06 февраля 2024 | 06:11

"Калым за невесту - миллион тенге". Как живут казахи в узбекской глубинке

Мы продолжаем серию репортажей о бухарских казахах. В предыдущем материале корреспондент Tengrinews.kz посетила казахский аул, расположенный вблизи исторического мемориального комплекса Бахауддина Накшбанди и поговорила с сельчанами. Дальше мы отправились в Караулбазарский район, который находится в 65 километрах от Бухары. Сегодня хотим познакомить вас с его гостеприимными жителями - этническими казахами. 

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Мы продолжаем серию репортажей о бухарских казахах. В предыдущем материале корреспондент Tengrinews.kz посетила казахский аул, расположенный вблизи исторического мемориального комплекса Бахауддина Накшбанди и поговорила с сельчанами. Дальше мы отправились в Караулбазарский район, который находится в 65 километрах от Бухары. Сегодня хотим познакомить вас с его гостеприимными жителями - этническими казахами. 

Когда заезжаешь в Караулбазарский район, то сразу чувствуешь атмосферу гостеприимства и дружелюбия. Люди готовы подсказать все, что нужно. Здесь все друг друга знают, ходят друг к другу в гости, помогают, если случается беда. Серик Абдираимов - местная знаменитость. Его зовут на все тои. Он акын, тамада и просто интересный собеседник. 

Фото: Серик Абдираимов часто выступает в местном Доме культуры 

"Ищешь казаха, проедь по степи, - начинает разговор Серик. - Из Бухары в Караулбазар едешь - кругом степь. В Зарафшан, Учкудук едешь - кругом степь. И там одни казахи. Мы степной народ. Казахи во времена эмиров еще появились здесь. Они занимались скотоводством. Если трава заканчивалась, то шли в другое место, двигались от колодца к колодцу. Пропустишь колодец, все - засуха, смерть". 

Родители Серика переехали в Караулбазар в 1970-х годах. Сам он родился уже здесь. 

Фото: Серик Абдираимов во дворе своего дома

Серик окончил узбекскую школу (казахская школа появилась здесь позже), потом учился в ПТУ на сварщика. Работал в нефтегазовой сфере. А однажды он кардинально изменил свою жизнь.

"Как-то я пришел сватать друга. А тамада не пришел. Мне дали микрофон, сказали, давай, ты много песен знаешь. Я стеснялся тогда, еле как провел мероприятие. А потом заказы пошли. С тех пор провожу разные свадьбы, беташары. Меня приглашают на тои и русские, и азербайджанцы, и казахи, и турки, и корейцы. Здесь по 300-400 человек могут прийти на свадьбу. Раньше по 700-800 гостей приглашали, но многие уехали". 

Сейчас наш герой занимается только музыкой. Он играет на домбре и гитаре. У него есть свой ансамбль. Сундет Кандимов - его ученик. 

Фото: Серик Абдираимов и Сундет Кандимов

У Серика две дочери (младшая вышла замуж в Шымкенте), сын и пятеро внуков. Супруга работает учителем в местной школе.

В семье хорошо знают казахский язык.

"Я слежу, чтобы мои внуки правильно говорили по-казахски. У нас ведь очень много синонимов. Поэт Абдулла Арипов, который писал гимн Узбекистана, как-то перевел произведения Габита Мусрепова на узбекский язык, и он был удивлен количеством синонимов. Сам я пишу стихотворения на казахском языке". 

"У нас особый почет старшим, - рассказывает мужчина. - За день перед свадьбой мы режем барана, приглашаем аксакалов. Они говорят: ты будешь топить самовар, а ты - казан греть, ты барана будешь резать, а ты - мясо ставить. Старикам отдельную комнату даем, где они сидят на топчане - самом почетном месте. Когда режем барана, пожилым людям в знак уважения преподносим бас табак". 

- А чем у вас молодежь занимается?

