2025 год был полон нелёгких решений правительства Казахстана, многие из них принимались, чтобы учесть риски 2026-го и снизить давление на экономику. Корреспондент Tengrinews.kz собрал прогнозы аналитиков и международных финансовых институтов, чтобы узнать, каким может быть следующий год для страны в экономическом плане.
Контекст: какие решения принимались в 2025 году
Для прогнозов на 2026-й очень важно учитывать контекст, в котором находилась страна в прошлом году.
Весь 2025-й в правительстве Казахстана говорили о необходимости стабилизации инфляции и её снижении, обеспечении устойчивого роста экономики и реальных доходов граждан.
Для этого была принята Программа совместных действий правительства, Национального банка и Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, рассчитанная на 2026–2028 годы.
"В Послании мною было откровенно сказано, что двузначная цифра инфляции недопустима, инфляция сводит на нет все наши решения и действия, направленные на повышение благосостояния граждан. Без строгой, а скорее всего — жесточайшей бюджетной дисциплины здесь не обойтись. Финансовые средства должны направляться только на приоритетные проекты и программы, которые способствуют увеличению ВВП, росту Казахстана на мировой арене", — заявлял по этому поводу Касым-Жомарт Токаев в декабре 2025 года.
Как раз для борьбы с инфляцией Национальный банк Казахстана начал вести жёсткую монетарную политику и удерживает базовую ставку на уровне 18 процентов.
"В настоящее время Национальный банк не видит пространства для снижения ставки до конца первого полугодия 2026 года, принимая во внимание высокие инфляционные ожидания, динамику базовой инфляции и отложенное влияние тарифных и налоговых реформ, — отмечал перспективы сам регулятор в конце ноября 2025 года. — В случае отсутствия убедительных признаков формирования устойчивого тренда на замедление инфляции не исключается возможность ужесточения денежно-кредитных условий".
Также в прошлом году решили перезагрузить модель сотрудничества государства и бизнеса. Для этого был принят новый Налоговый кодекс: с 1 января ставка НДС повышена до 16 процентов, снижен порог годового оборота для обязательной регистрации плательщиков этого налога и отменён ряд налоговых льгот.
В правительстве объясняют эти изменения необходимостью нарастить доходы бюджета — без этого, по мнению властей, невозможно обеспечить макроэкономическую стабильность и покрыть растущие социальные расходы.
Как всё это отразится на казахстанской экономике? Какие прогнозы дают эксперты и международные финансовые институты на 2026-й для нашей страны?
Прогноз от Международного валютного фонда (МВФ)
В Международном валютном фонде ожидают, что в 2026 году рост экономики Казахстана по-прежнему будет высоким, но в среднесрочной перспективе немного замедлится.
"Внутренний спрос останется высоким, несмотря на ожидаемое замедление роста потребительского кредитования и стабилизацию добычи нефти, в результате чего общий рост реального ВВП в следующем году составит примерно 4,5 процента. Высокий уровень экономической активности, повышение ставок НДС и ставок корпоративного подоходного налога, а также ожидаемое возобновление повышения тарифов на коммунальные услуги в течение следующего года будут способствовать сохранению инфляции на повышенном уровне — приблизительно 11 процентов в 2026 году", ― предполагают в фонде.
Его эксперты также прогнозируют в среднесрочной перспективе — по мере того как эффект от принятых налоговых реформ будет ослабевать — постепенное снижение инфляции до целевого показателя Национального банка Казахстана в размере пяти процентов и стабилизация экономического роста на более устойчивом уровне около 3,5 процента.
При этом аналитики МВФ считают, что риски ухудшения прогноза носят в основном внешний характер:
- К ним относятся замедление экономического роста или возобновление инфляционного давления в странах, которые являются основными торговыми партнёрами для Казахстана.
- А также снижение цен на нефть или серьёзные продолжительные перебои в экспорте нефти по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
Что касается внутренних рисков, то их в фонде связывают со следующим:
"С потенциальными задержками в реализации инфраструктурных проектов и в проведении бюджетной консолидации, а также с более высокой, чем ожидалось, инфляцией, которая может привести к дальнейшему ужесточению денежно-кредитной политики. Ускорение реализации крупных инфраструктурных проектов, финансируемых за счет субсидируемых государством схем, может привести к превышению прогнозных показателей темпов роста и инфляции".
Американское информационное агентство Bloomberg в свою очередь приводит цитату представителей МВФ, из которой можно сделать вывод, что политика казахстанского регулятора вполне оправданна:
"Национальному банку Казахстана следует продолжать придерживаться достаточно жёсткой денежно-кредитной политики до тех пор, пока инфляция не приблизится к целевому уровню, и при необходимости проводить дальнейшее повышение процентной ставки".
Поэтому и в Bloomberg считают, что вероятность снижения базовой ставки в первой половине 2026 года крайне мала. Это указывает на осторожное отношение нашего центрального банка к рискам инфляции и макростабильности в этом году.
И это согласуется с трендом, что монетарная политика останется жёсткой даже в условиях замедления роста.
Прогноз от Всемирного банка
В общих прогнозах Всемирного банка заявлено, что инфляционное давление на экономику Казахстана сохранится, и уровень инфляции будет превышать целевой ориентир Национального банка как минимум до 2027 года. Но есть и ожидания стабилизации.
"Низкие цены на нефть и продолжающаяся репатриация инвестиционных доходов из горнодобывающего сектора, как ожидается, будут удерживать платёжный баланс по текущим операциям в дефиците — в среднем 2,9 процента ВВП в 2025–2027 годах. Бюджетный дефицит прогнозируется на уровне 3,6 процента ВВП в 2025 году с последующим постепенным сокращением до 2,3 процента к 2027 году, чему должны способствовать рост бюджетных доходов за счёт повышения НДС и улучшения налогового администрирования".
Отмечается, что в расходных планах правительства на 2026–2028 годы заложен постепенный курс на бюджетную консолидацию, включая ужесточение трансфертов (выделение средств) местным бюджетам при сохранении приоритета инфраструктурных расходов как минимум до 2027 года.
Также аналитики ожидают, что дефицит бюджета будет финансироваться преимущественно за счёт внутренних заимствований и дальнейших изъятий средств из Национального фонда. Государственный долг, по прогнозам, вырастет с 23,4 процента ВВП в 2024 году до 27 процентов ВВП к 2027-му.
"Уровень бедности, по прогнозам, будет постепенно снижаться и к 2027 году достигнет 6,2 процента. Вместе с тем резкий всплеск инфляции может непропорционально сильно ударить по малообеспеченным домохозяйствам и замедлить сокращение бедности", ― говорится на сайте Всемирного банка.
Помимо прочего, его аналитики считают, что риски для экономического роста Казахстана могут сместиться в сторону ухудшения.
"Возможный резкий рост глобального предложения нефти может опережать спрос, оказывая давление на мировые цены. Дополнительным риском для нефтяного экспорта Казахстана остаются потенциальные перебои в работе нефтепровода через Чёрное море (КТК). На внутреннем уровне расширительная бюджетная политика и быстрый рост кредитования могут продлить период высокой инфляции, ухудшить макроэкономические условия и инвестиционную привлекательность страны, а также подорвать реальные доходы бедных и уязвимых слоёв населения", ― отмечают во Всемирном банке.
Прогноз от Евразийского банка развития (ЕАБР)
А вот аналитики Евразийского банка развития ожидают сохранение устойчивого роста экономики Казахстана на уровне 5,5 процента в 2026 году. Они отмечают, что реализация Национального инфраструктурного плана и запуск государственной программы "Заказ на инвестиции" смягчат негативное влияние пониженных цен на нефть.
Экономику также поддержит наращивание несырьевого экспорта.
"Умеренно жёсткие денежно-кредитные условия обеспечат снижение инфляции до 9,7 процента на конец 2026 года после пика в начале 2026 года на фоне повышения НДС. Курс тенге в среднем по 2026 году составит 535 тенге за доллар. Факторами поддержки обменного курса выступят высокая базовая ставка и рост несырьевого экспорта", ― считают в ЕАБР.
А на какие прогнозы опирается Нацбанк?
В конце ноября Национальный банк Казахстана опубликовал результаты очередного макроэкономического опроса среди экспертного сообщества.
Это обзор независимых мнений, оценок и ожиданий профессиональных участников рынка по развитию ситуации на казахстанском и мировом рынках.
Все опрошенные респонденты ожидают более высокую базовую ставку на всём прогнозном горизонте. Медиана прогнозов от них по этой ставке:
- на 2026 год выросла с 14,8 процента до 16 процентов,
- на 2027 год — с 12 процентов до 13.
Прогноз по инфляции на 2026 и 2027 годы сохранился на уровне 10 процентов и 7 процентов, соответственно.
Тем не менее прогнозы по росту экономики Казахстана улучшились.
Прогноз по ВВП на 2026 год вырос с 4,8 процента до 4,9; на 2027 год – с 4,8 до пяти процентов.
В 2026 и 2027 годах цена на нефть марки Brent ожидается в среднем на уровне 63,8 и 64,1 доллара США за баррель, соответственно.
Также эксперты, опрошенные Нацбанком, ожидают средний курс в 548,2 тенге за доллар в наступившем году.
"Умеренные ожидания"
Корреспондент Tengrinews.kz также поговорил с казахстанским экономистом Бекнуром Кисиковым, чтобы узнать, каким он видит 2026 год.
Эксперт считает, что поднятие НДС до 16 процентов умеренно сдержит экономическую активность в краткосрочном периоде. Однако в дальнейшем это не помешает среднему росту экономики, уверен он:
"Краткосрочно в первой половине года это может сдержать потребление и снизить деловую активность, потому что люди не знают, как НДС подействует, что будет с ценами. НДС повышается на четыре процента, это, конечно же, увеличит расходы домохозяйств и бизнеса. Повышение НДС лежит в цене товара, услуги. Пока товар производится, он несколько раз может облагаться НДС на разных этапах. Плюс каждая поставка, каждая цепочка, так или иначе, может содержать в себе НДС. Да, там, конечно, есть взаимозачёты. Но тем не менее всё равно это приводит к нагрузке. Всё это может подействовать на инфляцию. Правительство говорит, что увеличение будет не больше трёх процентов. Но, опять же, на практике мы это увидим только в 2026 году".
При этом Бекнур Кисиков предполагает, что повышение этого налога всё же приведёт к повышению поступлений в бюджет:
"Будет укрепляться бюджет, снижаться дефицит бюджета, из-за которого всё это и создалось. Налоги повышаются, потому что бюджет испытывает дефицит. Нужно поддёргивать госфинансы, инвестиции. Все мы понимаем, что бюджет нужен, что бюджету не хватает денег".
Что касается инфляции — экономист рассчитывает на то, что страна будет укладываться в диапазон, прогнозируемый Национальным банком, в районе 9-12 процентов.
"В целом инфляция может замедлиться во втором полугодии 2026 года, но она всё-таки останется двузначной. Пиковое давление придётся на начало года из-за НДС и возможного роста тарифов. Это окажет сильное влияние. Но в этом году Нацбанк показал, что он может сдерживать инфляцию. И мы знаем, что во второй половине 2025 года удалось немного затормозить инфляцию", ― считает Кисиков.
При этом аналитик уверен, что в 2026-м инфляция всё равно будет давить на потребительскую способность.
"Инфляция — это всегда большой враг паритета покупательской способности. Цены растут, люди откладывают деньги, поэтому потребительство уже даже сейчас становится более разумным, более ограниченным, более экономным. Почему инфляция мешает развитию рынка, развитию предпринимательства? Потому что потребительство снижается и рынок замирает".
Бекнур Кисиков прогнозирует, что эффект от налоговой реформы в Казахстане станет очевиден только к лету наступившего года. И покажет это налоговая отчётность за первое полугодие.
Также эксперт считает, что тенге умеренно ослабнет в 2026 году.
"Я думаю, что более слабая экспортная выручка, импорт, инвестиционные проекты, сокращение трансфертов из Нацфонда ― всё это будет влиять на стоимость тенге. Надеюсь, что резких скачков не будет. Диапазон, скорее всего, будет в 540–560 тенге за доллар".
По росту казахстанского ВВП в 2026 году прогноз Кисикова такой: в районе 3,5–4,5 процента.
"Но есть и более оптимистичные прогнозы, — оговаривается он, — например, правительственные и даже некоторые международные институты говорят, что у нас будет рост от пяти до шести процентов. Это, прежде всего, добыча нефти, инфраструктурные проекты. Ну и, конечно же, инвестиционная активность".
По словам эксперта, в прошлом году Казахстан был одной из самых привлекательных стран в мире в плане инвестиций. Кисиков считает, что рост инвестиций только продолжится, но темпы могут быть не такими высокими по сравнению с 2025-м.
Резюме
Если объединить и сравнить прогнозы от разных экспертов и финансовых институтов, то можно увидеть общую картину.
По росту ВВП Казахстана в 2026 году, похоже, все аналитики сходятся примерно в одной точке — в районе пяти процентов.
В 2027-м опрошенные Нацбанком участники рынка ожидают рост ВВП до пяти процентов, а аналитики МВФ и ЕАБР ожидают замедление / стабилизацию, не называя конкретных цифр.
Что касается инфляции, то тут у экспертов видение расходится.
Респонденты Нацбанка ожидают также, что к 2027 году инфляция снизится до семи процентов, а МВФ даже более оптимистичен — прогнозирует стабилизацию роста цен до пяти процентов.
Не все аналитики делились своими ожиданиями по курсу тенге к доллару США в 2026-м, но некоторые из них высказали предположения по этому показателю, что тоже важно для отслеживания экономических тенденций следующего года.
На основе собранной информации можно сделать вывод, что 2026-й будет для экономики Казахстана годом осторожной стабилизации, а не ускоренного роста. Инфляция останется двузначной в первой половине года из-за НДС и тарифов, но ближе к его концу начнёт замедляться на фоне жёсткой политики Нацбанка.
Экономика, по прогнозам, вырастет умеренно — в диапазоне 4–5 процентов, при этом ключевыми рисками останутся цены на нефть и возможные перебои с её поставками по КТК из-за внешнеполитической ситуации.
Также аналитики сходятся в том, что принятые в 2025 году решения должны позволить пройти 2026 год без шоков, но эффект от реформ станет заметен, скорее всего, только летом.
Читайте также:
Налогов на триллионы больше, чем обычно, заплатят казахстанцы в 2026-м. Как обогатится казна
Когда примут следующие решения по базовой ставке: Нацбанк утвердил график на 2026 год
Инструкция по НДС: как платить и что учитывать