники, парламентарии, олигархи, министры, а также их многочисленные родственники.
Какая же невероятная сила смогла победить непобедимое - жадность и мздоимство? Чья невидимая рука оторвала от госкормушки тысячи представителей класса еврососущих, впившихся в румынский бюджет почти по-дракульи?
Фото © REUTERS
Ответ прост: жадность победила еще бОльшая жадность. И деньги, конечно.
Когда перед Румынией замаячила перспектива вступления в Евросоюз, простой народ возликовал. Но еще больше возликовали чиновники: одно дело - отщипывать от постной отечественной мамалыги, другое - от жирного европейского пирога.
Однако Старый Свет бдил и пирог от посягательств охранял. Румынам было предписано победить коррупцию, не дожидаясь конца текущей пятилетки. По результатам выполнения домашнего задания новичков обещали зачислить в евроклуб.
Чиновники согласились и даже произвели некоторые манипуляции: учредили антикоррупционные организации, издали соответствующие указы, усилили борьбу, улучшили показатели, умножили, углубили, расширили - и отчитались о результатах.
Однако, к их удивлению, Еврокомиссия отказалась считать результатом то, что написано пером. Она упорно кивала на то, что не вырублено топором: на все ту же коррупцию, которая, как оказалось, чернилами не выводится.
Вступление в ЕС было под вопросом. Однако в конце концов Румынию в союз все же приняли как бы авансом, взяв с нее честное-пречестное слово истребить мздоимство на корню. Румынские чиновники привычно пообещали - и усилили, углубили, расширили…
Время сажать
Но этот номер больше не прошел. Постсоц-чиновники вскоре сделали для себя большое открытие: в Европейском союзе надо играть по европейским правилам. В противном случае можно лишиться европейских миллионов, которые стране были крайне необходимы: простым румынам нужно было срочно строить дороги, школы и больницы, а начальникам нужно было срочно улучшать свое материальное положение.
Поэтому впервые за долгое время и те, кто ворует, и те, у кого воруют, сошлись во мнении: "Пришло время сажать". Хорошие парни подумали: "Вот переловим всех взяточников, получим деньги - и заживем!" Плохие парни подумали: "Вот сольем пару лузеров, получим деньги - и заживем!"
И антикоррупционная машина заработала. Сначала со скрипом: сажали тех, кто помельче; да и им судьи первое время стеснялись выносить реальные сроки. Общественность принялась критиковать Фемиду, и та вняла: приговоры стали не в пример жестче.
А потом в Румынии учредили Национальное антикоррупционное управление (DNA), которое теперь снится в кошмарах всем взяточникам. В этой организации, подчиняющейся только президенту, не знают слова "неприкасаемые". В данный момент 120 следователей управления расследуют 6000 антикоррупционных дел. Каждый день на допросы вызывают высокопоставленных фигурантов. Журналисты одно время фактически жили шумным табором на подступах к DNA, чтобы, не дай Бог, не пропустить очередного именитого подследственного.
Фото © AFP
За пару последних лет на скамью подсудимых отправились два десятка мэров, несколько парламентариев, министров, самый богатый в стране человек Иоан Никулае, а также экс-глава кабмина Адриан Нэстасе.
Последний после вынесения обвинительного приговора пытался совершить самоубийство - прямо как щепетильные в вопросах чести японские самураи. Однако экс-премьер выжил, отсидел девять месяцев, вышел на свободу - и снова сел, уже на 4 года, за взятки и шантаж.
А тем временем тень Фемиды накрыла нового премьер-министра - Виктора Понту. Антикоррупционное управление добралось и до него, обвинив в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег. Что примечательно, расследование против Понты велось в то время, когда он был у власти. Президент Румынии Клаус Йоханнис настойчиво советовал премьеру уйти "по собственному", но Понта уходить не хотел. Все обвинения в свой адрес он отвергал и называл дело "политически мотивированным".
Премьер-министр Румынии Виктор Понта. Фото © REUTERS
Ответить народу за "Colectiv"
То, что не удалось президенту, смогли сделать простые люди. Массовые протесты, вспыхнувшие в начале ноября и не утихавшие несколько дней, заставили премьера покинуть пост, а заодно и отправить в отставку все правительство. Поводом для народных возмущений стала трагедия в клубе "Colectiv". Во время празднования Хэллоуина там произошел пожар, в котором погибли 44 человека. Еще больше ста посетителей пострадали в давке. Как выяснилось, клуб не соответствовал требованиям безопасности, но уполномоченные органы закрывали на это глаза. Румыны уверены: без взяток здесь не обошлось. Мздоимство стоило жизни большому количеству людей.
Фото © AFP
Происшествие в заведении "Colectiv" до мелочей напоминает трагедию в пермском клубе "Хромая лошадь": в 2009 году там тоже во время пожара погибли люди. Правда, жертв на Урале было гораздо больше - 156. А народное возмущение при этом - гораздо тише.
В Румынии власть легким испугом не отделалась. Народ ясно дал понять, что не желает больше видеть у руля ни правых, ни левых. "Партий много, все жалкие!", "Убирайтесь все!", "Не меняйте название, меняйте систему!" - такие плакаты держали люди во время массовых выступлений в Бухаресте и других городах. Население потребовало досрочных выборов и формирования нового правительства, в которое войдут не представители противоборствующих партий, а "технократы с солидными портфелями проектов".
Вот оно, тлетворное влияние Запада. Всего восемь лет в Евросоюзе - и румыны научились главному: считать чиновников не своими начальниками, а обслуживающим персоналом типа домработницы.
Фото © AFP
Честность - только за деньги
"А что, в Европе нет бюрократов и взяточников?" - скептически спросит наш уважаемый читатель. Конечно, есть. В прошлом году Еврокомиссия опубликовала доклад на эту тему, заявив, что размах коррупции в Старом Свете "поражает воображение". В частности, в докладе сообщается, что аж 4 процента европейцев в год вынуждены давать взятки.
Видимо, очень бедное воображение у членов Еврокомиссии, если их поражают такие цифры. Лично меня заставило задуматься другое: в том же докладе говорится, что коррупция обходится европейцам по меньшей мере в 120 миллиардов евро ежегодно. Если такой ущерб - всего при четырех процентах взяткодателей, то какой же суммы не досчитываемся мы, при нашей традиции щедро "благодарить" всех и за все?
Фото © AFP
Впрочем, кризис может многое изменить - как, к примеру, в Молдове. Эта страна, находящаяся на грани дефолта, сейчас срочно зовет к себе в качестве "лайфкоучеров" тех самых неумолимых румынских следователей, которые сотнями сажают разнокалиберных мздоимцев. Как выяснилось, МВФ отказался дать Молдове кредит именно из-за высокого уровня коррупции. И теперь на карту поставлено все: сумеют в Молдове искоренить взяточничество - получат кредит, не сумеют - страна может стать банкротом.
Татьяна Гуторова, специальный корреспондент Tengrinews.kz по Европе
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также