- Казахская молодежь очень активная, стремится получить высшее образование. Обязательно поступают, учатся либо в Бухаре, либо в Навои.

Многие казахстанцы женятся на наших девушках. Наши девушки все умеют. Хлеб пекут, шьют, прекрасно готовят - все это в обязательном порядке. Прежде чем идти замуж, дочь продемонстрировала нам, что умеет. Ведь дочь - это лицо родителей. И в обязательном порядке она должна соблюдать традиции. Недаром же говорят, хочешь уничтожить нацию - уничтожь традиции.

Видите, вот девушка прошла, поклонилась вам. Это в знак уважения. Вообще, мы с малых лет прививаем детям уважение к старшим. Здесь каждый ребенок с вами будет здороваться. 

Фото: Серик, Амангельды, Сундет (слева направо)

Мы выходим на улицу. Серик рассказывает, что здесь в каждом дворе должно быть высажено по 70 фруктовых деревьев.

"У меня несколько засохло, сейчас еще сажать буду, каждый дом проверяют"

Пока мы разговариваем, к нам присоединяется еще один житель - Амангельды Усербаев. Он живет в Караулбазаре 25 лет. 

"Я родом из Тамдынского района. 10 лет жили в Бухаре, потом переехали сюда. Работаю на заводе слесарем по ремонту технологических установок"

У собеседника супруга - директор школы, есть две дочери и внучка. Младшая дочь учится в Джизаке на историка, старшую выдали замуж, соблюдая все казахские традиции. 

Помимо нефтегазовой сферы, местные казахи преподают в школах, у кого-то малый бизнес, кто-то таксует.

Еще здесь находится колония для рецидивистов. Кто-то работает в этом учреждении.

Жители также занимаются скотоводством. Например, соседи Серика держат верблюдов и шьют пояса из верблюжьей шерсти. 

Дальше мы направляемся к Раушан. Она шьет приданое всем невестам региона. Как-то к Раушан приезжали журналисты с узбекского телевидения - настолько ее работы известны в округе. 

Наша собеседница работала в школе, потом в райсобесе, сейчас на пенсии. Идея шить приданое пришла неожиданно. 

"В 2002 году я была в Актау на местном базаре. Заметила у одной из продавщиц курпача (легкий стеганый матрац / одеяло), спросила, сколько стоит. Когда она сказала, я ответила, что это дорого. На что услышала ответ: ты иголку в руках не держала, не уважаешь чужой труд. Мне тогда стало так обидно, что я сама себе сказала: как выйду на пенсию, буду сама все шить. Так и сделала. Уже почти 10 лет занимаюсь приданым"

Иногда тои идут подряд и работа кипит, а иногда затишье. Бывает, что молодежь знакомится на свадьбе и потом сразу по две-три пары подряд женятся. Обычно заказы поступают весной. Одно приданое Раушан подготавливает в течение двух недель. 

"Это два сундука (корпе, постельное белье, платья). Курпачи могут по 6-8 штук заказывать. Постельное белье раньше однотонное просили сшить. Сейчас в моде курак (соединение цветных лоскутков). Калым платит жених, все остальное - на плечах невесты"

- А какой калым платят женихи?

- Здесь это в основном 25 миллионов сумов. Почти миллион тенге, - говорит Серик.

- А крадут невест?

- Раньше было. Сейчас уже нет, просто сватают. 

Провожая нас до ворот, Раушан добавила:

"Мы хорошо живем, я ни на что не жалуюсь. Была в Шымкенте, Актау, Уральске в гостях. Но тут я привыкла, тянет сюда. Как говорят, где родился, там и пригодился".

 Читайте также:

"Делаем те же тои". Как живут казахи в Узбекистане

"Мы очень сильно друг другу помогаем". Как казахстанки покоряют Ташкент

"Меня всегда тянуло в мой маленький Караулбазар". Как живут бухарские казахи

Текст и фото: Анастасия Солнцева

Реклама
Реклама
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная